Проектный урок по окружающему миру

Разделы: Начальная школа


Тема: Красная книга Агрызкого района, села Сарсак – Омга.

Цель:

  • Воспитание бережного отношения к родной природе;
  • Формирование представлений учащихся о Красной книге как государственном документе; развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесенных в Красную книгу села ;
  • Привить умение работать с дополнительной литературой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводное слово учителя.

(Учащиеся рассматривают слайды о природе).

У: Учёные установили, что на свете примерно 2 миллиона видов растений, животных, грибов. Любая травинка, любой лист, любые, даже самые маленькие существа по- своему красиво и интересно, заслуживает внимания и доброго отношения.

Но нельзя сегодня сказать о том, что наша планета серьёзно заболела. Случилось это по вине людей. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из-за этого уже исчезли с лица земли, а многие вот-вот исчезнут.

Наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государство заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за сохранение природы. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.

У: Какие вопросы у вас возникли?

Д: Что такое Красная книга? Для чего она создана? Почему некоторые виды растений и животных занесены в неё?

У: На все эти вопросы попытаемся ответить. Самостоятельно издадим несколько страниц.

III. Погружение в проблему.

Не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные на слайдах? Ими бы только восхищаться, любоваться, поражаясь, сколь щедра на выдумки матушка – природа.

Ученик 1: Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно должен помочь ей. Как другу, попавшему в беду. Об этом говорят такие данные, что начиная с 1960 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных: причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине людей.

Ученик 2: Многие животные и растения, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они занесены в Красную книгу.

У: Почему так называется эта книга?

Ученик: Красный цвет – это цвет опасности, означает «стоп», «не губи».

У: Красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью обратить внимание на указанную опасность, предостерегает людей о возможных непоправимых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов животных и растений.

В нашей стране Красная книга появилась в 1974 году.

IV. Практическая работа.

1) Как устроена Красная книга?

У: Каждая страница имеет свой цвет. Вот эти цвета: чёрный, красный, жёлтый, зелёный. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов).

  • Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и др.)
  • Красная – исчезающие виды (красный волк, амурский тигр, снежный барс).
  • Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).
  • Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).

На доске выставляются иллюстрации животных, занесённых в Красную книгу.
У: Красная книга – документ, постоянно изменяющийся по мере того как пополняются наши знания о природе; она должна пополняться новыми сведениями и совершенствоваться.

Как вы думаете, существует ли Красная книга Татарстана?

Д: Да.

У: Да, существует. Она была создана в 80 годах. Посмотрите, вот Красная книга Татарстана. Она очень объемная. Значит в неё занесены многие виды исчезающих животных и растений.

2) Создание проекта «По страницам Красной книги села Сарсак - Омга».

У: Природа нашего села тоже нуждается в защите. Ведь некогда полноводные реки Чаж и Сарсак обмелели, берега превратились в свалки. Леса вырубаются. По вине самих жителей исчезают редкие виды растений и животных. Сегодня на уроке мы исследуем страницы Красной книги села Сарсак – Омга.

I этап проекта – образование групп, определение подтем.

Класс делиться на 3 группы:

  • 1 группа – «исследователи».
  • 2 группа – «наблюдатели».
  • 3 группа – «художники».

«Исследователи» собирают нужную информацию о растениях, занесённых в Красную книгу, используя дополнительную литературу и компьютер.

«Наблюдатели» создают правила поведения в природе, используя учебник «Наш мир», свой жизненный опыт.

«Художники» создают экологические знаки в поддержку исчезающих растений и животных.

II этап проекта – самостоятельное исследование.

III этап проекта – защита проектов.

IV этап проекта – презентация проекта.

У: Подведём итоги нашей работы. Первая группа ( «исследователи») защищает свои проекты исследований.

Ученик 1: Купальница европейская.

Она рассеянно встречается на лугах, лесных полянах, на опушках.

В результате выпаса скота, сбора на букеты это растение находится под охраной.

Запрещено пасти скот на этих лугах, собирать купальницу на букеты.

Ученик 2: Ландыш майский.

Встречается в лесу. Люди срывают его на букеты, как лекарственное сырье. В результате чего растение погибает. Запрещено рвать это редкое растение.

Ученик3: Девясил.

Это удивительное лекарственное растение встречается на лесных опушках, полянах, лугах, среди кустарников. Корневища девясила используются в медицине. Запрещено собирать в большом количестве.

Ученик 1: Ковыль.

Встречается на степных высотах, по опушкам зарослей кустарников и на открытых склонах водоразделов. Распашка участков, выпас скота, сбор семян – летучек на букеты привели к исчезновению этого растения.

Ученик 2: Душица.

Её можно встретить на лугах, по опушкам лесов, в зарослях кустарников, по долинам рек, склонам оврагов. Душица – лекарственное растение. Многие срывают его вместе с корневищем. Запрещено собирать растение с корнем.

Ученик 3: Касатик водяной.

Любит заболоченные луга, топкие места у берегов рек, озер, прудов нередко частично погружен в воду. 

Разрушение места обитания касатика привело к их исчезновению. Нужно охранять поймы рек и береговые зоны водоемов.

Ученик 1: Кубышка желтая.

Растет по озерам , рекам в прудах. Растение с крупными плавающими на воде листьями, цветки крупные желтые. Загрязнение наших водоемов привело к их исчезновению. Нужно охранять естественные водоемы от загрязнения и разрушения.

Ученик 2: Лапчатка прямостоячая.

Встречается на лесных опушках, полянах, вырубках на влажных и болотистых лугах. Исчезающими стали растения в связи с распашкой лугов, вырубкой лесов, сбора лапчатки на лекарственное сырье. Полный запрет на сбор лекарственного сырья.

Учитель: Вторая группа («наблюдатели»)

Примерные правила поведения в природе.

Выступление ученика.

  1. Не рвите и не уничтожайте названные растения!
  2. Умейте любоваться растениями и животными!
  3. Не ловите бабочек, стрекоз, кузнечиков, жуков!
  4. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
  5. Убирайте за собой мусор. Не оставляйте его на природе!
  6. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
  7. Берегите прекрасный мир растений!

Учитель: Третья группа («художники») защищают свой проект.

Они создали экологические знаки.

Давайте посмотрим что у них получилось.

Учитель: И так, мы подошли к последнему этапу – к презентации проекта «По страницам Красной книги села Сарсак – Омга». Давайте посмотрим какие страницы мы получили и что изобразили на них. (Показ проекта и сравнение с Красной книгой, созданной Юными экологами лицея.)

Хочется закончить ваше выступления словами поэта В. Берестова

Деревья, трава и птица
Не всегда умеют защитится,
если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Учитель: Берегите родную природу, любите ее!

Не забывайте, ребята, об этом.

Итог урока: Вопрос – что нового вы узнали на уроке?

Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?

Чтобы вы посоветовали своим сверстникам?