Тип урока: Комбинированный.
Реализуемые методы обучения: Наглядный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, путешествие в Антарктиду.
Форма урока: Урок-путешествие с использованием здоровьесберегающих и информационных технологий.
Оценка педагогической ситуации:Урок во 2-м классе. Данный урок соответствовал тематическому планированию. Урок по теме второй, тесно связанный с предыдущим уроком. Знания темы являются фундаментом качественного усвоения последующих тем.
Цели и задачи урока:
- Образовательные:
- Научить учащихся проверять написание слов с парными звонкими глухими согласными в корне слова;
- Овладеть приемами проверки парных согласных в корне слова;
- Формировать навык написания слов с парными согласными.
- Воспитательные:
- Воспитывать чувства красоты, гармонии к родному языку;
- Формирование навыков групповой работы;
- Воспитание у учащихся самостоятельности и ответственности за себя и других членов коллектива;
- Воспитание умения критически и объективно оценивать свою работу и работу товарища.
- Развивающие:
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь учащихся;
- Активизировать воображение, память;
- Развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности;
Подготовка кабинета, необходимое оборудование и технические средства:
- Мультимедийный проектор и экран;
- Мультимедийная презентация проведения урока (Приложение 1);
- Карточки с заданиями для каждой группы.
- Учебник и рабочая тетрадь Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е.;
- Конверты, в которых карточки-льдинки с заданиями;
- Картинки осины и дуб для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный этап. Эмоциональный настрой на урок.
Учитель:
- Тихо девочки за парты сели.
- Тихо мальчики за парты сели.
- На меня все посмотрели.
Вступительная часть урока.
Учитель:
- Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости.
- Приветствуйте их.
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
Ответ: Интересным, веселым, познавательным.
Учитель:Что для этого нужно?
Ответ: Внимательно выполнять задания, активно работать.
Учитель:Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.
Учитель:Ребята, сегодня мы получили телеграмму из Антарктиды. Кто её желает расшифровать, т.е. прочитать?
Телеграмма (читает ученик):
«Дорогие ребята» Мы узнали, что вы заинтересовались Антарктидой, и приглашаем вас, принять участие в нашей экспедиции.
Друзья-полярники.
(Приложение 1 слайд № 1)
Учитель:
- Ребята, мы принимаем приглашение полярников? Но знайте, что в Антарктиде выживают только здоровые, смелые, быстрые, внимательные, сообразительные, дисциплинированные люди.
- Вы готовы?
- Проверьте всё ли ваше учебное снаряжение в порядке?
- Тогда в путь!
II. Актуализация знаний.
1. Характеристики изученных парных согласных звуков.
2. Работа над словами из словаря.
Учитель:
- Расстояние до Антарктиды мы преодолеем за несколько минут, если справимся с грамматической задачей. (Списывание с доски).
На доске: полюс, полярник, мороз.
- Что интересного заметили в этих словах?
Ответ: Парные согласные в конце слова.
Учитель: Какие ещё орфограммы заметили?
Ответ: Безударные гласные в корне слова.
Учитель: Как их проверить? (учащиеся рассказывают правила).
Ответ: Безударные гласные не проверяемые ударением.
Учитель: Молодцы, ребята, с этим заданием вы успешно справились, а значит благополучно прибыли в Антарктиду. (Приложение 1 слайд № 2).
III. Совместное открытие нового.
Учитель: Здесь ученые разных стран ведут исследовательские работы.
Цель: Мы тоже продолжим свою работу: будем узнавать новое об Антарктиде, делать для себя удивительные открытия и по ходу этих открытий будем упражняться в правописании парных согласных на конце слова и другие изученных орфограмм.
Учитель:
- Давайте же, не теряя ни одной минуты, начнем исследование этого материала.
- Приготовьтесь к устной разминке.
- Как надо проверять парный согласный звук на конце слова? (хором).
Ответ: Чтобы проверить парные согласные в конце слова нужно подобрать однокоренное слово чтобы после согласного стоял гласный.
Учитель: С помощью сигналов с буквами предупреждайте согласные места в следующих словах.
Сигнальные карты с буквами.
