Географическое положение республики Татарстан (региональный компонент)

Разделы: География

Классы: 8, 9

Ключевые слова: география


Изучая географию России в 8-х и 9-х классах, ученики знакомятся с новым курсом – региональный компонент- география своего края, области , республики. Здесь важно правильно, увлекательно организовать работу по изучению региональной географии своей территории. Необходимо разъяснить для учащихся значение комплексного изучения своего края, заинтересовать, объяснить значимость изучения НРК (национально-регионального компонента) и познакомить с основными требованиями к уровню подготовки учащихся при изучении географии своей Республики.

Изучение географии Татарстана ведется по учебнику «География Республики Татарстан», автора Тайсина А.С., а так же на уроках использую учебное пособие «Экономическая и социальная география Республики Татарстан», под редакцией И.Т. Тайсина. Но для преподавания географии необходимо иметь еще дополнительные методические пособия к урокам, УМК (поурочные разработки, ит.п), рабочие тетради, атласы, которых на сегодняшний день не хватает или просто нет в продаже. На своих уроках испытывала трудности в выборе форм и методов, так как у учащихся не были атласы с картами республики, не было рабочих тетрадей, которые можно было бы использовать на уроках национально-регионального курса. Я нашла выход из сложившейся ситуации. Для начала тесты составляла сама, использовала их для закрепления изученного материала, а затем давала учащимся как творческие задания: составить тест после изучения темы, используя текст учебника и дополнительную литературу. Все составленные учащимися тесты мы обсуждаем на уроках, в чем логика постановки вопросов, правильное оформление вариантов ответов, которые предлагает автор (ученик) и т.п. Учащиеся давали свою оценку и находили ошибки в постановке вопросов, таким образом, формируется умение не только правильно написать вопрос и составить тест, но и географическая культура, речь. Это очень важно. Каждый учитель знает, какое значение имеет атлас на уроках географии. К сожалению, атласов по географии Татарстана, которые могли бы приобрести учащиеся (как например, за 7,8 классы) я не встречала, но есть большой атлас Татарстана, который на всю школу всего один. Я решила сделать карты атласа самодельные. Сейчас есть такие услуги как ламинирование, и я в учебнике выбрала необходимые для уроков картосхемы, отдала их ламинировать, (за определенную плату конечно), получились отличные карты, лучше чем в атласе, двухсторонние, на одной стороне, например, карта Республики Татарстан – физическая карта, на другой стороне – экономическая карта. Обращалась за помощью и к ученикам, у некоторых учащихся родители имеют возможность ламинировать карту на работе, таким образом, на уроке мы можем использовать такие карты по Татарстану.

Применение на уроке интерактивной доски во многом облегчило бы работу и учителя и учеников, но у нас, к сожалению, нет такой возможности и поэтому я радуюсь тому, что могу использовать сегодня, сейчас хотя бы такую возможность. Первый урок по изучению региональной географии – географическое положение республики Татарстан. Конспект урока прилагается.

Географическое положение Республики Татарстан. Урок в 8 классе

Урок № _______ Дата___________ н.р.к.

Тема: Географическое положение республики Татарстан.

Цели и задачи:

  1. Образовательные:
  • Познакомить с новым курсом географии «Региональная география Татарстана»;
  • Изучить главные черты географического положения Татарстана и их влияния на природу и хозяйственную деятельность населения;
  • Содействовать формированию у учащихся представления об особенностях ГП Татарстана;
  • Дать знания о границах Татарстана и пограничных государствах;
  1. Развивающие
  • Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные знания;
  • Продолжить развивать умение выделять главное при работе с учебником и с географической картой;
  • Умения показывать на карте границы республики, показывать республики и области, граничащие с РТ.
  1. Воспитательные:
  • Создать условия для повышенного интереса к изучению родного края;
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой край.

Оборудование: политико-административная карта Российской Федерации, настенная карта Татарстана, учебник А.С. Тайсина «География Татарстана», большой атлас Татарстана, справочно-информационный материал, дополнительная литература по Татарстану, журнал «География в школе», газета «География. Первое сентября».

Тип урока: вводный, изучение нового материала.

Методы работы: рассказ учителя с элементами беседы, фронтальная работа по картам; сообщения учащихся

Практическая работа: Определение географических координат крайних точек республики и её протяжённости с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. Нанесение на контурную карту крайних точек республики.

Опорные знания и умения: описание географического положения страны, особенности ГП России, определение по карте расстояния между точками в километрах и градусах.

Этапы урока

  1. Организационный момент, мотивация.
  2. Сообщение темы урока, Актуализация знаний.
  3. Характеристика природно-географического положения РТ
    а) сравнение площади с другими государствами;
    б) Границы республики; протяженность территории с севера на юг, с запада на восток.
  4. Соседи Татарстана: республики, области.
  5. История образования, хозяйственного освоения и заселения республики Татарстан (сообщение заранее подготовленного ученика)
  6. физкультминутка
  7. Закрепление. Практическая работа. Заполнение контурных карт.
  8. Итоги урока.
  9. Домашнее задание. 2 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  1. Знакомство с целями и задачами краеведческого курса «География Татарстана».
  2. Представление учебника, структуры учебника, атласа Татарстана, географических карт по которым будет изучаться курс.

