В личностно ориентированной педагогике целеполагание определяется тремя источниками гуманистических требований: исходящими от государства, от личности ученика, как субъекта особой социальной реальности и от учителя, как носителя человеческой сущности. Государственный компонент цели определен Законом РФ «Об образовании».
В связи с этим, общая цель – это воспитание творческой, самоответственной личности, стремящейся к самоорганизации и состоянию субъектности на всех этапах обучения. На уроке востребование творческого потенциала личности происходит крайне редко. Обычно учителя ссылаются на необходимость научить выполнять упражнения, где творческий элемент попросту неуместен. Однако творчество необходимо в игровых формах обучения, наиболее привлекательных для школьников.
На уроках естественно-математического цикла главный воспитательный смысл состоит в обращении к нравственным аспектам принципов открытости, дополнительности, становления. На уроках физкультуры он состоит в обращении к задаткам цивилизованного понимания личностью многих преимуществ, которыми обладает физически развитый и сильный человек по отношению к другим людям. Для востребования этих задатков и их развития необходимо учащихся включить в игровую деятельность во время учебного процесса.
Предлагаю разработку интерактивного урока - зачет «Математический экспресс». За основу взята модель движения электропоездов от станции к станции с небольшими остановками.
Данный урок позволяет учителю максимум раскрыть интеллект, креативность и самостоятельность учащихся, а так же их самоорганизацию, но требующий серьезной подготовки самого учителя. Форму данного урока могут использовать учителя не только математики, но и учителя других предметов, преломив через свой опыт и свой предмет.
Описание урока носит общий характер, его можно проводить на этапе контроля или выявления пробелов знаний по любой теме, главе, нескольким главам, итоговым занятием и для любого класса в удобное время для учителя и учеников. Игра проводится в течение одного урока, который получается насыщенным: учащиеся должны не только знать теоретический материал, решать упражнения и задания по математике, но быстро и умело ориентироваться на местности (в частности, на территории школьного двора), приобретая навыки спортивного ориентирования. Данную форму урока рекомендую проводить два-три раза в год.
Кроме того, в проведении игры-зачета принимают участие учащиеся старшего и младшего классов, причем учащиеся старшего класса берут на себя ответственность за подготовку и проведение урока по математике для младших ребят. Таким образом, старшие учащиеся мобилизуют свои интеллектуальные, креативные и знаниевые способности, чтобы выглядеть перед младшими учащимися достойно, ведь они будут выполнять функции учителя.
В свою очередь, учащиеся младшего класса делятся учителем на группы, в которые входят учащиеся разного интеллектуального, креативного и знаниевого уровней. Цель каждой группы состоит в том, чтобы совместно, дружно, слаженно пройти все этапы зачета и выполнить все предлагаемые задания, при этом члены команды не только имеют право помогать друг другу, но и должны это делать очень тактично. Самостоятельно, без консультации учителя, внутри группы участники распределяют между собой ответственность по выполнению различных организационных функций, на пунктах зачета распределяют задания между собой так, чтобы каждый ученик принимал участие в работе группы. Группа не имеет право двигаться дальше, если хотя бы одно задание не выполнено или не разобрано до полного понимания участников «экспресса». Если в группе произошла ссора, грубость в общении, раскрепление рук при передвижении и т. д. – добавляется штрафное время (30 сек.) за каждое нарушение ко времени прохождения всей трассы. Таким образом, учащиеся вынуждены работать в группах уважая товарищей по команде и помогая друг другу во всем, забывая о своих личных амбициях. При работе в таких группах учащиеся учатся работе в коллективе, развивается взаимоуважение и ответственность не только за собственные поступки и слова, но и за поступки товарищей по команде.
Учитывая тот факт, что в процессе урока учащиеся старшего класса принимают зачет у младших - они общаются, при этом знакомятся и в дальнейшем устанавливаются приятельские отношения, что важно для развития коммуникабельности учащихся.
Участниками предложенной игры-зачета являются учащиеся, например, 9 и 6 классов, причем ответственность за разработку урока перекладывается на девятиклассников. Учитель выполняет роль активного наблюдателя.
