Цель:
- познакомить детей с творчеством народных мастеров Гжели.
Задачи:
- научить различать элементы гжельской росписи;
- способствовать формированию эстетического и художественного вкуса;
- развивать восприятие цвета, умение работать кистью различными приёмами,
- развивать творческое воображение детей.
Оборудование:
- репродукции: И.Грабарь «Февральская лазурь», Л.Бродская «Русская зима»,
- таблицы: «Гжельская посуда», «Элементы гжельской росписи»,
- выставка детских рисунков по мотивам гжельской росписи,
- декоративные тарелки («папье-маше») для выполнения росписи,
- выставка книг «Народные промыслы России».
План занятия:
- Организационный момент.
- Сообщение темы занятия.
- Актуализация знаний.
- Обучение основным приемам гжельской росписи, упражнения.
- Самостоятельная творческая работа.
- Домашнее задание.
- Обсуждение работ, подведение итогов занятия.
Литература:
- Л.В.Компанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке»,
- Н.Сурьянинова «Синие цветы Гжели»,
- «Энциклопедический словарь юного художника» (с.181, 218)
- Журнал «Начальная школа» - № 3, 1993 (с. 24); № 8, 1993 (с.39 -45)
Ход занятия
1. Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.
2. Сообщение темы и цели занятия.
На занятии мы познакомимся с творчеством удивительных народных мастеров гжельской росписи, узнаем секреты волшебных красок зимы, научимся выполнять узоры в технике гжельской росписи.
3. Актуализация знаний.
- Сегодня я расскажу вам зимнюю сказку, а вы мне в этом поможете.
Мы с детства очень любим русские народные сказки. А какими словами они обычно начинаются?
-Жили-были…
- Нашу с вами сказку я тоже хочу начать этими словами.
Жили–были в деревеньке Гжель, что под Москвой, добрые трудолюбивые люди.
Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. В трудах и заботах неторопливо текла жизнь. Вот и зима уже на пороге, доброму и заботливому хозяину передышка в нелёгких трудах. Затихает бурная хлопотливая жизнь на полях, да и сама природа будто засыпает. (Показ репродукций картин русских художников)
Почему зиму очень часто называют волшебницей?
- Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым покрывалом, деревья наряжаются в сверкающие серебристыми блёстками накидки или тёплые меховые шубы.
Какие стихи русских поэтов о зиме вам вспоминаются?
А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимнее утро»
«Здравствуй, гостья Зима!» (По желанию дети читают стихи о зиме)
Замерло всё в природе, заснуло до весны, но гжельские умельцы не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто (а глина в тех краях «тонкая», белая) и начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на потеху, забавы ради. Потом сажают мастера свои поделки в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными, звонкими.
За делами – заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер… (Чтение педагогом стихотворения В.Фетисова «Зимний вечер»)
Вечер зимний в небе синем
Звёзды синие зажёг.
Ветви сыплют синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями дом синеет,
Крытый синей ватою.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватою.
Красит синькою мороз
В окнах незабудки,
И зевает синий пёс
Возле синей будки.
Может, потому, что снега вокруг такие ослепительно белые, а вечерние тени гжельские такие синие, да морозные узоры на окнах голубые, а небо над деревенькой ясное лазоревое, и выбрали гжельские мастера для росписи своей посуды синюю краску на белоснежном фоне. А так как долгой зимою мы всё же о весне мечтаем, мастера – художники морозными узорами весенние сказочные цветы рисовали.
(Стихотворение А.Плещеева «Подснежник», читает ученик)
Ещё не растаял последний снежок,
А смотрит уж нежно подснежник-цветок.
За ним и фиалка проснулась от сна,
Глазок свой лиловый открыла она.
Вот ландыш белеет в затишье лесном,
Глядит незабудка, склоняясь над ручьём.
Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде серый. почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.
Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. (Показ репродукций и иллюстраций)
И пошла слава о чудесных цветах Гжели по всему свету. Роскошным подарком считаются изделия гжельских мастеров. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение вот уже более 650 лет.
4. Обучение основным приемам гжельской росписи, упражнения.
На прошлых занятиях мы изготовили формы для росписи, сделанные из папье-маше, а сегодня попробуем их расписать. Поучимся у настоящих гжельских мастеров.
Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок». Показ на демонстрационном листе, прикреплённом к доске.
Особый приём, отличающий гжельскую роспись – «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике - большее количество, к основанию - минимальное.
Гжельские мастера применяют сухую краску, в порошке. Работая акварелью или гуашью, «растяжение» цвета можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с одной стороны широкого мазка.
Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета.
5. Самостоятельная творческая работа.
Сейчас мы приступим к росписи тарелочек из папье-маше, пользуясь только одной краской – синего цвета. Каждый попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи.
Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю изделия.
6. Домашнее задание.
На столе разложены шаблоны гжельской посуды. Выберите любой понравившийся образец, придумайте свой узор и распишите дома в технике гжельской росписи.
7. Обсуждение работ, подведение итогов занятия.
- С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?
- Гжельская роспись.
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
- Используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи, приём «растяжения» цвета.
- Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?
- Белая, как снег, посуда, синие и голубые «морозные» узоры.
- Было ли вам интересно?
- Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?
- Приятно видеть красивые вещи, учиться самим украшать их, интересно узнавать что-то новое из истории родного края.
- Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?