Истоки, 2-й класс. Тема "Сказка"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Развивать память, мышление, речь, чувства, доброту.
  2. Воспитание любви к сказкам и ее героям.
  3. Развитие коммуникативных способностей: присоединение, толерантность; управленческие способности; осуществлять выбор, своевременно действовать в целях достижения социокультурного результата.

Оборудование: учебник “Истоки” 2 класс А. В. Камкина; рабочая тетрадь “Истоки” 2 класс 2 часть О. А. Бандяка, Н. В. Котельникова; клубок ниток; запись сказочной музыки; свеча.

1.Подготовительный этап.

О чем – то скрипит половица,
И спице
Опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица.
К нам в гости приходит
Сказка

(В гости приходят сказочные герои из сказок).

1.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по – моему вели.
(Девочка Женя “Цветик – семицветик” В. Катаев)

2.- Мне ужжжжжжасно хочется посмотреть кукольный театр! Купите у меня за четыре сольдо мою чудную курточку… Ну, тогда мой хорошенький колпачок…

Мальчик, в таком случае возьмите за четыре сольдо мою новую азбуку….
(Буратино “Золотой ключик, или приключения Буратино” А. Толстой)

3.– Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных мехов, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете.

( Младшая дочь купца “Аленький цветочек” С. Аксаков)

4.

Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурила,
Не дает старику мне покою.
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой.
( Старик “Сказка о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина)

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Как называется тема по “Истокам”, которую мы изучаем?

- В теме: “Труд души” мы говорим о сказке. Каждая сказка учит нас. А как вы думаете, чему нас учат сказки?

- Встанем в ресурсный круг. Передавать мы сегодня будем клубочек, а как вы думаете почему? Клубочек пришел к нам из сказки “Царевна лягушка”. А какая ваша сказка самая любимая? Назовите любимого героя этой сказки. Я начну: моя любимая сказка …..

- Молодцы ребята, у каждого своя любимая сказка, мне было очень интересно узнать о ваших любимых героях.

2. Основной этап.

(Зажигается свеча)

- Сказку любят и дети, и взрослые. Сказка родилась давным – давно. Люди еще не умели писать и читать, но охотно сочиняли сказки и передавали их следующим поколениям.

- Сказку хорошо слушать вечером. В старину ее рассказывали даже ночью. При неярком свете лучины или свечи все вокруг приобретало неожиданный и загадочный вид.

Тихий голос сказочника будил воображение. Душа слушателя уходила в сказку, замирала, не различая, где сказочное, а где житейское.

- Можно ли к слову сказочному относиться серьезно, с доверием? Может быть, оно только развлекает?

- Найдем ответ в учебнике страница 84 (4 абзац).

- Богатое, меткое и озорное слово сказки начинается прямо с присказки.

- Какие присказки знаете вы?

- Послушайте такую присказку. “Жили – были дед и баба. У деда была дочка, и у бабы была дочка…” Догадались, о какой сказке идет речь? Тогда слушайте дальше.

- Сказки – это уроки жизни, уроки мудрости. В сказке “Морозко” спрятан урок жизни, его можно выразить короткой пословицей. Прочитайте пословицы в рабочих тетрадях и подчеркните самую подходящую.

Работа в четверке.

- Сообщите друг другу свое решение и придите к согласию. Подчеркните ваш общий выбор.

- Действительно, ребята, если ты к людям по доброму относишься, то и к тебе будут так – же по доброму относиться.

- Посмотрите на доску. Соедините пословицы с названием сказок.

  1. Друзья познаются в беде. Два Мороза.
  2. Как аукнется, так и откликнется. У страха глаза велики.
  3. Топор лучше шубы греет. Лиса и журавль.
  4. Робкого и тень страшит. Петушок и бобовое зернышко.

- Чему нас учат эти сказки?

- Сказки это уроки мудрости, уроки жизни, поданные в волшебной форме. Сказка хороша тем, что в ней добро всегда побеждает зло. (стр. 86. Текст в учебнике.)

- Слову сказочному не чуждо воображение. Сначала народ мечтал в сказке, а потом на деле сбывались эти мечты.

- Догадайтесь, какие достижения нашего времени берут свое начало в народных сказках?

Работа в парах.

  • ковер – самолет
  • богатырский конь
  • сапоги скороходы
  • подводное царство
  • гусли – самогуды

(ракета, автомобиль, магнитофон, поезд, подводная лодка, самолет).

- Действительно, вы правильно нашли соотношения сказочного вымысла с современным.

- Подумайте, сделали ли людей более счастливыми эти достижения.

- Очень важно, в чьих руках находятся ракеты и поезда, кто будет опускаться в морские глубины и пониматься на горные вершины. Эти сбывшиеся мечты будут нести добро, если осуществлять их будут добрые люди, не забывшие волшебных сказок.

- Обратите внимание на выставку книг. (На выставке представлены сказки.)

Поднимите руки, кто любит читать сказки, в которых много иллюстраций. Есть художники – сказочники. Картины художников дают нам представления о том времени в котором происходят события в сказке, о характере героев.

3. Рефлексия.

- Что вы взяли для себя с сегодняшнего урока?

- Какой вид работы понравился больше всего? Почему?

Чтение стихотворения стр. 87 учебника.

Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке. Подумайте, чему она нас учит.