Воспитатель – это педагог, занимающийся организацией, координацией, и проведением внеурочной воспитательной работы.
Цель деятельности: создание благоприятных психолого-педагогических условий для саморазвития и самореализации личности, обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи:
- организация воспитывающей и развивающей деятельности;
- организация и развитие коллектива;
- помощь в становлении личности ученика;
- создание условий для проявления его склонностей, интересов и способностей;
Главные функции воспитателя:
- диагностирующая;
- коммуникативная;
- воспитательная;
- проектирующая;
- организационно-деятельностная;
- развивающая;
- охранно-защитная;
- корректирующая.
Основные приоритетные направления воспитания и развития:
- формирование умения учиться;
- развитие психических функций и познавательных способностей;
- формирование основ гражданственности и патриотизма;
- формирование толерантности;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- формирование оптимальной информационно-культурной среды;
- воспитание здорового образа жизни;
- формирование безопасной среды в общежитии;
- профилактика вредных привычек и зависимостей.
Методическое обеспечение деятельности воспитателя.
Целевые программы воспитательной работы:
“Учение”.
“Образ жизни”.
“Культура”.
“Общение”.
“Природа”.
“Здоровье”.
“Досуг”.
“Профилактика зависимостей”.
Средства воспитания:
– труд;
– учение;
– общение;
– слово;
– искусство;
– спорт;
– игра;
– элементы социальной среды.
Методы воспитания:
– общественное мнение;
– требование;
– перспектива;
– поощрение и наказание;
– рефлексия.
Приемы воспитания:
– стимулирующие: доверие, одобрение, авансирование, награда, просьба,
побуждение;
– тормозящие: намек, возмущение, мнимое безразличие, предупреждение, взрыв,
приказ, ирония и др.
Активные формы воспитания:
– ролевые, деловые, познавательные игры;
– игры-путешествия;
– “круглый стол”;
– панорама идей;
– “мозговой штурм”;
– презентация;
– защита проекта;
– брейн-ринг;
– суд идет;
– шоу-программа;
– литературно-музыкальная композиция;
– информационно-познавательный час;
– интеллектуальный ринг;
– агитбригада;
– театр-экспромт;
– свободный разговор;
– доверительный разговор;
– конверт дружеских вопросов;
– интеллектуальное казино;
– литературная гостиная;
– калейдоскоп;
– приглашение к чаю;
– 5 минут с искусством.
Результаты воспитания:
– уровень воспитанности учащихся;
– сформированность основных качеств личности;
– успешная адаптация и социализация в обществе.
Программы
- Программа образования и социально-педагогической поддержки детей – сирот, проживающих в общежитии: “Альтернатива”.
- “Традиции и обычаи русского народа”.
- “По законам добра”.
- “Стань гражданином”.
- Программа Дискуссионного клуба “Взгляд”.
- “Город, в котором я живу”
- Программа информационно-познавательных классных часов “Время. События. Люди.”.
- “Этика и психология семейной жизни”
- “Взросление и пол”.
- “Конфликтология. Культура общения”
- “Основы медицины”.
- “Лекарства и человек”.
- “Введение в экономику”.
- “Еда по науке и наука о еде”.
- “Искусство чайного стола”.
- “Мода и здоровье”.
- “Женская привлекательность”.
- “Ведение домашнего хозяйства”.
- “Художественное вязание”
- “История олимпийского движения”.
- “Развитие позновательных способностей” “Р. П. С.”
- Программа интеллектуального клуба “Что? Где? Когда?”
- Социально-психологическая комплексная программа “Твой выбор”.
- “Юный журналист”.
- “Владей языком рекламы”.
- “Культура делового общения”.
Профилактические программы:
- “Поведение в трудной ситуации”.
- “Свой среди чужих”.
- “Закон и мы”.
- “Безопасное поведение”.
- Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, курения.
- Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Игровые технологии.
Деловые игры:
- “Без бумажки – мы букашки” (знакомство с делопроизводством).
- “Книжная фабрика”.
- “Как сделать свой выбор”.
- “Игры партии”.
- “Дебаты”.
Игры-путешествия:
- “По странам и континентам”.
- “Космический рейс”.
- “Краеведческая мозаика”.
- “Путешествие в мир Химии”.
- “25000 шагов к здоровью”.
Познавательные игры:
- “Здоровая планета в наших руках”.
- “Жизнь на Земле”.
- “Лесные обитатели”.
- “Биологическое ассорти”.
- “Знатоки природы”.
- “Зоопарк”.
- “Колесо фортуны”.
- “Мир вокруг нас”.
- “Властелин горы”.
- “Счастливый случай”.
- “Колесо истории”.
- “Алфавит”.
Интеллектуальные игры:
- “Самый умный”.
- “Что? Где? Когда?”.
- “КВН”.
- “Интеллектуальный ринг”.
- “Слабое звено”.
- “Брейн-ринг”.
- “Блеф-клуб”.
- “Хочу все знать”.
- “Звездный час”.
- “Поле чудес”.
- “Интеллектуальное казино”.
Ролевые игры:
- “Суд над алкоголем”.
- “Суд над мобильной связью”.
- “Имею право”.
- “Голосование”.
- “Беженцы”.
- “Хочу спросить”.
- “Не зарывай свои таланты”.
- “Имидж делового человека”.
- “Человек, продли свой век”.
- “Имитация задержания”.
Экономические игры:
- “Путешествие в страну Экономика”.
- “Копейка”.
- “Качество по японски”.
- “Восток – дело тонкое”.
- “Как стать богатым”.
- “Деньги, деньги, деньги…”.
- “Играем на бирже”.
Викторины:
- “Спортивная”.
- “Литературная”.
- “Туристическая”.
- “Пушкинская”.
- “Наша Родина – Россия”.
- “Шуточная биологическая”.
- “Забавная анатомия”.
- “Веселая география”.
- “Зоологическая”.
- “Времена года”.
- “Народные праздники”.
- “Путешествия в мир цветов”.