Основная цель:
- Образовательная – повторить и обобщить понятие окружности и круга и их элементов; сформировать представление о числе , рассмотреть его происхождение и этапы его изучения; вывести формулу длины окружности.
- Развивающая - создание благоприятных условий для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся через исследовательский подход к изучению нового материала; способствовать развитию самостоятельности, способности видеть проблему, анализировать, обобщать, делать выводы, ясно и четко излагать свои мысли.
- Воспитательная – привитие интереса к предмету, расширение кругозора, осознание математики, как части общечеловеческой культуры.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об окружности.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1) – Давайте повторим, что мы понимаем под словом окружность?
– Центр окружности?
– Радиус?
– Диаметр?
– Как связаны между собой диаметр и радиус?
– Что мы понимаем под словом круг? Окружность является частью круга?
2) Подводящий диалог (подводит к формулировке цели урока).
– Если мы начертим отрезок, что с помощью линейки можно измерить? (Длину).
– А есть ли длина у окружности?
– Сформулируйте тему урока?
III. Постановка учебной задачи.
– Как вы думаете, можно ли измерить длину окружности? (Создание проблемной ситуации).
– Каким образом можно измерить длину окружности?
IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
1) Практическая работа (На столах у учащихся находятся круги разных диаметров и нити).
– С помощью нити измерьте длину окружности, ограничивающей выданный вам круг. Запишите результат в тетради, обозначив длину окружности буквой С.
– Вы измерили длину окружности. Мы достигли цели урока? (Да).
– А удобно ли для измерения окружности пользоваться нитью? (Нет). Почему?
– Каков же выход из этой ситуации? (Вывести формулу для вычисления длины окружности).
– Измерьте диаметр своей окружности.
– Найдите отношение длины окружности к ее диаметру.
– Какие результаты получились?
– Что вы замечаете? (Результаты получились примерно одинаковые).
– Попробуйте сделать вывод? (Отношение длины окружности к диаметру не зависит от вида окружности). – Открытие нового знания.
– Это число обозначают греческой буквой – первой буквой слова «периферия», греческое «окружность», читается «пи», = .
2) Просмотр элементов презентации. Приложение 1.
Презентация учебного проекта «Число » выполнена учеником 11 «А» класса Михайловым Владимиром в 2006 – 2007 учебном году. В том же учебном году он участвовал с данным проектом в I городских физико-математических чтениях, посвященных 300-летию со дня рождения Леонарда Эйлера.
В ходе просмотра выполняются записи: 3,14 и .
3) – Из полученного равенства = выразите длину окружности.
– Выразите длину окружности через радиус.
– Запишите формулы длины окружности.
– Пользуясь полученными формулами вычислите длину своей окружности и сравните полученный результат с результатом лабораторной работы.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
№ 847 (задание выполняется учеником на доске с полными комментариями)
VI. Самостоятельная работа с устной проверкой.
№ 849.
VII. Включение в систему знаний и повторений.
№ 848, 850, 851 – дополнительные задания.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
– Что нового узнали на уроке?
– С помощью каких формул можно найти длину окружности?
– Каковы значения числа ?
IX. Домашнее задание: № 868, 869.