III. Изучение нового материала.

1. Вводная беседа учителя.

Понять особенности природы и жизни людей различных стран, их сложную хозяйственную деятельность возможно только путем сравнения с тем, что вам близко, что можно самим рассмотреть и изучить. Таким близким и доступным для изучения является родной край с его полями и лесами, заводами и фабриками, с людьми живущими и работающими в родном селе (из учебника авт. Тайсин А.С.).

- А что по-вашему означает «родной край», какой образ рисуется в вашем понятии когда мы говорим: наша республика? Попробуйте описать.

(Ответы детей, возможные ответы: Это наша Родина, здесь мы выросли и живем, Это город Казань-столица Татарстана, в Татарстане –красивые города, это богатства края - нефть, это река Кама, это леса, поля, народы проживающие в республике, и т.д.).

- Взгляните на карту РФ. Найдите на ней нашу республику Татарстан. Определите место республики на карте России, каковы ее размеры. На фоне крупнейшего государства в мире, Российской Федерации наша республика выглядит как «маленький островок». Но так ли это на самом деле?

Откройте тетради, запишите тему урока: «География Татарстана. Географическое положение РТ»

- С чего начинается изучение любой территории, государства? Правильно с описания географического положения. Вспомните план, по которому дается характеристика географического положения страны, по которому мы изучали Россию. (после ответов учащихся, открывается доске на которой помещен План характеристики страны) Можно раздать на парты лист с Планом характеристики страны (приложение 1, раздаточный материал)

2. Особенности природно-географического положения республики.

Задание: Используя типовой план характеристики ГП страны, определите географическое положение Татарстана.

(Ответы учащихся).

- Республика Татарстан расположена в Европейской части Российской Федерации, в месте слияния рек Волги и Камы. Территория республики протянулась с запада на восток на 400 км, с севера на юг на 250 км.

(Записать в тетрадь.)

Площадь республики равна 67836,2 км. (0,4 % общей площади Российской Федерации). По размерам территории Татарстан уступает Башкортостану и республике Калмыкии (найдите их по карте), но значительно превосходит Чувашию, Мордовию, Удмуртию и Марий-Эл. Из европейских государств Татарстан по площади больше Бельгии, Нидерландов, Дании, Швейцарии и примерно равен Ирландии. Площадь Татарстана -это территория острова Шри-Ланка, или Бельгии и Нидерландов, вместе взятых.

Граница имеют вид сильно извилистой и ломанной линии и не связаны с какими-либо природными рубежами. Исключение составляет лишь граница с Башкортостаном, которая на большом протяжении проходит по реке Ик.

- Скажите пожалуйста, какую долготу будут имеет крайние точки республики? (восточную), а какую широту? Правильно, северную, такую же как и Россия. Территория республики находится между 530 58, и 56039, северной широты и 47015,и 54 0 18, восточной долготы

3. Соседи Татарстана.

Работа с картой. Задание: назовите и покажите на карте (рис. 1), с какими субъектами РФ граничит Республика Татарстан - на севере?, на юге?, на востоке, и на западе.

Рисунок 1. Карта республики Татарстан

- Татарстан граничит с восемью субъектами Российской Федерации: (записать в тетрадь, и перенести таблицу в тетради)

Стороны горизонта

Субъекты РФ

На западе и северо-западе

Чувашская республика   Республика Марий-Эл

На севере

Кировская область, Республика Удмуртия

На востоке и юго-востоке

Оренбургская область и Республика Башкортостан.

На юге

Самарская и Ульяновская области.

Ее территория включает северную часть Поволжья и соседствует с Предуральем.

В физико-географическом отношении такое ГП республики определяет континентальность климата. Что отражается на почвенном покрове, растительности, животном мире и других компонентах природы о которых мы поговорим на последующих уроках.

Физкультминутка.

IV. Сообщения учащихся.

История образования, хозяйственного освоения и заселения республики Татарстан (сообщение заранее подготовленного ученика).

V. Закрепление.

1-й вариант. Задание краеведческого характера. Дайте характеристику географического положение Альметьевского района, используя карты атласа и план.(устно)

2-й вариант. Практическая работа.

Работа с контурной картой Татарстана. (приложение 3)

Задание.1. Обведите цветом границы Татарстана.

Задание 2. Отметьте крайние точки, подпишите их координаты. (приложение 2)

Задание 3. Подпишите пограничные районы (области, республики), с которыми граничит наша республика, используя таблицу, заполненную на уроке и выделите их цветом.

Задание 4. Определить протяженность в градусах и километрах с севера на юг по 50° в.д, и с запада на восток по 56° с.ш.

