Цели:
- Образовательная - знать определение имени существительного как части речи, морфологические и синтаксические признаки существительного; уметь различать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число существительных; повторить фонетический разбор слова.
- Развивающая - развитие орфографической зоркости, учебно-интеллектуальных умений (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы); осуществление межпредметных связей; развивать зрительно-слуховую память, логическое мышление, внимание, речь; пополнение словарного запаса учащихся, отработка каллиграфического навыка.
- Воспитывающая - воспитывать самостоятельность и развивать навыки работы в коллективе; воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность при оформлении работ, умение чувствовать, понимать и любить красоту природы; воспитывать чувство красоты, гармонии; формировать интерес к творчеству Х.Андерсена.
Валеологические задачи:
- Увеличение двигательной активности у учащихся на уроке.
- Продолжить работу по предупреждению близорукости и нарушения осанки.
- Развитие тонкой моторики.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел долгожданный звонок.
Он позвал всех на урок.
И мы время не теряем,
И работу начинаем.
-Улыбнемся друг другу и настроимся на серьезную работу.
Разотрем свои ладошки
И разбудим пальчики.
Это делать каждый день -
Девочкам и мальчикам
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
-А сейчас внимательно посмотрите на доску и среди записанных на ней букв найдите лишнюю
ж в с б д м
-Правильно, буква с. Почему вы так считаете? (так как эта буква обозначает глухой согласный, а остальные буквы - звонкий согласный звук)
-Чтобы она не обижалась, пропишите одну строчку заглавной буквы С, одну - строчной с.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
СССССС
ссссссссс
3. Мотивация учащихся.
-Я неспроста выбрала букву с, ведь именно с нее начинается слово сказка. Сегодня мы попадем в сказочную страну, в которой:
Королева злая,
Разрушив все мечты,
Увозит мальчугана
В край вечной мерзлоты.
Но дружба настоящая
Преграды все пройдет,
И девочка отважная
На место все вернет.
- Как называется эта сказка? Кто ее автор?
- Какие еще произведения этого автора вы знаете?
Учитель демонстрирует книги с произведениями Х.К.Андерсена.
- Спишите в тетрадь имя автора и название сказки.
- Как правильно записываются имена и фамилии людей, названия произведений? (С большой буквы, название произведений в кавычках).
-Ханс Кристиан Андерсен "Снежная Королева". Заранее написано.
(Портрет Андерсена, копии обложек).
- Давайте представим, что мы находимся в сказке и пофантазируем.
-В одном большом городе жили мальчик и девочка - Кай и Герда. Они всегда были вместе. Однажды дети рассматривали причудливые узоры на стекле. От порыва ветра окно распахнулось и тысяча снежинок закружили по комнате (музыка). Когда Герда закрыла окно, Кая не было в комнате. Его увезла в свой замок Снежная Королева. А нам оставила письмо, в котором пишет: "Если вы хотите вернуть Кая, собирайтесь в путь. Но знайте, что если вы не сможете справиться с трудностями, то Кай останется у меня навечно".
-Ребята, поможем Герде? Я уверена, что мы преодолеем все преграды и спасем Кая.
4. Сообщение темы урока.
-Интересно, задания на какую тему нам приготовила Снежная Королева.
-Отгадайте, о какой части речи я говорю:
Я - самая представительная часть речи.
Почти каждое второе слово в нашей речи - это я.
Даю названия предметам.
Я бываю собственным, бываю нарицательным,
Одушевленным или неодушевленным,
В единственном числе или во множественном.
-О какой части речи можно так сказать?
-Правильно, эта часть речи - имя существительное.
-К концу урока вы должны написано на доске
знать | уметь |
определение имени существительного как части речи, морфологические признаки существительного. | уметь различать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число существительных. |
5. Словарная работа.
-Вместе с Гердой мы отправляемся искать Кая.
-Посмотрите, что это? (На плакате в снегу слова). Запишем их под диктовку.
