Пояснительная записка
Современная ситуация в стране в целом и в нашем регионе, в частности, характеризуется крайней степенью социальной нестабильности. В таких условиях возникает почва для социально-негативных явлений. Алкоголизация населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество оказалось неспособным противостоять этим явлениям. Ситуация в стране с потреблением наркотических и других психоактивных веществ детьми и подростками продолжает ухудшаться.
По официальным данным, 16% учащихся хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, около 2% употребляют их регулярно. Реальные же цифры выше в два раза. Средний возраст приобщения к наркотикам 13–16 лет, средний возраст приобщения к алкоголю еще ниже, ну а курить некоторые дети начинают еще в дошкольном возрасте.
Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы научить детей говорить “нет” пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. Нужно говорить с детьми о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже “один-единственный разок” общения с ПАВ.
При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов как память, внимание, мышление, дети учатся управлять своим поведением. При этом идет переход от игровой деятельности к деятельности учебной, целенаправленной.
Профилактика употребления ПАВ будет эффективной, если:
- детям будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;
- методы и приемы передачи информации будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- осознание вреда ПАВ будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
Школа обладает рядом возможностей для успешной профилактики ПАВ, а именно:
- возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;
- влиянием на уровень притязаний и самооценку;
- свободным доступом к семье ребенка для анализа и контроля ситуации;
- возможностью привлечения специалистов по профилактике.
Цели программы:
- Формирование здорового образа жизни в среде младших школьников.
- Профилактика табакокурения, алкогольной и наркозависимости.
- Развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ).
Задачи программы:
- Формирование у детей представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;
- Развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции.
- Формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, токсическим веществам.
Программа предназначена для учащихся 10-12 лет коррекционных классов, посещающих группу продленного дня. Курс клубных занятий «Линия жизни» рассчитан на 18 часов.
Тематика клубных занятий
№ | Тема занятия | Форма проведениязанятия | Количество часов |
1 | Здравствуйте, или что значит ЗОЖ | Устный журнал | 1 |
2 | Вредные привычки и наше здоровье | Занятие-мастерская | 1 |
3 | Строение органов дыхания, влияние табакокурения на деятельность легких | Тренинг | 1 |
4 | Воздействие ПАВ на сердечнососудистую систему | Проблемная беседа | 1 |
5 | Влияние ПАВ и сильнодействующих лекарственных препаратов на работу головного мозга | Круглый стол | 1 |
6 | Свобода выбора – уход от зависимости | Занятие-мастерская | 1 |
7 | Последствия употребления ПАВ | Ролевая игра | 1 |
8 | Формирование навыков, по отказу от приема ПАВ | Тренинг | 4 |
9 | Курение: дань моде, привычка, болезнь | Ток-шоу | 1 |
10 | Суд над курильщиком | Ролевая игра | 1 |
11 | Ступени, ведущие вниз | Устный журнал | 1 |
12 | Мы за здоровый образ жизни! | Акция | 1 |
13 | Здоровье и безопасность | Ролевая игра | 1 |
14 | Роль силы воли, при отказе от употребления ПАВ | Тренинг | 1 |
15 | Человек, продли свой век | Ролевая игра-представление | 1 |
Ожидаемые результаты (ученик должен):
- Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к ПАФ индивидуальна и зависимость может возникнуть очень быстро.
- Уметь избегать ситуаций пассивного курения.
- Понимать, что алкоголизм, токсикомания, наркомания - трудноизлечимые заболевания.
- Выработать форму поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Осознавать коммерческий характер рекламы алкоголя и табака и уметь критически к этому относится.
Занятие №3
Тема: Строение органов дыхания, влияние табакокурения на деятельность легких
Цели:
- дать понятия об органах дыхания,
- показать какое вредное воздействие оказывает курение на здоровье,
- обучить детей навыкам отказа от предложения закурить.
Занятие проводят воспитатель в группе учащихся 4–5-х классов численностью не более 10–12 человек. Продолжительность занятия 40 минут.
- Приветствие.
- Информационный блок.
- Тренинговые упражнения по развитию навыков отказа от курения.
- Обсуждение итогов занятия.
- Прощание.
Ход занятия
1. В качестве приветствия используется игра по кругу “Мое имя. Мое настроение”. Дети встают в круг. Каждый по очереди называет свое имя и рассказывает о своем настроении сегодня.
После приветствия дети садятся на стулья по кругу.
2. Беседа со школьниками о том, знают ли они, что называют вредными привычками, почему они вредные и как они влияют на здоровье.
Вы знаете, как человек дышит? Воздух поступает через нос и по воздухоносным путям, похожим на трубочки, попадает в легкие. Это такие органы, напоминающие воздушные шарики, наполненные воздухом. Они расположены в грудной клетке, их два : по одному слева и справа. Когда мы вдыхаем воздух, легкие наполняются им и расширяются, затем они слегка сужаются, и воздух поступает в кровь, с которой разносится по всему организму.
Когда человек курит, вместе с воздухом он вдыхает табачный дым. Ученые установили, что в табачном дыме содержится много вредных ядовитых веществ, в частности, вещество под названием “никотин”, которое является сильным ядом. Они попадают в легкие, а затем разносятся с кровью по всему организму. Посмотрите, как различаются легкие курильщика и здорового человека (демонстрируются рисунки легких курильщика и некурящего). Легкие при курении становятся серыми, сморщиваются и не могут выполнять свою работу, поэтому не хватает кислорода другим органам. Поэтому курящих человек часто болеет, у него сильный кашель, ему не хватает воздуха. Когда он быстро идет, он задыхается.
Даже люди, которые не курят, а просто находятся рядом с курящим человеком, вдыхая дым сигарет, могут плохо себя чувствовать, и у них может начаться кашель. Поэтому курящий человек наносит вред не только своему здоровью, но здоровью окружающих его людей.
3. Тренинговое упражнение “Давай покурим”.
Цель: групповой поиск различных доводов против курения.
Описание упражнения:
Школьники делятся на пары. Каждая пара проигрывает ситуацию. Первый участник предлагает партнеру закурить, а тот в свою очередь должен отказаться. Затем участники меняются ролями.
После окончания игры участники делятся впечатлениями, обсуждают кому в какой роли было легче.
4. Подведение итогов занятия, обсуждение полученной информации, навыков, приобретенных в ходе работы.
- Как человек дышит, какие органы ему в этом помогают?
- А что происходит, когда человек курит?
- Как может измениться состояние здоровья курящего человека?
- Как вы станете действовать, если вам предложат закурить?
5. Ритуал прощания. Игра в кругу “Телеграмма”.
Дети встают в круг, берутся за руки и ведущий пожимает руку рядом стоящему ребенку, тот передает пожатие руки (“телеграмму”) по кругу, пока она не вернется к ведущему.
Список литературы
- Брагинский В. Пагубное пристрастие. Здоровье детей, № 43–44, 1999.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. М., 2007.
- Казакова Г.П. Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся первой ступени. Кемерово, 2004.
- Колпакова О.С. Программа коррекционно-воспитательной работы. Кемерово, 2006.
- Максимова В. След “белой смерти”. Здоровье детей, № 37–38, 2003.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М., 2004.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2005
- Рудестам Кьелл. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы. Теория и практика. М., 2003.
- Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки.Вестник психосоциальной и коррекционно-реалибитациооной работы, № 1, С. 41–49, 2006.