Урок-путешествие в Антарктиду. "Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Комбинированный.

Реализуемые методы обучения: Наглядный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, путешествие в Антарктиду.

Форма урока: Урок-путешествие с использованием здоровьесберегающих и информационных технологий.

Оценка педагогической ситуации:Урок во 2-м классе. Данный урок соответствовал тематическому планированию. Урок по теме второй, тесно связанный с предыдущим уроком. Знания темы являются фундаментом качественного усвоения последующих тем.

Цели и задачи урока:

  1. Образовательные:
  • Научить учащихся проверять написание слов с парными звонкими глухими согласными в корне слова;
  • Овладеть приемами проверки парных согласных в корне слова;
  • Формировать навык написания слов с парными согласными.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать чувства красоты, гармонии к родному языку;
  • Формирование навыков групповой работы;
  • Воспитание у учащихся самостоятельности и ответственности за себя и других членов коллектива;
  • Воспитание умения критически и объективно оценивать свою работу и работу товарища.
  1. Развивающие:
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь учащихся;
  • Активизировать воображение, память;
  • Развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности;

Подготовка кабинета, необходимое оборудование и технические средства:

  • Мультимедийный проектор и экран;
  • Мультимедийная презентация проведения урока (Приложение 1);
  • Карточки с заданиями для каждой группы.
  • Учебник и рабочая тетрадь Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е.;
  • Конверты, в которых карточки-льдинки с заданиями;
  • Картинки осины и дуб для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный этап. Эмоциональный настрой на урок.

Учитель:

- Тихо девочки за парты сели.

- Тихо мальчики за парты сели.

- На меня все посмотрели.

Вступительная часть урока.

Учитель:

- Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости.

- Приветствуйте их.

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

Ответ: Интересным, веселым, познавательным.

Учитель:Что для этого нужно?

Ответ: Внимательно выполнять задания, активно работать.

Учитель:Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

Учитель:Ребята, сегодня мы получили телеграмму из Антарктиды. Кто её желает расшифровать, т.е. прочитать?

Телеграмма (читает ученик):

 «Дорогие ребята» Мы узнали, что вы заинтересовались Антарктидой, и приглашаем вас, принять участие в нашей экспедиции.

Друзья-полярники.

(Приложение 1 слайд № 1)

Учитель:

- Ребята, мы принимаем приглашение полярников? Но знайте, что в Антарктиде выживают только здоровые, смелые, быстрые, внимательные, сообразительные, дисциплинированные люди.

- Вы готовы?

- Проверьте всё ли ваше учебное снаряжение в порядке?

- Тогда в путь!

II. Актуализация знаний.

1. Характеристики изученных парных согласных звуков.

2. Работа над словами из словаря.

Учитель:

- Расстояние до Антарктиды мы преодолеем за несколько минут, если справимся с грамматической задачей. (Списывание с доски).

На доске: полюс, полярник, мороз.

- Что интересного заметили в этих словах?

Ответ: Парные согласные в конце слова.

Учитель: Какие ещё орфограммы заметили?

Ответ: Безударные гласные в корне слова.

Учитель: Как их проверить? (учащиеся рассказывают правила).

Ответ: Безударные гласные не проверяемые ударением.

Учитель: Молодцы, ребята, с этим заданием вы успешно справились, а значит благополучно прибыли в Антарктиду. (Приложение 1 слайд № 2).

III. Совместное открытие нового.

Учитель: Здесь ученые разных стран ведут исследовательские работы.

Цель: Мы тоже продолжим свою работу: будем узнавать новое об Антарктиде, делать для себя удивительные открытия и по ходу этих открытий будем упражняться в правописании парных согласных на конце слова и другие изученных орфограмм.

Учитель:

- Давайте же, не теряя ни одной минуты, начнем исследование этого материала.

- Приготовьтесь к устной разминке.

- Как надо проверять парный согласный звук на конце слова? (хором).

Ответ: Чтобы проверить парные согласные в конце слова нужно подобрать однокоренное слово чтобы после согласного стоял гласный.

Учитель: С помощью сигналов с буквами предупреждайте согласные места в следующих словах.

Сигнальные карты с буквами.