Мальчик, девочка, ворона, морковь, сорока, лиса.
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа, правильно ли вы их записали.
-А теперь проверим словарные слова(мальчик=малый+чик, девочка=дева+очк, ворона=ворон, морковь=морква,от украиского, сорока=сорка, т.е. сорить словами, лиса=лисая, т.е.рыжая).
-Что объединяет эти слова? (они все имена существительные).
-Как называются слова, которые отвечают на вопрос КТО? (одушевленные).
- А те слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? (неодушевленные).
-Какое слово лишнее? Почему?
6. Упражнение №1.(письмо по памяти)
(Конкурс "С какой ёлочки упали снежинки")
-Мы вышли из домика Герды. Подул ветерок и сбросил с двух елочек "волшебные" снежинки.
- Угадайте, с какой ёлочки какие снежинки упали.
- Не забудьте, что слова, написанные на "волшебных" снежинках, отвечают на те же вопросы, которые написаны на вершине ёлочки.
КТО? | ЧТО? |
Слова на снежинках:
Зима, мышка, лестница, карась, белка, окно, синица, дом, сорока, праздник, молоко, медведь.
-Прочитайте слова. На какие две группы они делятся?(одуш. и неодуш.)
-Докажите!(кто?что?)
-Внимательно посмотрите на одушевленные имена существительные и постарайтесь запомнить (закрываю слова)
-Запишите эти слова по памяти (самостоятельно).
(Фронтальный опрос. Проверяют у себя в тетрадях, сравнивая с доской.)
-Теперь "сфотографируйте" неодушевленные имена существительные и запишите.
Фронтальный опрос. Проверяют у себя в тетрадях, сравнивая с доской.
- Итак, как же называются слова, которые отвечают на вопрос: кто?-одушевленные. А те, которые отвечают на вопрос что?-неодушевленные).
7. Физминутка для глаз.
8. Упражнение №2(списывание с доски).
-Ну вот мы подошли к лесу.
-Внимательно прочитайте предложения, записанные на доске.
Деревья стоят в снежных шубах.
Ребята шли по лесной тропинке.
-Выберите и запишите предложение, в котором только неодушевленные имена существительные. (Комментированное письмо).
-Ребята, неужели у деревьев есть шубы? (Переносный смысл).
-Найдите во втором предложении имена существительные и подпишите их.
-Найдите во втором предложении слова с безударными гласными и проверьте их.
9. Упражнение №3.(Работа по вариантам)
-Какой дремучий лес! Как же нам из него выйти?
-Но что это? (музыка - разбойники).
-Они укажут нам путь, если мы выполним задание.
-Согните лист пополам. В одну колонку выписываете собственные имена существительные, в другую - нарицательные.
-Давайте вспомним, как пишутся собственные имена существительные. (С большой буквы).
1 вариант | 2 вариант |
С(с)негирь, Ж(ж)учка, | Л(л)имон,П(п)одарок , |
А(а)пельсин, З(з)има, | К(к)ай, Г(г)ерда, |
С(с)нежная К(к)оролева. | Р(р)азбойники, Д(д)ерево. |
-Так какие же какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?
-Мы успешно справились! Разбойники дали нам за это оленя и сани и помогли выйти из леса.
10. Физминутка.
-Мы вышли из леса.Устали! А тут ветерок.
Ветер дул, дул, дул
И деревья все нагнул
Деревья все качаются,
Качаются, качаются.
И волшебные снежинки
Полетели как пушинки.
-И снова в путь!
11. Упражнение №4.(разноуровневое задание)
Карточки раздать заранее
-Перед нами заледеневшее озеро. Как мы уже знаем, по льду нужно передвигаться группами, чтобы он не треснул.
-Попробуем? Задание для всех групп: образовать от имени существительного, стоящего в единственном числе - множественное число имени существительного, например: луч - лучи.
Фронтальная проверка.
