Каждый дошкольник - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Мы, взрослые (родители и педагоги) должны помочь ему в этом. Насколько тесным будет контакт детского сада и семьи, насколько взрослым хватит терпения, такта и взаимопонимания, чтобы услышать и понять друг друга, настолько комфортнее ребенок будет чувствовать себя в дошкольном учреждении, а, следовательно, и быстрее развиваться. Именно поэтому много внимания в нашем детском саду уделяется сотрудничеству с родителями. Успех воспитания детей в детском саду во многом зависит от того, как организована работа с семей. Доволен родитель - довольны и мы, так как продуктивное сотрудничество с родителями - это то, к чему мы стремимся.
Основной целью педагогической концепции диалога детского сада и семьи является создание единого пространства семья - детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. В основе концепции развития лежат основные концептуальные положения программы "Детство", определяющие ее целевые и содержательные компоненты и адекватную ей педагогическую технологию, обеспечивающую единый процесс социализации - индивидуализация личности.
И сегодня на своем опыте мы можем точно сказать, что у каждого детского сада есть ресурсы для налаживания контактов с родителями: во-первых, отказ от традиционного пути и творческий поиск нового, внедрение инновационных форм и методов работы; во-вторых, организация наглядной педагогической пропаганды детского сада, способствующая популяризации деятельности учреждения; в-третьих, обогащение отношений детей и родителей в ходе эмоционально-насыщенного общения, привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ; в-четвертых, организация совместно с родителями распространения опыта работы.
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Все начиналось с мысли о том, что неплохо бы провести мероприятие, объединяющие всех участников воспитательного процесса. Мы поставили перед собой цель - сделать из родителей настоящих союзников и единомышленников, а, как известно, на это уходит не один год сотрудничества с родителями. На мой взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность этой работы с тем, чтобы педагоги обращали наибольшее внимание процессу установления доверительных отношений с семьями воспитанников. В основу установления доверительных отношений с родителями может быть положена методика контактного взаимодействия (Л.Б. Филонов), которая предполагает определенную последовательность, стадийность действий собеседников. Необходимость в ней возникает в связи с тем, что около половины родителей не придают должного значения своевременному и правильному развитию своих детей, "не замечают" выраженные трудности воспитания детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами детского сада. Поэтому на первой стадии происходит поиск (установление) контактов. В это время воспитателю необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. Родители должны видеть стремление педагога к сотрудничеству, его желание вместе с ними заботиться о полноценности развития именно их ребенка и в свойственных их семье условиях.
В числе наиболее информативных и простых способов, которые предварительно ориентируют педагога в оценке воспитательных возможностей родителей можно назвать: во-первых, наблюдение, во-вторых, анкетирование, и, в-третьих, посещение семей воспитанников. Наблюдение, например, поможет ответить на такие вопросы:
Как происходит расставание детей с родителями утром?
Как дети встречают своих родителей вечером?
Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям и наоборот?
Какова реакция родителей на детские просьбы, капризы и т.д.?
Как родители общаются с детьми (речь, мимика, жесты)?
Что из жизни ребенка в детском саду интересует родителей в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сони)?
Обобщение результатов (приложение 1) наблюдений, проводимых двумя педагогами группы позволяет выяснить, чем наполнена жизнь ребенка в семье, какие методы воспитания используют родители, какие черты характера и особенности развития детей вызывают у них тревогу.
Педагог может посетить семью, чтобы лучше узнать условия воспитания ребенка, предварительно сообщив о возможном времени своего визита.
Анкетирование позволяет получить ответы на вопросы:
- общие сведения о родителях;
- сведения о других членах семьи, проживающих вместе с ребенком;
- чем занимается ребенок дома;
- в каких мероприятиях детского сада родители готовы участвовать.
Полученный, таким образом, материал позволяет судить об уровне педагогической компетентности родителей в семьях и в группе в целом, выявляются условные родительские группы, объединенные одними и теми же проблемами. Одинаково корректно, гибко педагог должен общаться с родителями, обладающими как высоким или средним, так и низким уровнем педагогической компетентности, хотя в зависимости от этого уровня впоследствии будет выстраиваться тактика дифференцированного взаимодействия с каждой семьей и воздействия. Исходя из полученных результатов анкетирования можно сделать вывод, что наиболее приемлемые формы взаимодействия ДОУ с семьей - родительские собрания с приглашением специалистов, открытые мероприятия, досуговые мероприятия.
Термин "взаимодействие" предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Новые формы взаимодействия воспитателей с родителями предполагают диалог, установление "обратной связи", учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей. Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния. "Воздействие" - однонаправленность влияния одного человека или группы на другого с целью его изменения в определенном направлении.
Основное средство воздействия - наглядность и осуществляется в следующих формах:
- оформление стендов;
- в устной форме:
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания;
- организация встреч с разными специалистами.
Эффективным средством воздействия является посещение родителями открытых занятий, на которых родители получают информацию о развитии своего ребенка и повышают свою педагогическую грамотность. Мы стараемся проводить подобные мероприятия, чтобы родители получили информацию не как назидание, а как добрый совет. В ходе занятии могут, проводится индивидуальные консультации, если в этом возникает необходимость. Возможны также дополнительные задания для родителей.
Идея личностно-ориентированного подхода осуществляется не только в работе с детьми, но и во взаимодействии с родителями, которое строится на следующих принципах:
- установление доверительных отношений с родителями;
- открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;
- совместного вхождения педагогов и родителей в проблемы общения с ребенком;
- организация совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду.
Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком. Для этого необходим процесс поиска и реализации наиболее эффективных технологий. В большинстве проводимых в детском саду праздников, развлечений родители выступают в роли не только зрителей, но и активных участников. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как совместные выставки, совместное творчество родителей и педагогов.
Подводя итоги работы, и анализируя данную проблему в рамках детского сада, можно с уверенностью сказать, что в современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить следующим образом:
Ориентировать цели и содержание взаимодействия на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.
Использовать разнообразные формы и методы образования родителей.
Делать акцент на эмоциональной стороне взаимодействия.
Учитывать личностный опыт родителей, апеллируя к нему в процессе взаимодействия.
Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как "В детский сад вместе с мамой" (приложение 2) (работа адаптационной группы), совместное творчество родителей и детей (фестиваль семейного театра, выпуск газеты- поздравления творческой группы "Папы и дети поздравляют своих любимых мамочек и бабушек".
Список литературы:
- Парасоцкая О.В. Предшкольная подготовка: взаимодействие ДОУ и семьи // Воспитатель.- №4, 2009.
- Степанова О.А. Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушение речи // Воспитатель.- №8, 2008.
- Тараторкина Т.В. Школа для родителей "Малая академия здоровья" // Воспитатель -№7, 2009.
- М.Агавелян // "Обруч" №5 2006.