Логоритмическая ритмика как часть комплексной системы реабилитации заикания у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


 Логопедическая ритмикаэто одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик и как учебная дисциплина. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными особенностями речевого развития, особенно в отношении детей с заиканием.

Логопедическая ритмика включает такие формы музыкального воспитания, как прослушивание музыки (вокальная, инструментальная), пение, игры, сопровождаемые пением и музыкой, танцы и подвижные игры под музыку. Выбор материала должен соотноситься с этапом логопедической работы. Соответственно, на первом этапе рекомендуется слушание музыки, воспитывающие слуховое внимание. Образцы красивого, и артикуляционно правильного пения благотворно влияют на положительную настроенность заикающихся, на их желание подражать красивой речи, на их чувство темпа и ритма. Очень важно ребенку дифференцировать силу, высоту и длительности звука. Вообще важной задачей коррекционной работы с заикающимися детьми является развитие чувства ритма. Ритм организует двигательную деятельность человека – регулирует не только движение, но и слово, развивает фонетический слух, слуховую память, внимание и коррекции речи. Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения способствует их автоматизации, что в свою очередь исключает напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве речи.

Поскольку ритм есть сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, то акцентированная часть движений выполняется с наибольшим мышечным напряжением, а затем движение продолжается некоторое время по инерции, пассивно. Своевременное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и длительное время не вызывают утомления у детей старшего дошкольного возраста.

Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма дыхательной, сердечной, мышечной деятельности, а также эмоционально – положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Ритмический рисунок складывается из разных группировок длительностей, которые выполняются самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагами, бегом, прыжками и так далее. Развитие чувства темпа и ритма достигает своего совершенства именно в музыкально – ритмических композициях, которые уместно применять на логопедических занятиях.

При невротическом заикании у детей старшего дошкольного возраста можно усложнять ритмические задания, водить различные смены темпа и ритма. Но при неврозоподобном заикании необходимо начинать тренировку с простейших ритмов, не спешить усложнять ритмические задания.

Логоритмические занятия способствуют воспитанию:

  • личностных качеств ребенка с речевыми расстройствами, таких как подражательность, активность, инициатива, самостоятельность, коллективизм;
  • волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.

Указанные качества формируются под влиянием как примера педагога, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений, составляющих творческие композиции. Под специально подобранную музыку, на основе своих собственных представлений дети создают фантастические рассказы, песенки с танцевальными композициями. Подобные детские фантазии являются проявлением внутренней потребности психологического состояния детей старшего дошкольного возраста. Правильно развивающиеся дети в наибольшей степени проявляют творческие способности. Если в развитии ребенка имеются известные нарушения. То возникают ограничения или полное отсутствие творческих способностей. Поэтому следует обратить внимание на следующие моменты:

  • В отношении детей заторможенных, стеснительных, робких нужно применять наибольшее число элементов творчества, чтобы у них развилось именно это качество;
  • Творческие композиции надо вводить только после овладения элементарными техническими умениями;
  • Все двигательные замыслы и исполнение их детьми должны быть одобрены педагогом, не следует критиковать детей и придуманные ими возможно неудачные композиции.

Можно вводить индивидуальные импровизации под музыку (креативная гимнастика), в которых ребенок создает свой собственный двигательный образ, остальные будут использовать его замысел и подражать ему, там самым обогащая его опыт. Легче всего дети подражают движениям животных, деятельности из опыта семьи.

Что касается последовательности проведения музыкально – ритмической деятельности в общей структуре логопедического занятия в старшей дошкольной группе, то здесь нужно учесть некоторые моменты. Если, например, логопедическая ритмика предшествует собственно речевым занятиям, то материал не должен быть сложным или чересчур возбуждающим эмоциональную активность детей. При чередующимся характере музыкальных и речевых занятий следует ориентировать детей на активный отдых в форме музыкальных подвижных игр. Особый упор на подвижные игры рекомендуется делать в тех случаях, когда музыкально – ритмические занятия (логоритмика) следует после речевого логопедического.

Чтобы уравновесить чересчур возбужденное эмоциональное состояние детей можно использовать в конце занятия релаксацию.

Релаксация – это состояние расслабленности, покоя после переживаний или физического утомления, а также частичное или полное мышечное расслабление, сопровождающееся музыкой.

Заикающийся ребенок испытывает напряжение, судороги в мышцах губ, языка, шеи, лица, неловкости во всем теле. 10 – 15 минут приятной, расслабляющей музыки снимает напряжение, раздражение, тревожность. Для вялых детей полезно прослушивание экспрессивной музыки, активизирующей эмоции Вагнер, Стравинский, Равель. Для беспокойных детей – более ровная в эмоциональном отношении музыка Моцарта, Чайковского и так далее. Нормализующее и очень эффективное воздействие на психическое состояние оказывает прослушивание записи плеска волн, шум дождя, пение птиц.