Учащиеся 6 класса готовятся творчески к обычному зачету по математике: повторяют разделы математики, готовят эмблемы для команды, но так как каждый ученик – это «вагончик» и имеет свой индексный номер, который соответствует номеру в зачетной ведомости, то на эмблеме ученика отмечается этот индекс, придумывают название команды, продумывают отличительную символику своего «экспресса» и сопроводительные звуки. Во время зачета учащиеся 6 класса не будут нервничать и переживать, так как во время зачета им приходится двигаться, изображая движение экспресс-поезда, сопровождая звуковыми сигналами поезда – это повышает положительный эмоциональный фон и снимает стрессовую ситуацию при проведении зачета. При движении участники «экспрессов» продумывают как возможно быстрее пройти путь к следующей станции, приобретая навыки спортивного ориентирования на местности (в данном случае - на территории школы). Дополнительных учебных кабинетов не требуется. Игра-зачет проводится в назначенное время, в любую погоду.
Урок «Математический экспресс – 6»
Тип урока: контроль знаний, умений и навыков по теме.
Вид урока: зачет – игра.
Цели урока:
- контроль вычислительных и формально-логический умений и навыков учащихся по теме;
- формирование умений ориентироваться на местности, используя специальное оборудование;
- создать условия для самореализации и решения задач;
- создать условия для оценочных высказываний о значимости прикладных математических знаний, о достижениях своих и товарищей;
- развитие речи учащихся, умений излагать лаконично и четко собственные мысли;
- развитие чувства товарищества, коллективизма при работе в группах;
- воспитание дружелюбия, деловитости, ответственности при выполнении заданий урока.
Оборудование: главный указатель расположения станций, топологическая карта школьной местности, маршрутные листы со схемой движения команды и ведомостью, оборудование станций (название, карточки с заданиями, пишущие принадлежности, листы для выполнения заданий).
Консультанты: учащиеся 9 класса.
Методические рекомендации
Среди учащихся 9 класса выбираются Руководитель и Заместитель игры «Математический экспресс-6», которые организуют процесс подготовки интерактивного зачета у шестиклассников.
Руководитель и Заместитель заранее получают темы по курсу математики 6 класса, вынесенные учителем для зачета, распределяют их среди учащихся 9 класса.
Каждые два ученика 9 класса (они же начальники станций и заместители) готовят свою станцию: составляют карточки с теоретическими и практическими заданиями, составляют карту маршрута, продумывают название и расположение станций на территории школы, необходимые материалы и принадлежности для работы групп шестиклассников.
Руководитель и Заместитель продумывают движения «экспрессов» (групп шестиклассников) по маршрутам так, чтобы команды не встретились на какой-либо станции (в данном случае 12 станций). Разрабатывают схему и указатель расположения станций на территории школы. Они же у начальников станций собирают, проверяют и обсуждают с ними карточки с заданиями, их оформление, принадлежности и материалы. Регулярно докладывают о подготовке игры учителю, демонстрируют все материалы, получают дополнительные указания и рекомендации от учителя.
Учитель выступает активным наблюдателем: девятиклассникам определяет цели и задачи интерактивной игры-зачета, рекомендует какие лучше выбрать задания, какой литературой воспользоваться, как оформить задания, названия станций, проверяет правильность подобранных заданий, проверяет умение девятиклассниками правильность и доступность объяснения созданных ими заданий, проверяет топографическую карту школьного двора, дает необходимые рекомендации.
Учащиеся 6 класса разбиваются на 5 «экспрессов» (группы) по 6 человек, причем в каждый «экспресс» входят учащиеся из четырех типологических групп:
Группа А) учащиеся, имеющие полные, глубокие и прочные знания основных фактов математики за пройденный курс обучения, умеющие пояснять аргументировать, доказывать, обобщать, которые могут приводить собственные примеры, использовать рациональные способы и приёмы решения задач;
Группа В) учащиеся, имеющие хорошие, прочные знания основных фактов, но которые не всегда могут аргументировать, доказывать, обобщать, приводить собственные примеры, знающие основные методы решения задач, но не всегда рационально решают задачи;
Группа С) учащиеся, обладающие минимумом знаний, умений и навыков достаточных для их применения по образцу и в сходной ситуации, умеющие отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств, которые могут воспроизвести текст учебника, решать стандартные задачи, но не обладают навыками рационального решения задач;
Группа Д) учащиеся, которые с трудом усваивают факты, понятия, правила и способы решения задач, не могут воспроизвести определения, примеры или текст учебника, не всегда понимающие смысл математических предложений, условия задач.
