Уроки музыки с применением информационных технологий

Разделы: Музыка


Ход урока

Звучит песня Ю.Антонова "Родные места". Дети входят в класс.

Учитель музыки (УМ): Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с колокольными звонами.

Приложение 1 "слайд 1"

УМ: Где можно услышать звоны?

Рассказы детей

УМ: Можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?

Ученики: Да, потому что на колоколах можно сыграть мелодию.

УМ: Ученые доказали, что первые колокола появились в местечке Кампань, в Италии. Большие колокола и сейчас называют кампанами. Как же колокола оказались на русской земле?

Давным-давно в 988 году при князе Владимире Русь приняла крещение. Тогда и началось строительство храмов, а колокола их неотъемлемая часть.

Приложение 1 "слайд 2"

УМ: Слово "КОЛОКОЛ" произошло от слова "коло", что означает круг. Другие ученые утверждают, что это слово произошло от слияния слов - "кол о кол". Что из себя представляет колокол?

Приложение 1 "слайд 3"

У.М: Колокол похож на грушу, подвешивается за "уши", а звук извлекается при помощи так называемого "языка". "Язык" раскачивают, он ударяется о края стенок и раздается звук.

У каждого звука свой тон. На Руси привыкли называть колокола по имени (Сысой, Лебедь, Козел)

УМ: Назовите имя самого большого колокола в мире.

Ученики: Самый большой колокол в мире Царь - колокол.

УМ: Царь-колокол весит более двухсот тонн, а отколовшаяся часть более двенадцати тонн.

Приложение 1 "слайд 4"

УМ: Кто знает, как называют человека, который звонит в колокола?

Ученики: Звонарь.

Слушание звучания колоколов.

УМ: Как вы думаете, легко играть на колоколах? (Трудно)

Давайте попробуем представить себя в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру "Колокольные звоны"

Проводится ритмическая игра "Колокольные звоны"

УМ: Располагаются колокола в специальных зданиях, которые называются колокольнями или звонницами.

Приложение 1 "слайд 5"

УМ: Одна из самых знаменитых колоколен - Ростовская, она - горизонтальная.

Туристы со всего мира съезжаются в Ростов - Великий, чтобы увидеть это чудо.

Приложение 1 "слайд 6"

УМ: Самая высокая колокольня - колокольня Ивана Великого в Москве. Колокольня имеет в четырех ярусах 37 колоколов!

Приложение 1 "слайд 7"

УМ: Подумайте, для чего нужны были людям колокола?

Ученики: Созывать на службу.

УМ: Одна из важных функций - это созыв на службу. В старину колокола звонили, когда приближалась беда (пожар, наводнение, нападение врагов) и нужно было всем об этом сообщить. Также звоном собирали людей на праздники или собрания.

Приложение 1 "слайд 8"

Просмотр фрагмента из к/ф "Руслан и Людмила"

(взят фрагмент в начале фильма - свадебный звон)

УМ: Колокольный звон сопровождал человека повсюду и во время венчания, во время праздников и похорон. Отсюда и названия колокольных звонов - пасхальный звон, свадебный, похоронный, благовест, трезвон, набат, вечерний звон и другие.

Приложение 1 "слайд 9"

Звучит русская народная песня "Вечерний звон"

УМ: Отлив колокола был целым искусством. Не каждый мог заниматься этим сложным делом. Для красивого "малинового звона" добавлялись медь и олово. Про этот особенный звон наша с вами песня.

Исполнение песни "Малиновый звон" А.Морозова

УМ: Колокольный звон в жизни русских людей много значил - можно сказать, что и они не представляли жизни без него. Люди всегда с большим уважением относились к колоколам. Не случайно с этим удивительным явлением мы можем встретиться в произведениях живописи, литературы, музыки. У С.Есенина есть прекрасное стихотворение "Пасхальный благовест"

Приложение 1 "слайд 10"

УМ: Русские композиторы нередко использовали в своих сочинениях колокольные звоны. У Михаила Ивановича Глинки есть опера "Иван Сусанин", где рассказывается о подвиге простого человека, отдавшего свою жизнь за отчизну. В конце оперы на Красной площади празднуется победа над врагом.

Звучит хор "Славься" из оперы М.Глинки "Иван Сусанин"

УМ: Как вы думаете, с какой целью композитор использовал колокольный звон?

Ученики: Хотел показать могущество, силу, величественность России, непокорный дух русского народа, а также гордость за русских людей.

УМ: Колокола нередко подвергались суровым испытаниям. В 1591 году по приказу русского царя Бориса Годунова был снят и лишен "языка" Угличский колокол, оповестивший народ о гибели его сына царевича Димитрия. В 1771 году по указу Екатерины второй та же участь постигла набатный колокол Московского Кремля за то, что призвал народ к восстанию.

Приложение 1 "слайд 11"

УМ: У колоколов тяжелая судьба, как и всего русского народа - колокола истязали, вырывали им "языки", брали в плен, переплавляли на оружие.

На Руси колокольным звонам приписывалась способность изгонять нечистую силу, отводить грозу, исцелять болезни. Не случайно в доме у многих из вас можно встретить небольшие колокольчики.

УМ: У кого в доме есть колокольчики, расскажите, с какой целью вы храните их в доме?

(рассказы детей)

УМ: Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для организма человека микробы. Колокольным звоном можно даже лечить некоторые недуги.

"Говорят: икона - молитва в красках, храм - молитва в камне, колокол - молитва в звуке (колокольный звон)" (2)

Приложение 1 "слайд 12"

Колокола! Ваш звучный звон - язык земли, меня вскормившей.
Живет в вас радость, клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей.
Колокола - Руси венец,
Червонным золотом горящий.
Ваш звон - связующая нить
Меж будущим и настоящим.
Г.Голуб

Урок заканчивается песней Г.Струве "Россия"

Используемая литература:

  1. "Лечение колокольным звоном" Е.Задубовская
  2. "Уроки музыки" с применением информационных технологий. Автор-составитель Л.В.Золина
  3. "Мир музыкальных праздников" И.А.Агапова, М.А.Давыдова

Приложение.