"Синие цветы Гжели"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

  • познакомить детей с творчеством народных мастеров Гжели.

Задачи:

  • научить различать элементы гжельской росписи;
  • способствовать формированию эстетического и художественного вкуса;
  • развивать восприятие цвета, умение работать кистью различными приёмами,
  • развивать творческое воображение детей.

Оборудование:

  • репродукции: И.Грабарь «Февральская лазурь», Л.Бродская «Русская зима»,
  • таблицы: «Гжельская посуда», «Элементы гжельской росписи»,
  • выставка детских рисунков по мотивам гжельской росписи,
  • декоративные тарелки («папье-маше») для выполнения росписи,
  • выставка книг «Народные промыслы России».

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Актуализация знаний.
  4. Обучение основным приемам гжельской росписи, упражнения.
  5. Самостоятельная творческая работа.
  6. Домашнее задание.
  7. Обсуждение работ, подведение итогов занятия.

Литература:

  1. Л.В.Компанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке»,
  2. Н.Сурьянинова «Синие цветы Гжели»,
  3. «Энциклопедический словарь юного художника» (с.181, 218)
  4. Журнал «Начальная школа» - № 3, 1993 (с. 24); № 8, 1993 (с.39 -45)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.

2. Сообщение темы и цели занятия.

На занятии мы познакомимся с творчеством удивительных народных мастеров гжельской росписи, узнаем секреты волшебных красок зимы, научимся выполнять узоры в технике гжельской росписи.

3. Актуализация знаний.

- Сегодня я расскажу вам зимнюю сказку, а вы мне в этом поможете.

Мы с детства очень любим русские народные сказки. А какими словами они обычно начинаются?

-Жили-были…

- Нашу с вами сказку я тоже хочу начать этими словами.

Жили–были в деревеньке Гжель, что под Москвой, добрые трудолюбивые люди.

Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. В трудах и заботах неторопливо текла жизнь. Вот и зима уже на пороге, доброму и заботливому хозяину передышка в нелёгких трудах. Затихает бурная хлопотливая жизнь на полях, да и сама природа будто засыпает. (Показ репродукций картин русских художников)

Почему зиму очень часто называют волшебницей?

- Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым покрывалом, деревья наряжаются в сверкающие серебристыми блёстками накидки или тёплые меховые шубы.

Какие стихи русских поэтов о зиме вам вспоминаются?

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимнее утро»

«Здравствуй, гостья Зима!» (По желанию дети читают стихи о зиме)

Замерло всё в природе, заснуло до весны, но гжельские умельцы не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто (а глина в тех краях «тонкая», белая) и начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на потеху, забавы ради. Потом сажают мастера свои поделки в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными, звонкими.

За делами – заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер… (Чтение педагогом стихотворения В.Фетисова «Зимний вечер»)

Вечер зимний в небе синем
Звёзды синие зажёг.
Ветви сыплют синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями дом синеет,
Крытый синей ватою.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватою.
Красит синькою мороз
В окнах незабудки,
И зевает синий пёс
Возле синей будки.

Может, потому, что снега вокруг такие ослепительно белые, а вечерние тени гжельские такие синие, да морозные узоры на окнах голубые, а небо над деревенькой ясное лазоревое, и выбрали гжельские мастера для росписи своей посуды синюю краску на белоснежном фоне. А так как долгой зимою мы всё же о весне мечтаем, мастера – художники морозными узорами весенние сказочные цветы рисовали.

(Стихотворение А.Плещеева «Подснежник», читает ученик)

Ещё не растаял последний снежок,
А смотрит уж нежно подснежник-цветок.
За ним и фиалка проснулась от сна,
Глазок свой лиловый открыла она.
Вот ландыш белеет в затишье лесном,
Глядит незабудка, склоняясь над ручьём.

Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде серый. почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.

Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. (Показ репродукций и иллюстраций)

И пошла слава о чудесных цветах Гжели по всему свету. Роскошным подарком считаются изделия гжельских мастеров. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение вот уже более 650 лет.

4. Обучение основным приемам гжельской росписи, упражнения.

На прошлых занятиях мы изготовили формы для росписи, сделанные из папье-маше, а сегодня попробуем их расписать. Поучимся у настоящих гжельских мастеров.

Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок». Показ на демонстрационном листе, прикреплённом к доске.

Особый приём, отличающий гжельскую роспись – «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике - большее количество, к основанию - минимальное.

Гжельские мастера применяют сухую краску, в порошке. Работая акварелью или гуашью, «растяжение» цвета можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с одной стороны широкого мазка.

Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета.

5. Самостоятельная творческая работа.

Сейчас мы приступим к росписи тарелочек из папье-маше, пользуясь только одной краской – синего цвета. Каждый попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи.

Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю изделия.

6. Домашнее задание.

На столе разложены шаблоны гжельской посуды. Выберите любой понравившийся образец, придумайте свой узор и распишите дома в технике гжельской росписи.

7. Обсуждение работ, подведение итогов занятия.

- С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?

- Гжельская роспись.

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

- Используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи, приём «растяжения» цвета.

- Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?

- Белая, как снег, посуда, синие и голубые «морозные» узоры.

- Было ли вам интересно?

- Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?

- Приятно видеть красивые вещи, учиться самим украшать их, интересно узнавать что-то новое из истории родного края.

- Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?