Шарф, глобус, глаз, сторож, круг, суп, клюв, (сначала хором называют правильное слово.)
(Приложение 1 слайд № 3). Шарфы – шарф, газа – глаз, т.д.
Учитель: Молодцы, все опасные места нашли.
IV. Развитие речи. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Антарктиду называют холодильником Земли.
Несмотря на такой суровый климат, здесь очень интересен и разнообразен животный мир, с которым мы и познакомимся сейчас.
Пингвины. Работа по развитию речи.
- А вот и первый её житель.
- Ну-ка, Настя, расскажи нам о нем свою загадку.
(Настя) Загадка.
«Вразвалочку идет, как моряк
Белый галстук, черный фрак.
В Антарктиде среди льдин
Проводит дни свои».
Ответ: Ну, конечно же, это ... (пингвин).
Учитель:
- Спасибо Настя. (Приложение 1 слайд № 4).
- Пингвины - хозяева Антарктиды. О них вы уже знаете много интересного.
- А Лиза вместе с бабушкой сочинили стихотворение о них.
Лиза:
«Далеко на юге, где кочуют льдины
Бегают по снегу красивые пингвины
Хоть они и птицы, но не летают,
Но зато бесстрашно
Глубоко ныряют».
(Приложение 1 слайд № 5).
Учитель: Спасибо Лизе и ее бабушке.
Постановка учебной задачи.
Учитель:
- Составьте предложение о пингвине.
- Запишем предложение Максима.
Письмо с комментированием: Пингвины хорошо плавают.
Разбор по членам предложения.
Ответ: Грамматической основой предложения является, пингвины плавают.
Учитель:
- А это один из самых свирепых хищников среди пернатых. Он никого не боится, даже людей. Поморник.
- Посмотрите, один пингвинёнок отстал от стаи, а эта хищница уже кружит над ним и тюленем. (Приложение 1 слайд № 6).
Самостоятельная работа. Первичное закрепление нового материала.
Учитель:
- Выполним самостоятельную работу.
- 1 вариант будете спасать пингвинёнка,
- 2 вариант - тюленя.
- Спишите, вставляя нужные буквы.
На доске:
- 1 вариант. В зимний (...) холо(т,д) всякий (...) моло(т,д).
- 2 вариант. Береги (...) но(с,з) в большой (...) моро(с,з).
Проверка: От каждого варианта по 1 ученику зачеркивают ненужную букву и устно называют проверочное слово.
Учитель:
- Молодцы, ребята, вы хорошо выполнили свою работу и спасли животных. А птица эта называется поморник.
- Кто догадался, почему так назвали эту птицу?
Ответ: Поморники питаются падалью и умершими животными.
Морской леопард. (Объяснение орфограмм). (Приложение 1 слайд № 7).
Учитель: А этот огромный хищный морской леопард. Тюлень - гроза пингвинов в море. Альбатрос. Альбатрос обладает самым большим размахом крыльев. Крачка. Маленькие птички крачки знамениты своими рекордными полетами. Кит. У самого ледяного берега водятся синие киты.
(Приложение 1 слайд № 2).
V. Зрительный диктант.
Зрительный диктант. (Или письмо по памяти).
Синий кит - самое крупное животное на Земле.
Так как в Антарктиде везде подстерегают опасности, перед тем как написать это предложение по памяти, отметим «опасные места» «огоньками». (Работа над орфограммами, письмо по памяти).
Проверка: (открываю доску).
Учитель: Никто не сбился с пути? Все ли правильно написали? Значит, все опасные места мы обошли.
VI. Работа со словами друзьями. (Синонимы).
Учитель:
- Люди в Антарктиде животных не обижают - не охотятся на них, не пугают, не дразнят. Такой здесь строгий закон - Беречь живой мир.
- И мы с вами тоже поработаем со словами друзьями. Мороз, стужа (холод).
- Какое слово вы еще добавили?
Ответ: Холод.
Учитель: Назовите их в порядке усиления.
Ответ: Холод, мороз, стужа.
Учитель: Подберите слова, которые говорят нам (какой) мороз?
Ответ: Лютый, легкий, сильный, трескучий.
Учитель: Составьте предложение о морозе, используя данные слова. (Устно).