Шарф, глобус, глаз, сторож, круг, суп, клюв, (сначала хором называют правильное слово.)

(Приложение 1 слайд № 3). Шарфы – шарф, газа – глаз, т.д.

Учитель: Молодцы, все опасные места нашли.

IV. Развитие речи. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Антарктиду называют холодильником Земли.

Несмотря на такой суровый климат, здесь очень интересен и разнообразен животный мир, с которым мы и познакомимся сейчас.

Пингвины. Работа по развитию речи.

- А вот и первый её житель.

- Ну-ка, Настя, расскажи нам о нем свою загадку.

(Настя) Загадка.

«Вразвалочку идет, как моряк
Белый галстук, черный фрак.
В Антарктиде среди льдин
Проводит дни свои».

Ответ: Ну, конечно же, это ... (пингвин).

Учитель:

- Спасибо Настя. (Приложение 1 слайд № 4).

- Пингвины - хозяева Антарктиды. О них вы уже знаете много интересного.

- А Лиза вместе с бабушкой сочинили стихотворение о них.

Лиза:

«Далеко на юге, где кочуют льдины
Бегают по снегу красивые пингвины
Хоть они и птицы, но не летают,
Но зато бесстрашно
Глубоко ныряют».

(Приложение 1 слайд № 5).

Учитель: Спасибо Лизе и ее бабушке.

Постановка учебной задачи.

Учитель:

- Составьте предложение о пингвине.

- Запишем предложение Максима.

Письмо с комментированием: Пингвины хорошо плавают.

Разбор по членам предложения.

Ответ: Грамматической основой предложения является, пингвины плавают.

Учитель:

- А это один из самых свирепых хищников среди пернатых. Он никого не боится, даже людей. Поморник.

- Посмотрите, один пингвинёнок отстал от стаи, а эта хищница уже кружит над ним и тюленем. (Приложение 1 слайд № 6).

Самостоятельная работа. Первичное закрепление нового материала.

Учитель:

- Выполним самостоятельную работу.

  • 1 вариант будете спасать пингвинёнка,
  • 2 вариант - тюленя.

- Спишите, вставляя нужные буквы.

На доске:

  • 1 вариант. В зимний (...) холо(т,д) всякий (...) моло(т,д).
  • 2 вариант. Береги (...) но(с,з) в большой (...) моро,з).

Проверка: От каждого варианта по 1 ученику зачеркивают ненужную букву и устно называют проверочное слово.

Учитель:

- Молодцы, ребята, вы хорошо выполнили свою работу и спасли животных. А птица эта называется поморник.

- Кто догадался, почему так назвали эту птицу?

Ответ: Поморники питаются падалью и умершими животными.

Морской леопард. (Объяснение орфограмм). (Приложение 1 слайд № 7).

Учитель: А этот огромный хищный морской леопард. Тюлень - гроза пингвинов в море. Альбатрос. Альбатрос обладает самым большим размахом крыльев. Крачка. Маленькие птички крачки знамениты своими рекордными полетами. Кит. У самого ледяного берега водятся синие киты.

(Приложение 1 слайд № 2).

V. Зрительный диктант.

Зрительный диктант. (Или письмо по памяти).

Синий кит - самое крупное животное на Земле.

Так как в Антарктиде везде подстерегают опасности, перед тем как написать это предложение по памяти, отметим «опасные места» «огоньками». (Работа над орфограммами, письмо по памяти).

Проверка: (открываю доску).

Учитель: Никто не сбился с пути? Все ли правильно написали? Значит, все опасные места мы обошли.

VI. Работа со словами друзьями. (Синонимы).

Учитель:

- Люди в Антарктиде животных не обижают - не охотятся на них, не пугают, не дразнят. Такой здесь строгий закон - Беречь живой мир.

- И мы с вами тоже поработаем со словами друзьями. Мороз, стужа (холод).

- Какое слово вы еще добавили?

Ответ: Холод.

Учитель: Назовите их в порядке усиления.

Ответ: Холод, мороз, стужа.

Учитель: Подберите слова, которые говорят нам (какой) мороз?

Ответ: Лютый, легкий, сильный, трескучий.

Учитель: Составьте предложение о морозе, используя данные слова. (Устно).

