Высокая цель образованного
человека -
Проникать в самую сущность
Наблюдаемых явлений, постигать
Их сокровенные силы, их законы и
Течения, чтобы управлять ими.
Р. Ролан
Цели урока:
Образовательная:
- Усвоение методологических знаний и умений о важнейших теориях физики и химии.
- Подвести учащихся к осознанию практической значимости и единстве химических и физических теорий о строении вещества.
Развивающая
- Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.
Воспитательная:
- Создание условий для формирования у учащихся потребности в безопасной жизнедеятельности
Планируемые результаты:
- Обобщение и систематизация на межпредметном уровне знаний учащихся о теориях строения вещества на примере бензола.
- Осознание единства МКТ, АМУ и теории строения органических соединений и их значение в объяснении сущности природных явлений.
Приоритетные виды межпредметных связей:
- внутрицикловые содержательно – информационные- с курсами физики и химии на уровне фактов, общепредметных понятий.
- организационно-методические – на уровне общепредметных умений (применение знаний и способов действий, сравнение и вывод)
- специально-предметные – причинно- следственные.
Ведущие приемы обучения: постановка межпредметных вопросов, выполнение комплексных заданий, составление обобщающих таблиц.
Что нужно знать о теории:
- История становления
- Основные понятия
- Основные положения
- Математический аппарат (уравнения, величины)
- Круг объясняемых явлений
- Предсказываемые явления и свойства вещества.
Сущность теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.1861 г.
Свойства органических веществ определяются строением вещества.
Зная строение можно предсказать свойства вещества.
Атомы, входящие в состав молекулы оказывают взаимное влияние друг на друга.
Атомно-молекулярное учение.1741 г.
- Все вещества состоят из атомов, молекул или ионов.(атом, молекула, ион)
- Все молекулы, атомы и ионы, входящие в состав вещества находятся в непрерывном движении. В химических реакциях атомы перегруппируются и в результате получаются новые вещества.
- Все вещества подразделяются на простые и сложные.
Молекулярно-кинетическая теория
- Все вещества состоят из частиц.
- Частицы взаимодействуют между собой.
- Частицы взаимодействуют между собой.
Заполнение таблицы в ходе самостоятельной работы и по докладам учащихся (Приложение 1) и презентация (приложение 2)
Основные положения теорий |
Круг объясняемых явлений, предсказываемые явления и свойства веществ. |
Свойства органических веществ определяются строением вещества. Все вещества состоят из атомов, молекул или ионов Все вещества состоят из частиц. |
Бензол - наиболее яркий пример вещества, в котором осуществляется делокализация электронов. В молекуле бензола все углерод-углеродные связи выровнены, длины всех связей одинаковы (0,139 нм). Это плоская молекула, где 6 атомов водорода объединены в правильный шестиугольный цикл. Все атомы углерода в бензольном цикле находятся в состоянии sp2-гибридизации. Каждый из них образует три обычные s-связи (две связи С-С и одну связь С-Н) с углом между ними 120о, затрачивая на это три валентных электрона. Четвертый электрон каждого атома углерода не закреплен. Орбитали всех шести r-электронов перпендикулярны плоскости кольца и взаимно параллельны. Шесть "пи"-электронов не локализованы в пары, а образуют общую "пи"-систему - ароматический секстет (Секста в переводе с греческого шесть). ДИФФУЗИЯ (от лат. diflusio - распространение, растекание, рассеивание), перенос частиц разной природы, обусловленный хаотическим тепловым движением молекул (атомов) в одно - или многокомпонентных газовых либо конденсированых средах. Такой перенос осуществляется при наличии градиента концентрации частиц или при его отсутствии; в последнем случае процесс наз. самодиффузией. Различают диффузия коллоидных частиц (т. наз. броуновская диффузия), в твердых телах, молекулярную, нейтронов, носителей заряда в полупроводниках и др.; о переносе частиц в движущейся с определенной скоростью среде (конвективная диффузия). Переноса процессы, о диффузия частиц в турбулентных потоках. Значение диффузионных процессов. диффузия играет важную роль в различных областях науки и техники, в процессах, происходящих в живой и неживой природе. диффузия оказывает влияние на протекание или определяет механизм и кинетику химических реакций, а также физико-химических процессов и явлений: мембранных, испарения, конденсации, кристаллизации, растворения, набухания, горения, каталитических, хроматографических, люминесцентных, электрических и оптических в полупроводниках, замедления нейтронов в ядерных реакторах. |
