Урок чтения в 1-м классе по теме "Шум и Шумок" Е.Я. Ильина

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с новым произведением

Учебные задачи:

  1. Ввести в круг чтения первоклассников новые имена авторов и рассказы о детях.
  2. Создать условия для формирования нравственных понятий о дружбе, поведении в школе, отношении к другим людям.
  3. Создавать условия для развития речи учащихся.
  4. Развивать умение давать оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей.
  5. Учить сравнивать жанры.
  6. Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся.

Учебные умения:

  1. Называть правильно произведение.
  2. Уметь словесно выражать свое отношение к произведению.
  3. Составлять план и рассказывать по плану.
  4. Придумывать историю про героев.

Ход урока.

Прозвенел звонок, начался урок.

-Вспомни и назови по моделям произведения и их авторов:

  • Г. Скребицкий “Пушок” (слайд)
  • С. Есенин “Поет зима – аукает…” (слайд)
  • Братья Гримм “Заяц и еж” (слайд)

-Закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите (на аудиозаписи звучит шум моря, леса, ребячьих голосов)

Шум моря.

-Что представили? (Показ слайда. )

-Понравился ли вам этот шум? Почему?

-Что вам захотелось сделать?

Шум леса. (Показ слайда.)

-Какое время года представили? Почему?

 Шум голосов.

-Где можно услышать этот шум? (на улице, в магазине, театре, в школе) (слайд)

-Понравился ли вам этот шум? Почему?

Елена Ильина написала рассказ “Шум и Шумок”. Послушайте его. (чтение рассказа учителем)

-Каким вы представляете шум в рассказе?

-Каким он был сначала?

-А потом?

-Как на шум подействовало слово “тихо”?

-Прочитайте отрывок с.103 и подчеркните родственные слова слову “шум”.

Слайд. Шум-шумок-шуметь-

-Какими словами можно продолжить этот ряд?

Слайд. Шум-шумок-шуметь-зашумели-расшумелись-Шумиголова

-Докажи, что это слова родные.

-Кого называют Шумиголова?

-На партах лежат конверты. Откройте их и найдите с помощью стрелок соответствие: где какой шум живет.

Шум голосов в поле
Морской шум в лесу
Шум листвы  в городе
Шум улицы  у берега
Шум ветра  в школе

(проверка на слайде)

-Объясни свой выбор. (Шум ветра может жить и в поле, и на берегу, и в городе)

-А сейчас работа будет сложнее, и справиться вам помогут товарищи по классу.

Работа в командах.

Найди подходящие слова:

1 команда. Шум моря (какой?) …

2 команда. Шум листьев (какой?) …

3 команда. Шум улицы (какой?) …

4 команда. Шум ветра (какой?) …

(тихий, резкий, приятный, зелёный, нежный, громкий, озорной, оглушительный, ласковый, свистящий, воющий, утомительный)

(пока дети работают в командах, учитель на магнитофон записывает рабочий шум в классе)

Проверка работы команд (слайды)

-Послушайте. (запись шума в классе)

-Это шум или шумок?

-Может ли он жить в школе?

-А какой шум не должен жить в школе?

-Найди в тетради задание 4 на странице 45. (Прочитай, подчеркни пословицу, объясни её:

Так расшумелся Шумиголова, что у всех в голове зашумело. А уж известно – где много шуму, там мало толку.)

Слайд с изображенными на нём органами чувств.

-Какой из этих органов помогает воспринимать шум?

- А что о шуме может рассказать глаз? Попробуйте нарисовать это. (листочки на партах у каждого ребенка)

-На другой стороне листка сделай модель обложки к этому произведению. (проверка на слайде)

Итог урока.

-Почему Е.Ильина назвала свой рассказ “Шум и Шумок”?

-Можно ли сказать, что это рассказ о нас?

-Чему нас научило это произведение?

-Чтобы вы посоветовали ребятам из рассказа? (помнить поговорку (слайд) Где много шуму, там мало толку.)

Приложение