Цель: знакомство с новым произведением
Учебные задачи:
- Ввести в круг чтения первоклассников новые имена авторов и рассказы о детях.
- Создать условия для формирования нравственных понятий о дружбе, поведении в школе, отношении к другим людям.
- Создавать условия для развития речи учащихся.
- Развивать умение давать оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей.
- Учить сравнивать жанры.
- Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся.
Учебные умения:
- Называть правильно произведение.
- Уметь словесно выражать свое отношение к произведению.
- Составлять план и рассказывать по плану.
- Придумывать историю про героев.
Ход урока.
Прозвенел звонок, начался урок.
-Вспомни и назови по моделям произведения и их авторов:
- Г. Скребицкий “Пушок” (слайд)
- С. Есенин “Поет зима – аукает…” (слайд)
- Братья Гримм “Заяц и еж” (слайд)
-Закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите (на аудиозаписи звучит шум моря, леса, ребячьих голосов)
Шум моря.
-Что представили? (Показ слайда. )
-Понравился ли вам этот шум? Почему?
-Что вам захотелось сделать?
Шум леса. (Показ слайда.)
-Какое время года представили? Почему?
Шум голосов.
-Где можно услышать этот шум? (на улице, в магазине, театре, в школе) (слайд)
-Понравился ли вам этот шум? Почему?
Елена Ильина написала рассказ “Шум и Шумок”. Послушайте его. (чтение рассказа учителем)
-Каким вы представляете шум в рассказе?
-Каким он был сначала?
-А потом?
-Как на шум подействовало слово “тихо”?
-Прочитайте отрывок с.103 и подчеркните родственные слова слову “шум”.
Слайд. Шум-шумок-шуметь-
-Какими словами можно продолжить этот ряд?
Слайд. Шум-шумок-шуметь-зашумели-расшумелись-Шумиголова
-Докажи, что это слова родные.
-Кого называют Шумиголова?
-На партах лежат конверты. Откройте их и найдите с помощью стрелок соответствие: где какой шум живет.
Шум голосов | в поле |
Морской шум | в лесу |
Шум листвы | в городе |
Шум улицы | у берега |
Шум ветра | в школе |
(проверка на слайде)
-Объясни свой выбор. (Шум ветра может жить и в поле, и на берегу, и в городе)
-А сейчас работа будет сложнее, и справиться вам помогут товарищи по классу.
Работа в командах.
Найди подходящие слова:
1 команда. Шум моря (какой?) …
2 команда. Шум листьев (какой?) …
3 команда. Шум улицы (какой?) …
4 команда. Шум ветра (какой?) …
(тихий, резкий, приятный, зелёный, нежный, громкий, озорной, оглушительный, ласковый, свистящий, воющий, утомительный)
(пока дети работают в командах, учитель на магнитофон записывает рабочий шум в классе)
Проверка работы команд (слайды)
-Послушайте. (запись шума в классе)
-Это шум или шумок?
-Может ли он жить в школе?
-А какой шум не должен жить в школе?
-Найди в тетради задание 4 на странице 45. (Прочитай, подчеркни пословицу, объясни её:
Так расшумелся Шумиголова, что у всех в голове зашумело. А уж известно – где много шуму, там мало толку.)
Слайд с изображенными на нём органами чувств.
-Какой из этих органов помогает воспринимать шум?
- А что о шуме может рассказать глаз? Попробуйте нарисовать это. (листочки на партах у каждого ребенка)
-На другой стороне листка сделай модель обложки к этому произведению. (проверка на слайде)
Итог урока.
-Почему Е.Ильина назвала свой рассказ “Шум и Шумок”?
-Можно ли сказать, что это рассказ о нас?
-Чему нас научило это произведение?
-Чтобы вы посоветовали ребятам из рассказа? (помнить поговорку (слайд) Где много шуму, там мало толку.)