Математика выявляет порядок,
симметрию и определенность,
а это – важнейшие виды прекрасного.
Аристотель
Предмет “математика” вместе с русским языком и литературой является важнейшим аспектом среднего школьного образования. Подготовка по этому предмету определяет будущее нашей страны и, в конце концов, логический уровень мышления современной молодежи.
Международные исследования уровня образования показали, что учащиеся хуже всего справляются с задачами, в которых требуется математизировать предложенную жизненную ситуацию, то есть выделить в ситуации проблему, которая решается средствами математики, разработать соответствующую ей математическую модель, а затем размышлять над ее решением. Одной из главных причин отсутствия соответствующих умений является то факт, что, как правило, учащихся знакомят в школе с математическими фактами и алгоритмами, а далее на некотором наборе задач отрабатывают навыки и умения в применении изложенной темы. Но учащиеся зачастую не представляют, в какую область науки применить полученные знания и умения. Отсюда возникает представление о математике как о слишком сложной и “сухой” науке, исчезает заинтересованность в приобретении новых знаний.
Поэтому, и сегодня актуальны слова К.Д. Ушинского о том, что “… ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет”.
А умение применить математические знания для решения жизненных проблем не может появиться само собой. Этим умениям необходимо обучать целенаправленно, систематически, поэтому работа учителей математики не ограничивается только уроками. Каждый год в марте месяце успешно проходит неделя математики по дням, посвященным арифметике, математике, алгебре, геометрии, в которой задействованы учащиеся 2-11 классов.
Непосредственная подготовка к неделе начинается за три – четыре недели до ее проведения. Каждому классу дается задание. Например. нарисовать плакаты, нужные в конкурсах, подготовить необходимый материал и др. Все это ребята должны сделать и сдать в оргкомитет за 1-1,5 недели до начала недели математики. Старшеклассники готовят специальный выпуск математической газеты, который оповещает читателей о плане и условиях проведения недели математики. Там же помещаются рекомендации о том, с чего и как лучше начать подготовку, где и какой материал можно найти. Эти советы особенно важны для младших школьников, которые участвуют в таких мероприятиях впервые в жизни. Все они должны быть знакомы с общими условиями и требованиями. Тогда в дальнейшем удается избежать многих недоразумений. Учащиеся начальной школы с большим желанием принимают участие в выставке мини – газет “С арифметикой в путь”, знакомятся с выставкой научно-популярной и познавательной литературы “По волнам арифметики”, организованной учителем математики и библиотекарем школы, с увлечением разгадывают ребусы конкурса “Отгадай-ка!”, созданные учениками 5, 8-ых классов. С большим удовольствием учащиеся 6-7 классов готовят и выступают перед учениками 2-4-ых классов по теме: “Эта забавная арифметика”:
– “Считай, решай, отгадывай”,
- “Загадалки”,
- “Арифметика в стихах”,
- “Мини-спектакли”,
- “Арифметический фольклор”
Подготовленные силами учащихся 5-11-х классов и учителей математики в рекреациях 2 и 3 этажей успешно проходят:
- выставки-конкурсы газет, информационных листов, плакатов “Математический перекресток”, “Я познаю мир алгебры”, “Живая геометрия”;
- плакатов-высказываний ученых о математике, алгебре, геометрии “В мире мудрых мыслей”; конкурсы кроссвордов, чайнвордов, кросснамберов, ребусов, загадок “Занимательная математика”, “Знаете ли вы?”, “Геометрические головоломки и развлечения”;
- выставки творческих работ учащихся, лучших тетрадей учеников “С любовью к математике”;
- выставка словарей, научно-познавательной и популярной литературы “Интересное за страницами учебника”;
- выставка плоских и пространственных моделей “Живая геометрия”.
В дни малых олимпийских игр под девизом “Математика для всех” проходят: – олимпиада по математике для учащихся 5-8-х классов в два тура (классный и школьный),
– Международный математический конкурс-игра “Кенгуру” для учащихся 2-11-х классов.
В заключительный день проходит большой концерт – награждение “С любовью к математике”, подводятся итоги декады.