Проблема введения компьютерных технологий в учебный процесс в современной школе стоит достаточно остро. С одной стороны, именно компьютерная компетентность наиболее востребована в современном обществе, с другой – хорошо известно, что компьютерная работа очень трудоемка, может привести к ухудшению здоровья как ребенка, так и взрослого человека: ослаблению зрения, понижению артериального давления, сколиозу. Именно поэтому санитарные нормы допускают нахождение детей и подростков около компьютера не более 30-40 минут в день. На практике же ученик современной школы, где активно внедряются ИКТ-технологии, проводит у компьютера по 3-4 часа в день: сначала в школе, а затем – выполняя домашние задания с использованием ИКТ. Как же быть ? Как сохранить здоровье детей и одновременно обеспечить им высокий уровень ИКТ – компетентности ?
На помощь здесь приходят методы деятельностной педагогики, о которой часто говорят, но далеко не каждый знает, что это такое. Теория деятельностного обучения, заложенная в трудах Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина, полностью сформулирована, четко изложена в трудах Н.Ф. Талызиной [ 1] , и я настоятельно рекомендую педагогам, не знакомым с ее работами, подробно с ними познакомиться !
В соответствии с этой теорией освоение любого нового знания учащимся идет поэтапно. Сначала учитель формулирует ориентировочную основу действия, то есть полный набор необходимых и достаточных признаков нового понятия, которые дети учатся распознавать и постепенно закрепляют в памяти, выполняя соответствующие действия.
Именно этот подход следует использовать, интегрируя компьютерные задания в учебный процесс (в любой предмет школьной программы). Четко продуманные и сформулированные учителем задания на выполнение конкретных операций (а не изучение раздела “в целом”) позволяют учащемуся за 15-20 минут у компьютера закрепить те или иные признаки изучаемого понятия, продемонстрировать владение конкретными компьютерными функциями (а не “всем компьютером”) и сохранить свое здоровье.
Перейду к конкретным примерам. Так как я работаю учителем физики, то и примеры тоже будут физической тематики.
Изучение нового понятия по физике.
Пример 1. Понятие “импульс тела”.
Во время объяснения учитель формулирует и выписывает на доску основные признаки нового понятия:
- импульс тела – это произведение массы на скорость M*V,
- обозначается латинской буквой p, измеряется: кг*м/сек ,
- это векторная величина, направленная в ту же сторону, что и скорость,
- (для 7 класса) при взаимодействии тел выполняется правило: во сколько раз больше масса одного тела носительно второго, во столько же раз его скорость меньше скорости второго тела M1/M2=V2/V1,
- (для 9 класса) выполняется закон сохранения импульса: “в замкнутой системе тел геометрическая сумма их импульсов до и после взаимодействия остается неизменной”
Таким образом, мы получили план небольшой презентации размером 4-6 кадров, - я называю ее “пятикадриком”, - выполняя которую (дома или в классе), дети выделят характерные признаки изучаемого понятия и проиллюстрируют их запоминающимися картинками. Для иллюстрации можно использовать Интернет или компьютерную “рисовалку” Paint.
Пример готовой ученической работы см. в Приложении1.
Обращаю ваше внимание на две особенности.
Во-первых, план презентации (“раскадровку”) мы заранее выписали на доску – сначала это делает учитель, а в более старших классах дети научатся выполнять эту операцию сами. При самостоятельном составлении плана необходимо на уроке просмотреть не менее 6-7 работ учащихся, чтобы класс смог окончательно сформулировать, что же действительно относится к характерным признакам понятия, а что попало в презентацию случайно.
Во-вторых, обязательным ограничением является размер презентации – 5-6 кадров. Только в этом случае дети научатся выделять главное и структурировать свои мысли.
Пример 2. Понятие постоянного магнита.
Здесь план презентации – “пятикадрика”, - будет выглядеть примерно следующим образом:
- определение постоянного магнита (“тело, длительное время сохраняющее свою намагниченность”),
- виды постоянных магнитов,
- расположение линий магнитной индукции постоянного магнита (они замкнуты, выходят из северного конца, входят в южный; можно еще показать вектор магнитной индукции, направленный по касательной к магнитной линии),
- расположение магнитных линий двух магнитов, то есть притяжение или отталкивание.
Пример готовой ученической работы см. в Приложении2.
Изучение нового явления.
Пример 3. Явление испарения жидкости.
Работа выполняется с помощью текстового процессора Word. Создается один текстовый файл, в нем ставятся разделы: 1,2,3,4,5.
План:
- определение (это переход вещества из жидкого состояния в газообразное),
- рисунок: вылет молекул из стакана с водой (выполняется с помощью Paint),
- при нагреве испарение усиливается, так как скорости молекул увеличиваются (рисунок и текст),
- испарение происходит с поверхности – значит, чем больше поверхность, тем больше молекул с нее вылетает (рисунок и текст),
- испарение зависит от рода жидкости,
- итог: все три условия вместе – лучше свести в единую схему.
Пример готовой ученической работы см. в Приложении3
В данной работе учащиеся продемонстрировали следующие компьютерные навыки:
- умение набирать текст,
- умение вставлять объект (рисунок) в текстовый файл,
- владение графическими возможностями самого текстового процессора Word (при составлении общей схемы в п.5).
Изучение нового закона.
Пример 4. Закон Кулона.
Работу можно выполнить в виде “ПЯТИКАДРИКА”, в виде Word – файла, либо просто в Paint.
План:
- для каких объектов выполняется данный закон (для тел, обладающих зарядом),
- границы применимости закона (форма тел – либо материальные точки, либо шары круглой формы),
- словесная формулировка закона,
- формула (нахождение величины силы Кулона) с указанием размерности входящих в нее компонент,
- векторы и направление действия силы (с использованием графических иллюстраций),
По такому же плану может быть разобран закон Всемирного тяготения, II закон Ньютона и т.п.
Обсуждая на уроке слайд- фрагменты, учащиеся ищут ошибки или неточности в работах одноклассников, исправляют друг друга. В такой работе участвуют все, даже те, кто не выполнил домашнего задания, причем роль учителя становится пассивной, он уходит на второй план. Если такие задания даются регулярно, учащиеся привыкают выполнять их быстро и кратко – за 20-30 минут, как обычные упражнения по русскому языку или математике, а компьютер уже становится не просто источником информации, - он обретает роль логического помощника, входит в образовательное пространство ученика как средство понимания и структуризации материала.
Такая методика позволяет добиться регулярности выполнения учащимися компьютерных заданий и одновременно исключить перегрузку детей, приносящую вред их здоровью, обеспечить системность интеграции ИКТ в школьный предмет, создавая образовательную среду нового поколения и реализуя деятельностный подход в образовании.
Литература:
- Талызина Н.Ф. “Педагогическая психология”. Издательский центр “Академия”, Москва, 2006 г.
- Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина “Современные педагогические и информационные технологии в системе образования”. Москва. “Академия”. 2007 г.
- Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров “Технические средства обучения и методика их использования”. Москва. “Академия”. 2007 г.
- Федеральная целевая программа образования на 2006-2010 годы.
- Стандарты образования.