Использование дагестанского регионально-национального компонента в работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Дагестан является полиэтнической республикой, уникальной лабораторией для изучения процессов воспитания, приобщения детей не только к культуре своего народа, но и к культуре общества в целом. Многовековые традиции, в том числе и народное искусство Дагестана, помогали и продолжают помогать формированию у детей дошкольного возраста прочных навыков и умений нравственного, эстетического отношения к жизни и творчеству.

Необходимость приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям, воспитание детей средствами народного искусства нашей республики обусловлена современными условиями совершенствования системы образования, где дошкольное воспитание является начальной ступенью развития личности. Основная роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию.

Подчеркивая значение искусства в воспитании детей, Б.М.Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысль и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности».

В формировании духовного облика ребенка в прошлом определенную роль играло народное искусство (колыбельные песни, народные сказки, предметы быта, традиционные игрушки и т.д.), и происходило это ненавязчиво в семье, во время детских игр, традиционных народных праздников, обрядов, в процессе труда мастеров и мастериц, в исполнении танцев, песен.

Художественно-эстетическое воспитание представляло собой синтез таких видов искусств, как фольклор, музыка, прикладное искусство. Например, женщины-мастерицы и девочки ткали ковры и пели песни, лепили игрушки и рассказывали сказки, затем устраивали импровизированные сценки, и дети играли. Взрослые и дети, готовясь к праздникам, со вкусом украшали одежду. Изготовляли различные предметы, преподносили их и дарили в сопровождении песен, стихотворных пожеланий и т.д. Все это, естественно, служило хорошей средой для проявления личности ребенка и приобщения его к культуре своего народа. Как известно, народное искусство вобрало в себя все ценное, что веками складывалось и формировалось в жизни горцев: самобытность, поэтичность, образность мышления, мудрость, любовь к природе, труду и многое другое. Правы те специалисты, которые считают, что сегодня нельзя рассматривать народное искусство только как часть материальной, бытовой культуры прошлого.

Как известно из истории, на протяжении многих веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных промыслов: ковроткачество, художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное искусство и др. Многие из традиционных видов народных художественных промыслов дошли до наших дней, продолжают развиваться и сегодня.

Приобщение детей к народному искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с обычаями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления, приобщает к труду.

Сегодня, когда обновляется содержание образовательных дошкольных учреждений, пересматриваются формы и методы приобщения детей к изобразительной деятельности, необходимо вопросы духовно-нравственного, художественно-эстетического и трудового воспитания дошкольников строить путем ознакомления их с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана, так как орнаментальная основа народного искусства доступна детям для восприятия и отображения в художественной деятельности.

В условиях Дагестана с его богатыми традициями национально-художественной культуры огромное значение в эстетическом воспитании детей приобретает народное искусство (декоративно-прикладное, художественно-речевое, музыкальное, игровое).

Планомерное и целенаправленное изучение народного искусства позволяет детям лучше узнать природу и художественные традиции своего края, народные праздники и обычаи.

Изобразительная и художественно-трудовая деятельность детей осуществляется с использованием различных материалов: бумаги, ткани, глины, ниток, проволоки, фольги, природного материала.

В процессе изобразительной деятельности и художественного труда дети рисуют, лепят и выполняют различные поделки, которые используются для украшения помещений, включаются в игру.

Таким образом, воспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется в основном на занятиях (декоративное рисование, лепка, аппликация), а также во время игр, экскурсий, праздников и самостоятельной художественной деятельности.

Предлагаю конспект из серии цикла «Знакомство с обычаями Дагестана».

Сценарий праздника «Навруз-Байрам»
Для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание

  1. Продолжать воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления детей о народном празднике. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
  2. Учить детей петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя звучание). Учить детей делать аппликацию.
  3. Выполнять танцевальные движения выразительно и ритмично (ковырялочка). Использовать подвижную игру для формирования координации движений. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции.

Репертуар

  1. Песня «Приезжайте в Дагестан» м.Касимова
  2. Песня «Горный край»
  3. Танец «Лезгинка»
  4. Подвижная игра «Бег на мяче»
  5. Перетягивание каната
  6. Эстафета «соревнование трактористов»

Оборудование

  1. Дагестанские костюмы
  2. Мячи, канат
  3. Машины, борозда
  4. Шерстяные нитки (15-20см)
  5. Бубны
  6. Ватман, клей ПВА, кисти, салфетки
  7. Сито, пшеница
  8. «Костер»

Ход праздника

Дети под звучание дагестанской народной музыки входят парами в зал. Впереди идут девочки с бубнами и веточками в руках. Веточки украшены конфетами и разноцветными ленточками. Дети обходят зал и становятся полукругом. Воспитатель поздравляет всех собравшихся с праздником.

1 Девочка:

Дома у нас большие,
Окна золотые,
С днем Навруза – днем Весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!