VI. Итоги. Рефлексия.

1. Посмотрите на карту России, месторасположение на ней нашей республики. Лишь прочные знания, которыми вы уже обладаете, позволяют оценить разнообразие природных условий и ресурсов, и помогут рационально использовать богатство нашего края.

Таким образом, географическое положение Республики на европейской части России, соседское положение с экономически развитыми районами России, характеризуют его выгодное положение, как в природно-географическом, так и в экономико-географическом положении.

2. Результаты урока: Учащиеся могут показывать на карте пограничные государства, области, граничащих с Татарстаном.

Дают оценку физико-географического положение Татарстана.

3. Оценки ученикам, активно работающим на уроке.

4. Представить материалы, литературу (журналы, газеты, брошюры) в которых можно найти дополнительные сведения о Татарстане.

VII. Домашнее задание.

Доделать работу по контурной карте, знать области и республики, граничащих с республикой Татарстан.

Вспомнить темы о рельефе Европейской части России.

Приложение № 1. План характеристики географического положения России.

Приложение № 2.

Приложение № 3. Контурная карта Татарстана. (на отдельном листе)

Вопросы и задания по теме:

  1. Каково физико-географическое положение Татарстана.
  2. На карте мира найдите и обозначьте место нахождение Татарстана и определите расстояние до океанов, больших государств мира и их столиц.
  3. По карте Татарстана показать с какими областями и республиками граничит Татарстан.
  4. Какой цифрой обозначена на карте крайняя южная точка республики (или любая другя), в каком районе? (На контуре можно проставить номера с цифрами, и дать задания для повторения изученного материала)
  5. Какой цифрой на карте обозначена Самарская область, в каком направлении от Столицы Татарстана она находится?

Некоторые сведения о республике Татарстан

1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Республика Татарстан расположена в Европейской части Российской Федерации, в месте слияния рек Волги и Камы. Протяженность ее территории с запада на восток составляет 460 км, с севера на юг - 290 км. Площадь республики равна 67836,2 км- - это территория острова Шри-Ланка, или Бельгии и Нидерландов, вместе взятых. Татарстан граничит с восемью регионами Российской Федерации: Республикой Башкортостан, Удмуртской Республикой, Республикой Марий Эл, Чувашской Республикой, Кировской, Оренбургской, Ульяновской и Самарской областями. В природном отношении территория Татарстана делится на три части: Предволжье (на правом берегу Волги), Предкамье ( к северу от Камы); Закамье (к югу от Камы)

2. КЛИМАТ

Климат Республики Татарстан умеренно-континентальный с теплым продолжительным, иногда жарким и засушливым летом и умеренно холодной зимой. Снег лежит в течение 5 - 5,5 месяцев (с середины ноября до начала апреля). Средняя температура января составляет -14'С, средняя температура июля - +19°С. Амплитуда колебания среднемесячных температур достигает 32 - 34°С, а абсолютных температур - 86°С. Среднегодовое количество осадков: 430-500 мм.

3. ИСТОРИЯ

Республика Татарстан имеет богатую историю. Первым государством в регионе стала Волжская Булгария, созданная тюркскими племенами, предки которых уже имели опыт государственности в рамках Тюркского каганата и Гуннской державы, приблизительно в VIII - IX веках. В 922 году она принимает в качестве официальной религии ислам, что означало ее международное признание и попадание под влияние Арабского халифата. Булгария была наиболее развитым в политическом и экономическом отношении государством региона и играла большую роль в жизни народов края. Страна первой в Европе стала выплавлять чугун. Кроме металлургии, были развиты ювелирное искусство, кожевенная промышленность, культура, наука и образование. Единство страны, наличие регулярных вооруженных сил и хорошо поставленной разведки позволили ей противостоять монгольским захватчикам.

Казань становится одним из важнейших промышленных и культурных центров России, а в 1708 году - центром огромной губернии. После Октябрьской революции, в соответствии с новой государственной национальной политикой, в 1920 году создается Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР).

Практически с 1922 года татарская элита стала предпринимать усилия, чтобы добиться статуса союзной республики. В той или иной форме этот вопрос обсуждался перед принятием Конституции в 1937 году, в годы "хрущевской оттепели", а в процессе разработки Конституции СССР в 1977 году были даже подготовлены предложения по преобразованию Татарстана в союзную республику.

Сложная внутренняя ситуация в Советском Союзе и начавшиеся процессы перемен непосредственно повлияли на положение республики. 30 августа 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан, а 12 июня 1991 года первым Президентом Республики Татарстан был избран Минтимер Шарипович Шаймиев. 6 ноября 1992 года Верховным Советом Республики Татарстан по результатам референдума, на котором 61,4% граждан поддержали идею суверенитета, была принята Конституция Республики Татарстан. Так появилось ключевое положение о государственно-административном статусе Республики Татарстан - как суверенном государстве, ассоциированном с Российской Федерацией на основе Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.