Пение имеет важное значение в комплексной системе реабилитации заикания у детей, поскольку оно формирует правильное речевое дыхание. Вначале следует петь по одному гласному звуку, простому в артикуляционном отношении. Ребенок тянет один звук, меняя его высоту то вверх, то вниз. Затем следует переходить к пению цепочек гласных звуков (2–4 звука). Цепочка гласных пропевается на длительном выдохе как один звук: а – о – у. Первый звук произносится достаточно громко, следующий тянется голосом с уменьшенной громкостью, последний тихо, и наоборот. Все звуки при этом пропеваются одинаково ровно без напряжения.

Следующий этап – пение слогов с согласными, не вызывающие затруднения у детей в произношении. И лишь затем следует приступать к разучиванию песен, выбор которых тоже должен быть продиктован правилом от простого к сложному. Хорошим материалом к таким занятиям являются народные песни с короткой музыкальной фразой.

Таким образом, постепенно происходит переход к работе над интонационной выразительностью фразы силой звука, модуляциями голоса. Здесь рекомендуется уделить внимание драматизации песен. Песенный репертуар подбирается с учетом возраста и эмоциональных особенностей детей. Использование фонограмм детский песен из мультфильмов и кинофильмов также вызывает у ребенка искренний интерес и эмоциональную активность.

Не менее важный аспект логопедической ритмики – развитие моторики с участием музыки и речи. Здесь на стоит фиксировать внимание на речи, так как ребенок увлечен выполнением упражнений под музыку, что позволяет снять напряжение артикуляционного аппарата, устранить болезненную концентрацию ребенка на своем дефекте.

Разучивание танцев с детьми старшего дошкольного возраста необходимо сопровождать счетом.

На этапе самостоятельной речи следует усложнить упражнения и игры. Основное их содержание в этот период – это упражнения на координацию движений со стихотворной речью.

Таким образом, реабилитация и самостоятельность ребенка старшего дошкольного возраста по мере продвижения от этапа к этапу возрастает, роль взрослого постепенно утрачивает руководящую функцию, процесс игры контролируется детьми в свободном общении друг с другом, происходит взаимное разъяснение условий и содержания происходящего на логоритмическом занятии.

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста “Новоселье в лесу”

Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной и эмоциональной сферы, ребенка.

Задачи:

  • Развитие чувства ритма, внимания;
    Развитие координации речи, движения и музыки;
    Развитие чувства взаимопомощи;
  • Воспитание доброжелательности, активности и самостоятельности ;
    Воспитание воображения, творческой активности и самостоятельности;
  • Обучение навыкам общения в игровых ситуациях;
    Обучение умению подражать и перевоплощаться;
  • Укреплять, тренировать двигательный аппарат.

Оборудование:

  • бубен,
  • ипликатор Кузнецова на картоне,
  • игрушка медведь, ежик, деревянные палочки,
  • шапочки: медведя, лисы, зайчика, белочки,
  • домик картонный,
  • коврики для релаксации.

Ход занятия

Приветствие.

Педагог поет: “Здравствуйте щечки, животик, коленочки, ножки, ладошки…”

Дети: “Здравствуйте” Щечки, животик гладят, по коленкам и в ладоши хлопают.

Игра “Самолет” Упражнение на развитие внимания.

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в лес на прогулку. Полетим сначала на самолете.

Встают по кругу друг за другом и “полетели”, изображая самолет звуком у – у – у. Под удар в бубен садятся на посадку.

Педагог: Дальше мы поедем на машине:

“Поехали, поехали за вкусными орехами,
В ямку – бух… раздавили сорок мух” – 2 раза.

“Ежик ножками туп-туп” (массаж спины – дети делают друг другу).

Педагог: Вот и добрались мы до леса, а под кустом сидит колючий, сердитый… ежик. Ежик сердиться, потому что его никто никогда не гладил. Давайте покажем ему, как мы умеем делать массаж:

Ежик ножками туп – туп (кулачками по спине)
Весь иглистый, словно зуб (стучим пальчиками) – см. фото 1
Ежик, еженька, постой (покачиваем за плечи)
От беды бежишь какой? (заглядывают к ежику)
Ежик ножками топ – топ (стучим кулачками по спине)
Ежик глазками хлоп – хлоп (хлопаем ладошками по спине) – см. фото 2
Мне сказал он строго ш – ш – ш (погрозить пальчиком)
Слышишь, там скребется мышь (закрыть уши ладошками, другой ребенок “скребет”) – см. фото 3


фото 1

фото 2

фото 3

“Ежик” (попевка массаж ладошек ипликатором Кузнецова).