2 Девочка:

В доме этом все девицы,
Как одна румянолицы,
Рукава их длинны
И слова их умны.
С днем Навруза – днем весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!

Ребенок:

Да развеется тоска,
Да просеется мука,
А мука у нас бела,
Испечете вы пирог.
Нам отрежете кусок.
С днем Навруза – днем весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!

(Из кумыкского народного фольклора).

Воспитатель: Дагестан знает разнообразные старинные праздники, идущие от традиций и связанные с древними обычаями.

Главным во все времена был праздник «Первой борозды». Праздник этот состоит из двух частей – обрядовой вспашки поля плугом в 2-3 борозды и засевании.

Мы всех гостей приглашаем на праздник «Первой борозды».

Исполняется песня «Приезжайте в Дагестан».

Дети садятся на стульчики.

Ребенок: Праздник «Первой борозды» в даргинских аулах в старину называли «кIубахрули». Этот праздник труда является массовым, радостным, народным праздником.

Ребенок: Лакский аул Кулушац разделен на 2 части ручьем. В старину праздник первой борозды проводили по очереди то одна половина аула, то другая. Старики помнят древний заговор «хъу дюхъаннав, шта оюхъаннав». («Пусть будет богатый урожай, пусть будет много овец и скота, пусть будет много пчел и меду»).

Ребенок: В Южном Дагестане издавна существует старинный народный праздник цветов – Яран-сувар – праздник наступления весны, праздник обновления природы. Вечером у каждого дома разжигают большие костры, через которые прыгают члены семьи. В огонь нельзя плевать, долго смотреть на пламя: оно может ударить («ягъун»), сжечь, опалить, притупить зрение.

В зал забегает с шумом и музыкой пешавар (ряженый).

Пешавар: Ассаламу алейкум! С праздником!

Дети: Ваалейкум ассалам!

Воспитатель: Пешавар, оставайся с нами, будь гостем на нашем празднике.

Ребята, праздник «Первой борозды» - это игры, веселье, соревнования. Самому достойному будет предоставлено право проложить первую борозду. Следить за порядком во время соревнований и эстафет будет наш гость Пешавар.

Первая эстафета «Бег на мячах».

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, кто сильнее.

Проводится соревнование «Перетягивание каната».

Ребенок:

Здравствуй, милая весна,
Ты душиста и ясна
Зеленеют лес и луг
Так красиво все вокруг!
И зовет тепло лучей
На прогулку всех детей.

Девочки исполняют танец «Весенняя фантазия».

Воспитатель: Как красиво девочки танцевали. Какие умницы! Посмотрите скорее, какие ловкие у нас мальчики-джигиты.

Проводится музыкальная игра «Возьми папаху». В игре принимает 6-8 мальчиков.

Воспитатель: Молодцы, мальчики, настоящие джигиты. Ребята, в дни праздника «Навруз» дагестанский народ заклинал:

Дети по очереди произносят заклинания.

  1. Да уродит земля.
  2. Да будут густыми всходы.
  3. Да умножатся овцы у тех, кто их имеет.
  4. Да умножатся коровы у тех, у кого они есть.
  5. Да не будет засухи.
  6. Да будет достаточно солнца и осадков.

Воспитатель: Вот сколько заклинаний мы с вами вспомнили. Вот вышли наши силачи. Они сейчас будут мериться силой.

Проводится соревнование.

Воспитатель: Вот и определились претенденты на главное соревнование. Самому достойному будет оказана честь проложить первую борозду.

Проводится эстафета «Кто быстрее добежит до машины». Самый быстрый и заслужит право провести первую борозду.

После соревнования тракторист на машине «прокладывает» первую борозду. Перед машиной идут музыканты, за машиной раскручивается борозда и девочка «бросает» в борозду зерна.

Ребенок:

Иди весна, иди красна!
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!

Дети читают стихи о весне. 3-4 ребенка.

Воспитатель: Ребята, на улице стемнело и пора разводить костер. Пешавар помоги нам разжечь костер.

Костер «загорается».

Воспитатель: Пока пламя высокое и прыгать через него мы не можем, мы сделаем коллективную работу «Горный пейзаж».

Дети на готовые силуэты приклеивают шерсть овцам, делают папаху и бурку чабану, клеят шерстяными нитками солнце, кусты, цветы, дорогу, горы.

Дети становятся полукругом вокруг «костра».

Ребенок:

Люблю тетя я всей душой,
О, Дагестан, мой край родной!
Не нужно мне заморских стран
Ты так прекрасен, Дагестан!
(Р.Гамзатов).

Дети исполняют песню «Горный край».

Прыгают через «костер».

Ребенок: Мы лезгинку дружно любим танцевать! Гей!

Бьем в ладоши дружно и кричим: Арса! Арса! Асра!

Исполняется Общая лезгинка.

Воспитатель: На этом наш праздник завершается. До свидания. Все выходят из зала.