Тип урока: контрольно-обобщающий
Цели и задачи:
- Формировать способности к саморазвитию и самоизменению обучающихся.
- Способствовать формированию нравственных качеств, необходимых для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества.
- Развивать умения ставить учебную цель, работать с информацией, анализировать её, продуцировать и использовать для решения практических задач
- Помочь обучающимся выработать навык правописания Не с разными частями речи.
Этапы урока:
- Постановка целей и задач урока. Мотивации к деятельности.
- Пробное действие.
- Исследование (где и почему возникло затруднение)
- Построение выхода из затруднения.
- Самостоятельная работа по эталону, включение в повторение.
- Самооценка.
Оборудование:
- Дидактический материал: художественные тексты для наблюдений
- Ученические исследования.
- Текст – отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Старая черепаха».
- Мини-тесты.
- Детские рисунки по теме урока.
Ход урока
1-й этап урока.
Учитель: Мы изучаем частицы. Это совсем маленькие слова, осколочки больших слов и больших смыслов. Что вы знаете о частицах?
(Обучающиеся рассказывают о том, что частица – служебная часть речи, о роли модальных, формообразующих, отрицательных частиц в речи) .
А что вы хотите знать об отрицательных частицах? Чему хотите научиться?
2-й этап урока.
Учитель: Вам розданы листки с текстом - отрывком из стихотворения С.Бондаренко «Странная страна». Прочитайте его.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки
.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом шли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
Задание: верните пропавшую НЕ. Выпишите слова с НЕ, объясните написание НЕ со словами.
Недоумение, нелепое, неразбериха, невзрачной, незабудки, ненастная, несчастная, неуклюже, непролазные, неряха, несуразный, недотёпа, невежа, недоучки, Несмеяна.
Учитель: В качестве какой части слова НЕ вошла в состав записанных слов?
Почему автор НЕ называет частицей в данном контексте?
(Работа ведётся со словарём: «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А.Потиха, М, Просвещение, 1987г.)
Недоумение, нелепое, неразбериха, невзрачной, незабудки, ненастная, несчастная, неуклюже, непролазные, неряха, несуразный, недотёпа, невежа, недоучки, Несмеян
Работа в группах. Верны ли эти пословицы?
(Пословицы на розданных листках.)
1-я группа.
Ложь человека красит.
Бросай друга в беде.
В деньгах счастье.
2-я группа.
Плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Хлебом единым жив человек.
Всё то золото, что блестит.
3-я группа.
Боги горшки обжигают.
Смейся чужой беде.
Учи рыбу плавать
Обучающиеся обсуждают проблему, записывают пословицы в тетради с восстановленным отрицательным смыслом и делают вывод о значении частицы НЕ (придаёт отрицательное значение отдельному слову и целому предложению), о раздельном написании частицы НЕ со словами) .
Учитель: Что показалось трудным при выполнении этих заданий?
(Фиксируется затруднение: НЕ может быть приставкой, частью корня, частицей.)
3-й этап урока.
Ученические исследования.по проблеме: «Где и почему возникает затруднение при написании НЕ с разными частями речи?»
(Задания индивидуальные, были даны за неделю до урока) .
Темы ученических исследований:
- «НЕ с именами существительными»
- «НЕ с именами прилагательными»
- «НЕ с местоимениями»
- «НЕ с глаголами и деепричастиями»
- «НЕ с причастиями»
- «НЕ с наречиями»
4-й этап урока.
Построение выхода из затруднения. Построение алгоритма правописания.
- Употребляется ли слово без НЕ?
- Какою частью речи является слово?
- НЕ является частицей и пишется раздельно
- со словом, являющимся глаголом, деепричастием;
- с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;
- с существительными, прилагательными, наречиями, если есть (или мыслится) противопоставление;
- с прилагательными, обозначающими цвет, относительными прилагательными;
- местоимениями;
- с причастиями и отглагольными прилагательными, если есть зависимое слово, если есть или мыслится противопоставление, если в краткой форме.
5-й этап урока.
Самостоятельная работа по алгоритму.
(Отпечатанный текст роздан каждому ученику) .
Задания: Прочитате.
Определиеь стиль.
Сформулируйте главную мысль.
В какой фразе заключена главная мысль текста?
Озаглавьте.
Спишите, раскрыв скобки и обозначив орфограмму «НЕ с различными частями речи»
Успокоение (не) приходило. (Не) в чем Васе было себя упрекнуть. Это мать, (не) испытывая жалости к старой черепахе, приказала её унести из дома.
Перед Васей (не) ожиданно возникли глаза черепахи, никогда (не) мигающие, мудрые. Вася думал: «(Не) такому уж плохому человеку продал я её. И живёт она теперь (не) далеко, а близко.» Но вдруг он заплакал.
Это сердце подсказало мальчику (не) ведомую истину: (не) только мир существует для тебя, но и ты для мира»
(Ю.Нагибин «Старая черепаха»)
После проверки выполняется мини-тест.
Задание: указать номера, где НЕ пишется раздельно.
1-й вариант.
- (не) был
- (не) далеко
- (не) отражаясь
- (не) глубокая, а мелкая река
- (не) высушенные ветром
- (не) в кого
- (не) приятель
2-й вариант
- (не) красиво
- (не) рана, аушиб
- ещё (не) завершённый роман
- (не) ждал
- (не) тот дом
- (не) вытерпев
- (не) знакомый
3-й вариант
- (не) мне
- (не) освободившиеся от росы
- (не) узнал
- говорить (не) громко,а тихо
- (не) навидел
- (не) отдыхая
- (не) громкий
Ответы:
- 1 вариант: 1,3, 4, 5, 6
- 2 вариант: 2, 3, 4, 5. 6
- 3 вариант: 1, 2, 3, 4, 6
6-й этап урока. Самооценка.
Чему ты научился на уроке?
Что не до конца понял?
Что нужно повторить?
Домашнее задание
- Выучить параграф № 153 (В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «.Русский язык. Теория.5-9».М.: Дрофа, 2005г.)
- Выписать 7 пословиц с частицей НЕ.
- Определить, какой частью речи является слово, перед которым стоит частица НЕ