Урок "Славные символы России"

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать представление о государственных символах; развивать умение делать выводы, анализировать; воспитывать патриотизм.

Оборудование: презентация к уроку; аудиозапись Государственного гимна России; проверочный тест; учебник для 4 класса «Мир вокруг нас», автор А.А. Плешаков. Москва «Просвещение» 2007.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.

II. Проверка домашнего задания.

- Какие права и обязанности граждан России вы знаете?

- Кто является главой нашего государства?

- Чем занимается Правительство Российской Федерации?

III. Изучение нового материала.

Учитель. Попробуйте догадаться, о чём сегодня на уроке пойдёт речь: прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов; слушают стоя; эмблема государства.

Ученики. Флаг, гимн, герб.

Учитель. А что такое флаг, гимн и герб?

Ученики. Символы государства

Учитель. Тема сегодняшнего урока «Славные символы государства».

Учитель. У каждого государства есть свои символы. Мы с вами живём в России. У нашего государства тоже есть свои символы. А что такое символ, какие синонимы можно подобрать к этому слову?

Ученики. Условный знак, обозначение.

Учитель. А почему у каждого государства разные символы?

Ученики. Чтобы можно было отличить одно государство от другого.

Учитель. Сейчас мы с вами поговорим о гербе. Гербы появились давно. Они найдены на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Так гербом Древних Афин была – сова; Древнего Египта – змея; Персии – орёл. Русское слово «герб» происходит от немецкого слова, которое в переводе означает «наследство». Герб – отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу, государству.

В России герб на протяжении веков изменялся. Давайте посмотрим, каким он был.

Приложение 1.

Учитель. А вот перед вами современный герб. Где вы видели такой герб?

Приложение 2.

Ученики. На монетах.

Учитель. А ещё герб можно увидеть на печатях, официальных бумагах.

А сейчас, ребята, прочитайте текст учебника на странице 169 - 170 о Государственном гербе России.

- Что изображено на гербе России?

- Что находится в правой лапе орла?

- Что находится в левой лапе орла?

- Что изображено на груди орла?

- Почему у орла две головы?

- Когда впервые на гербе России появился двуглавый орёл?

- Сравните современный герб и герб времён Ивана III.

Приложение 3.

IV. Физкультминутка.

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

V. Изучение нового материала.

Учитель. Кроме Государственного герба у нас в стране ещё есть и Государственный флаг. В старину флаг называли «стягом».

Приложение 4.

Учитель. Под боевыми стягами выступали на врага древнерусские воины. На поле Куликовом трепетал на ветру багряно-красный стяг великого князя Дмитрия Ивановича. В битве на реке Неве в бой шли под стягами Александра Невского.

Вот перед вами современный Государственный флаг России.

Приложение 5.

Учитель. Флаг России можно увидеть на Резиденции Президента России, на здании правительства России, на здании Государственной думы.

Приложение 6.

Учитель. Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится к её флагу – ведь под ним совершено так много подвигов. В бою знамя воинской части оберегают как самую большую ценность. Если враг сумеет захватить знамя, часть расформировывается, как опозоренная.

Кроме Государственного флага России у нас в стране ещё есть Красное знамя Победы. Это знак благодарности потомков победителям в Великой Отечественной войне.

Приложение 7.

Учитель. Прочитайте текст учебника на странице 171 о Государственном флаге России и приготовьте друг другу вопросы по прочитанному материалу. (Ученики читают самостоятельно текст и задают друг другу вопросы по прочитанному).

Учитель. О каком Государственном символе нам осталось поговорить?

Ученики. О Государственном гимне.

Учитель. Слово «гимн» возникло в Древней Греции. Древние греки распевали гимны в честь богов и героев. Из греческого языка слово «гимн» перешло во многие языки мира. В России долгое время гимном служила мелодия «Гром победы раздавайся». В 20-е годы XIX века князь А.В. Львов и поэт В.А. Жуковский написали новый гимн «Боже, царя храни…». Эти мелодии мы с вами прослушаем на уроке музыки. Современный гимн Российской Федерации был принят в 2001 году. Его авторы: композитор А.В. Александров и поэт С.В. Михалков. Каждый новый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Звучит гимн в новогоднюю ночь после того как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют 12 раз. Государственный гимн страны исполняют при подъёме Государственного флага; вручении правительственных наград; на официальных встречах и проводах представителей других государств; во время торжественных собраний и митингов; когда российские спортсмены завоёвывают золотые медали. А как нужно слушать гимн?

Ученики. Гимн слушают стоя.

Учитель. Во время исполнения Государственного гимна мужчины снимают головной убор, военные отдают честь.

Слушание записи Государственного гимна России.

Учитель. В какой области мы с вами проживаем?

Ученики. Мы проживаем в Смоленской области.

Учитель. Наша область имеет тоже свои символы.

Приложение 8.

Учитель. Имеют гербы и многие древние города Смоленщины.

Приложение 9.

VI. Закрепление изученного.

Учитель. А сейчас давайте посмотрим, как вы усвоили новый материал. (Работа в парах с тестами).

Приложение 10.

Учитель. А теперь каждая пара проверит правильность выполнения работы.

Приложение 11.

VII. Итог урока.

Учитель. Продолжите высказывание: « Сегодня на уроке мы изучали…».

Учитель: Государственные символы: герб, флаг и гимн – это символы достоинства страны. Символы призваны сплачивать и объединять весь народ. Неуважение к ним рассматривается как неуважение к государству.

VIII. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о символах Смоленской области.

Литература

  1. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 1997.
  2. Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.