-Молодцы! Как изменяются имена существительные? (по числам)
-В каком числе могут стоять имена существительные? (в единственном и множественном).
-Поделитесь своими наблюдениями. Как же образуется множественное число имен существительных?
12. Упражнение №5.(Звуко-буквенный разбор)
-На какую тему были слова в предыдущем задании? (про зиму)
Зима-2 слога, 4 б., 4зв. Зима-зимушка.
13. Физминутка для рук
(мелкая моторика).
-Пока мы перебирались через озеро, у нас замерзли руки.
-Давайте их погреем.
14. Обобщение материала.(Вывешивание табличек)
-Мы перебрались через озеро, и перед нами мост. Он очень скользкий.
-Чтобы с него не упасть, надо повторить заклинание.
-Что мы знаем об имени существительном?
(имя существительное - часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?, может быть одушевленным или неодушевленным, собственным или нарицательным, единственного или множественного числа.
15. Упражнение №6. На доске написано заранее
-Мы проходим через ворота и попадаем в большой зал. Там сидит Кай. Снежная Королева дала ему задание. Давайте поможем ему поскорее с ним справиться.
- Ледяные кубики рассыпались, нужно их разложить по рядам.
-Выпишите из текста существительные и назовите все их признаки.
- имя нарицательное\имя собственное,
-о душевленность\неодушевленность;
- единственное число\множественное число.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрыла серебром
(Тройка, скакуны, в санях, царица, рукавом, серебром).
16. Упражение №7. Дидактическая игра"Внимательные руки"
- За нашу хорошую работу Снежная Королева приготовила нам игру на внимательность.
-Я прочитаю вам слово, вы внимательно послушайте и если к слову подходит вопрос "кто?", поднимайте правую руку; если к слову подходит вопрос "что?" - левую; если оба не подходят - руки остаются лежать на столе.
Избушка, ворона, солнце, ягода, синица, небо, зеленый, дерево, бабушка, воздух, заяц, зимний, конфета, сани, разбойники, ёлочка.
18. Подведение итогов урока.
-Чем заканчивается сказка? Чему она нас учит?
- Какие вы знаете пословицы, поговорки о дружбе, добре?
-Снежная Королева поняла, что дружба и взаимовыручка творят чудеса. Мы вместе справились со всеми заданиями, и она отпустила Кая. В подарок она дала нам ребус. Давайте отгадаем.
да
гра
(НАГРАДА).
-Верно. Нам с вами награда - это полученные знания и умения, которые мы закрепляли на этом уроке.
-Мы возвращаемся в класс с победой (музыка)
- Посмотрите на план нашего путешествия и вспомните, над чем мы работали сегодня на уроке?
(Ребята перечисляют все этапы урока, раскрывая основные моменты работы).
19. Отметка работы наиболее активных учеников.
20. Домашнее задание.
-Дома придумайте свою сказку на тему "зима", в которой будут использованы имена существительные собс., нариц., одуш., неодуш., ед. и мн числа.
21. Рефлексия.
-Какое задание больше всего понравилось на уроке?
- За что можете себя похвалить?
- У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на "отлично"- покажите красную полоску, кто работал на "хорошо" - покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску.
Резерв
Дополнительное задание.
- Чем заканчивается сказка? Чему она нас учит?
- Какие вы знаете пословицы, поговорки о дружбе, добре?
(Добро побеждает зло. Дружба творит чудеса.)
- Запишем в тетрадях поговорку: Дружба творит чудеса.
Выполняем комментированное письмо.
Безударную гласную в слове творит проверяем по словарю,
Вспоминаем правило чу-щу.
Выпишите из текста все существительные и укажите морфологические характеристики каждого: имя нарицательное / имя собственное, одушевленность\неодушевленность;единственное число/множественное.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрыла серебром.
Литература:
- Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова Русский язык в начальной школе. Книга для учителя 2 класс. Просвещение.
- Ганс Христиан Андерсен "Снежная королева".