Таким образом, в каждом «экспресс-поезде» собраны равнозначные «вагончики».
В каждом «экспрессе» выбирается капитан самими детьми. Каждый «экспресс» готовит свое название, девиз, «кричалки» и гудки для сопровождения движения, эмблемы с индексным обозначением каждого ученика - члена экспресса.
В день проведения игры-зачета начальники и заместители заранее расходятся по своим станциям - места, условно отведенные на территории школы, прикрепляют названия станций, готовят карточки с заданиями, все принадлежности, необходимые для приема зачета и на урок становятся в роль учителя по темам, которые они приготовили.
В жюри входят учителя математики, администрация школы, Руководитель движения (ученик). Они тщательно следят за правильным движением экспрессов, работой начальников станций и ответами учащихся.
После определенного сигнала капитаны «экспрессов» отчитываются о готовности команд к отправлению в путь, о наличии «вагончиков», команды демонстрируют свои девизы, «кричалки», эмблемы и получают «Маршрутные листы» с определенным порядком прохождения станций. Капитаны самостоятельно подбегают к топографической карте школы, на которой нанесены станции под определенными номерами, ориентируясь по карте, отмечают их расположение в своих «Маршрутных листах». Затем совместно с командой начинают движение по собственным маршрутам к станциям в том порядке, который определен только для данного «экспресса». Участники скрепляются руками, как вагончики поезда и движутся с сигналами экспресс – поезда. Каждый «экспресс» обязан посещать станции только согласно «Маршрутного листа».
При посещении каждой станции «экспресс» получает карточки с заданиями, совместно распределяют их между собой по степени сложности, так чтобы каждый участник смог выполнить свое задание. Выполнив задание индивидуально, члены группы уже совместно проверяют качество выполненного задания всеми участниками. Если кто-то из группы не справился с заданием, то получает подсказки со стороны участников «экспресса» и старается его выполнить. Если же все-таки участник не выполнил задание, то это задание выполняют совместно. Если с заданием не смог справиться ни один член «экспресса», то решение показывают начальник и его помощник на станции.
Ответив на вопросы карточки, начальник и заместитель могут задать уточняющие вопросы, на которые «вагончики» должны дать ответы. Только после такой работы учащиеся получают «+» в ведомость при абсолютно правильных ответах, при неверном ответе «-», при подсказке членов команды «±». Если никто из членов экспресса не смог ответить на вопросы и ответ на данное задание им демонстрируют начальник станции и его заместитель, то в ведомость ставится отметка «V» и капитану отдают «Маршрутный лист».
После того как «экспресс» выполнил задания на данной станции и получил «Маршрутный лист» на руки они отправляются на следующую станцию согласно своему маршруту. Если «экспресс» сбился с маршрута, то группа возвращается к топографической карте школьного двора и снова ориентируются, но уже командой и вместе выстраивают маршрут продвижения по своим станциям.
Таким образом, каждый «экспресс» шестиклассников должен посетить все 12 станций, выполнить все предложенные задания, ответить на все вопросы начальников станций и их заместителей.
По окончании урока команды выстаиваются, подводятся итоги, делаются выводы о значимости игры, об эмоциональном фоне, о необходимости проведения таких интерактивных игр. Предлагается участникам провести самоанализ над пробелами в знаниях. Начальники станций сообщают об активности и результатах на своих станциях. Принимаются замечания от всех участников игры и членов жюри.
Команда, которая быстрее всех и, конечно, правильно справилась с заданиями на всех 12 станциях, не получившая штрафных баллов считается победителем и получает призы, при этом в ведомости видна работа каждого участника игры.
Консультанты (учащиеся 9 класса) получают поощрительные (накопительные) баллы за всю проделанную работу, в зависимости от качества выполненной работы.
Карточки смотрите в приложении 1.
Предлагаемый «Маршрутный лист» в приложении 2.
Схема расположения КПП на школьном дворе в Рисунке 1.