Зная строение можно предсказать свойства вещества. Все молекулы, атомы и ионы, входящие в состав вещества находятся в непрерывном движении. В химических реакциях атомы перегруппируются и в результате получаются новые вещества. Частицы взаимодействуют между собой. |
ДИАМАГНЕТИЗМ - явление ослабления внешнего магнитного поля. Вещества, которые создают это поле и ослабляют его, называются диамагнетиками. Например, серебро, свинец, кварц. Ампула с бензолом, помещенная в магнитное поле, будет из него выталкиваться. Бензол - летучее вещество, поэтому его надо хранить в условиях герметичности. Он мало растворим в воде, но во всех соотношениях смешивается с органическими углеводородами. Легко воспламеняется и горит ярким, сильно коптящим пламенем. Проявляет ли бензол при ненасыщенном составе свойства непредельных соединений? При взбалтывании бромной воды с бензолом (после некоторого отстаивания) появляется интенсивная окраска бензольного слоя. Бензол извлекает из бромной воды бром, так как последний лучше растворим в бензоле, чем в воде. Реакции обесцвечивания бромной воды не наблюдается. Атомы водорода не замещаются атомами брома при действии бромной воды на молекулы бензола. Следовательно, бензол не относится к классу ненасыщенных углеводородов. Бензол также не обесцвечивает раствор перманганата калия KМnO4. Такие окислители как азотная кислота, хромовая смесь, пероксид водорода при обычных условиях на бензол не действуют. Это отличает ароматические соединения от соединений с двойными связями. К окислителям бензол даже более устойчив, чем алканы. Вместо этого при действии брома протекает реакция замещения водорода, характерная для насыщенных соединений и образуется бромбензол C6H5Br; при действии азотной кислоты водород замещается на нитрогруппы и образуется нитробензол C6H5NO2. |
Атомы, входящие в состав молекулы оказывают взаимное влияние друг на друга. Все вещества подразделяются на простые и сложные. Частицы взаимодействуют между собой. |
ДИФФУЗИЯ (от лат. diflusio - распространение, растекание, рассеивание), перенос частиц разной природы, обусловленный хаотическим тепловым движением молекул (атомов) в одно - или многокомпонентных газовых либо конденсированых средах. Такой перенос осуществляется при наличии градиента концентрации частиц или при его отсутствии; в последнем случае процесс наз. самодиффузией. Различают диффузия коллоидных частиц (т. наз. броуновская диффузия), в твердых телах, молекулярную, нейтронов, носителей заряда в полупроводниках и др.; о переносе частиц в движущейся с определенной скоростью среде (конвективная диффузия). Переноса процессы, о диффузия частиц в турбулентных потоках. Значение диффузионных процессов. диффузия играет важную роль в различных областях науки и техники, в процессах, происходящих в живой и неживой природе. диффузия оказывает влияние на протекание или определяет механизм и кинетику химических реакций, а также физико-химических процессов и явлений: мембранных, испарения, конденсации, кристаллизации, растворения, набухания, горения, каталитических, хроматографических, люминесцентных, электрических и оптических в полупроводниках, замедления нейтронов в ядерных реакторах. |
Вывод по таблице.
Сообщения учащихся о роли явлений в жизнедеятельности человека.
РАСТЕНИЯ ОЧИСТЯТ ВОЗДУХ (подтверждение явления диффузии, осмоса и их практическое применение)
ОТРАВЛЕНИЕ БЕНЗОЛОМ (подтверждение явления диффузии, осмоса и их практическое применение)
Во многих газированных напитках обнаружен канцерогенный бензол. (подтверждение явления диффузии, осмоса и их практическое применение)
С демонстрацией веб- квеста.
Сравните предложенные темы и можно ли сформулировать одну?
Подтверждение основных положений теории строения вещества в физике и химии на примере бензола.
Рефлексия.
- В чем состоит приращение знаний на сегодняшнем уроке?
- Благодаря чему оно произошло?
- Какие вопросы возникли?
- Нужны ли такие уроки и в чем их преимущество?
Домашнее задание: сравнение свойств толуола, стирола и кумола на основе строения молекулы.