Ответ: Стоят трескучие морозы.
VII. Физкультурная минутка. (Песня о пингвинах).
Учитель: Хорошо потрудились. Узнали много нового. Сделаем передышку и потанцуем вместе с пингвинами. (Приложение 1 слайд № 8).
VIII. Выборочный диктант.
Учитель: Внимание, ребята!
Учитель: Получена срочная радиограмма, которую нужно расшифровать следующим образом. Я буду читать текст радиограммы, а вы будете выписывать только слова с парными согласными на конце слов. Подчеркните парные согласные.
Выборочный диктант.
Радиограмма.
Внимание! Срочно возвращайтесь на станцию Мороз 60°. Скоро пойдет снег и занесет все дороги. Будет опасно.
Историческая справка. 30 ноября 1958 года в Антарктиде был дождь. Такое явление в Антарктиде крайне редкое. А вот град никогда не наблюдали.
Проверка.
Учитель: Ошибаться в Антарктиде опасно. Чтобы не сбиться с пути, Дарина будет указывать нам дорогу, (читает слова, доказывает).
Дарина: Мороз, снег, пойдёт, занесёт, будёт, дождь, град.
Учитель: Спасибо проводнику за то, что привел нас вовремя на станцию.
IX. Повторение изученных орфограмм.
Учитель: На станции тепло и уютно. А вот и повар, (выходит повар Лиза).
Повар: Ребята, вы, наверное, проголодались? Я приготовил для вас вкусный компот «Ассорти». Хотите попробовать? (Приложение 1 слайд № 9).
Работа по учебнику. С.67 упр. 64 (устно). Прочитайте текст. Найдите слова на правила, которые я вам назову, (достает из банки фрукты и читает задания, правило). (Дети называют слова с этой орфограммой).
- жи - ши. (Живёт).
- слово в кот. Звук > Букв. (Тонкие).
- парные согласные. (Горит, паук).
Учитель: Спасибо тебе, повар, за вкусный и полезный компот. Повар - он как доктор знает все, что полезно для здоровья и предупреждает.
Повар: От нехватки витаминов у полярников развивается страшная болезнь цинга.
Учитель:
- Отгадайте, какие овощи особенно необходимы для здоровья полярников.
- Назовите отгадки и покажите согласную букву.
Загадки (устно)
- Красная девица сидит в темнице , а коса на улице. (морковь)
- Захотелось плакать вдруг слезы лить заставил ...(лук)
- Кто, ребята незнаком с белозубым ...(чесноком)?
Проверка. Называет проверочные слова.
Ответ: Морковь – моркови, лук – луку, чеснок – чесноку.
Дополнительный вопрос.
Учитель: Назовите слово, в котором букв больше чем звуков. Почему?
Ответ: Морковь – 7 букв, 6 звуков.
Учитель: Спасибо, повар, за заботу о здоровье наших детей и полярников.
X. Работа с перфокартами (карточки льдинки).
Учитель: Итак, пора возвращаться домой. Чтобы проверить результаты ваших научных исследований. Ученые приготовили для вас последнее задание, которое предлагают вам выполнить на этих полярных льдинках.
- Сне… глубокий – хле… хороший.
- Тру… кормит, а лень портит.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ло..ь.
Учитель: С выполнением этих заданий мы успешно вернулись из экспедиции, полные интересных впечатлений о жизни животных этого удивительного края.
XI. Рефлексия. Подведение итога урока.
Учитель:
- Подведем итоги нашего путешествия.
- Что надо помнить о парных согласных на конце слов?
- Произношение расходится с написанием, парные согласные нужно проверять.
- Что нового узнали об Антарктиде и его обитателях?
Ответ: Антарктида – это суровый край.
Учитель:
- Да, мы убедились ещё раз, как разнообразен животный мир нашей планеты, и как бережно надо к нему относиться.
- Кто чувствовал себя на уроке уверенно и комфортно (дубовый листочек).
- У кого была тревога на уроке, затруднение при выполнении заданий (осиновый листочек).
(Учащиеся прикрепляют свои листочки на дерево).
(Приложение 1 слайд № 10).
Учитель: Урок окончен, спасибо!