Ответ: Стоят трескучие морозы.

VII. Физкультурная минутка. (Песня о пингвинах).

Учитель: Хорошо потрудились. Узнали много нового. Сделаем передышку и потанцуем вместе с пингвинами. (Приложение 1 слайд № 8).

VIII. Выборочный диктант.

Учитель: Внимание, ребята!

Учитель: Получена срочная радиограмма, которую нужно расшифровать следующим образом. Я буду читать текст радиограммы, а вы будете выписывать только слова с парными согласными на конце слов. Подчеркните парные согласные.

Выборочный диктант.

Радиограмма.

Внимание! Срочно возвращайтесь на станцию Мороз 60°. Скоро пойдет снег и занесет все дороги. Будет опасно.

Историческая справка. 30 ноября 1958 года в Антарктиде был дождь. Такое явление в Антарктиде крайне редкое. А вот град никогда не наблюдали.

Проверка.
Учитель: Ошибаться в Антарктиде опасно. Чтобы не сбиться с пути, Дарина будет указывать нам дорогу, (читает слова, доказывает).

Дарина: Мороз, снег, пойдёт, занесёт, будёт, дождь, град.

Учитель: Спасибо проводнику за то, что привел нас вовремя на станцию.

IX. Повторение изученных орфограмм.

Учитель: На станции тепло и уютно. А вот и повар, (выходит повар Лиза).

Повар: Ребята, вы, наверное, проголодались? Я приготовил для вас вкусный компот «Ассорти». Хотите попробовать? (Приложение 1 слайд № 9).

Работа по учебнику. С.67 упр. 64 (устно). Прочитайте текст. Найдите слова на правила, которые я вам назову, (достает из банки фрукты и читает задания, правило). (Дети называют слова с этой орфограммой).

  • жи - ши. (Живёт).
  • слово в кот. Звук > Букв. (Тонкие).
  • парные согласные. (Горит, паук).

Учитель: Спасибо тебе, повар, за вкусный и полезный компот. Повар - он как доктор знает все, что полезно для здоровья и предупреждает.

Повар: От нехватки витаминов у полярников развивается страшная болезнь цинга.

Учитель:

- Отгадайте, какие овощи особенно необходимы для здоровья полярников.

- Назовите отгадки и покажите согласную букву.

Загадки (устно)

- Красная девица сидит в темнице , а коса на улице. (морковь)

- Захотелось плакать вдруг слезы лить заставил ...(лук)

- Кто, ребята незнаком с белозубым ...(чесноком)?

Проверка. Называет проверочные слова.

Ответ: Морковь – моркови, лук – луку, чеснок – чесноку.

Дополнительный вопрос.

Учитель: Назовите слово, в котором букв больше чем звуков. Почему?

Ответ: Морковь – 7 букв, 6 звуков.

Учитель: Спасибо, повар, за заботу о здоровье наших детей и полярников.

X. Работа с перфокартами (карточки льдинки).

Учитель: Итак, пора возвращаться домой. Чтобы проверить результаты ваших научных исследований. Ученые приготовили для вас последнее задание, которое предлагают вам выполнить на этих полярных льдинках.

  • Сне… глубокий – хле… хороший.
  • Тру… кормит, а лень портит.
  • Лучше горькая правда, чем сладкая ло..ь.

Учитель: С выполнением этих заданий мы успешно вернулись из экспедиции, полные интересных впечатлений о жизни животных этого удивительного края.

XI. Рефлексия. Подведение итога урока.

Учитель:

- Подведем итоги нашего путешествия.

- Что надо помнить о парных согласных на конце слов?

- Произношение расходится с написанием, парные согласные нужно проверять.

- Что нового узнали об Антарктиде и его обитателях?

Ответ: Антарктида – это суровый край.

Учитель:

- Да, мы убедились ещё раз, как разнообразен животный мир нашей планеты, и как бережно надо к нему относиться.

- Кто чувствовал себя на уроке уверенно и комфортно (дубовый листочек).

- У кого была тревога на уроке, затруднение при выполнении заданий (осиновый листочек).

(Учащиеся прикрепляют свои листочки на дерево).

(Приложение 1 слайд № 10).

Учитель: Урок окончен, спасибо!