Педагог: А сейчас ежик хочет вам сделать массаж. Протяните свои ладошки…

“Ежик спрячь свои иголки, мы же детки, а не волки.
Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить
Еж иголки отряхнул, завернулся и заснул” (стрясти ладони, свернуть в кулачок)

“Как на горке снег” Упражнение на регуляцию мышечного тонуса

Педагог: Ну что ж, поехали дальше:

“Поехали, поехали за вкусными орехами,
В ямку – бух… раздавили сорок мух”

Вот мы приехали к большой сосне, а под сосной спит медведь

Как на горке снег, снег (руки вверх)
И под горкой снег, снег (постепенно опускаем руки)
И на елке снег, снег (руки домиком над головой)
И под елкой снег, снег (наклоны туловища)
А под елкой спит медведь (руки под щечкой)
Тише, тише не шуметь.

Игра “Дети и медведь”

Педагог: Ребята, мишка наш совсем уснул. А снится ему, как он играет с вами, давайте выберем, кто будет мишкой, который спит в берлоге.

Дети гуляют по лесу под музыку. На музыку медведя дети замирают, медведь просыпается, выбирает, кто шевелиться.

“Строим дом” муз. Красева. Упражнение на развитие моторики

Педагог: Что – то наш мишка загрустил. Может он замерз? Ребята, сейчас наверно все зверям холодно. Как вы думаете, что можно для них сделать?.. А давайте построим большой дом для всех зверей? (Берут палочки у медведя, встают в круг)

“Целый день стук, да стук раздается звонкий стук (стучат палочками по полу)
Молоточки стучат – это домик для зайчат (палочка о палочку, правой по левой)
Молоточки стучат – это домик для бельчат (палочка о палочку, левой по правой)
Этот дом для белочек, это дом для зайчиков
Этот дом для девочек, (гладим палочкой правой по левой)
Этот дом для мальчиков (гладим палочкой левой по правой)
Вот какой хороший дом мы в нем славно заживем (катаем палочки в ладошках)

Возвращают палочки медведю, пусть мишка укладывается на зимнюю спячку.

Танец “Домик” Развитие музыкально – ритмических навыков.

Педагог: Дом готов, будем веселиться и плясать.

Логопедическая гимнастика.

Педагог: Вот новый дом и готов… (подходят к домику).

– Вытянул мишутка губки, удивляется малютка (“рупор” упражнение для укрепления круговой мышцы рта).

– Зайка домик увидал, зайка губку облизал, что-то там залопотал (“болтушка” – для выработки подъема языка, развитие гибкости ми подвижности его передней части).

“Труба” Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний (текст пропеваем).

Педагог: Зашли звери в дом, затопили печку, чтобы пирогов испечь на новоселье. Повалил дым из трубы…

– Ба – ба – ба, на крыше есть труба (провести от середины лба к вискам – 7 раз)
– Бу – бу – бу, надо чистить трубу (кулачком провести по крыльям носа – 7 раз)
– Бы – бы – бы – валит дым из трубы (растереть уши)

“Хитрый мышонок”

Педагог: За теплой печкой спрятался мышонок, который грызет сухарик.

“Мышонок за печкой сухарик грызет (трем ноготками друг о друга)
К мышонку крадется на цыпочках кот (изображаем лапки кота)
Крадется – 5 раз (глиссандо)
Крадется на цыпочках кот (мягкие лапки)
И говорит понарошку: (пальчиками побегать по руке)
Ну дай от сухарика крошку (просят ладошками)
Ну, дай мне – 5 раз (глиссандо)
Ну дай от сухарика крошку (мягче)
Мышонок в ответ: “Не мешай-ка, (выбрасывать пальчики из кулачков)
Ловил бы мышей, (из кулачка высунуть мизинец, хвостик, “трясем” хвостиком)
Попрошайка” (выбрасывать пальчики из кулачков)
Ловил – бы – 5 раз (“трясем” хвостиком)
Ловил – бы мышей, попрошайка, (выбрасывать пальчики из кулачков, постепенно кладем руки на колени).

Песня “А ну, снежок” (муз. Д. Львова – Компанейца)

Педагог: А сейчас всех зовем на новоселье, начинается веселье…

(Узнать песню по вступлению, продолжать разучивание песни, добиваться чистого, аккуратного исполнения.)

Игра “Строим дом” на музыку “Бай – качи” (развитие танцевального творчества у детей).

Педагог: Ну, вот и пришло время порадоваться нашим зверушкам, что у них такой теплый дом и надежные друзья… (надеть шапочки зверей: медведя, белочки, зайчика, лисы).

“Строим дом, строим дом, чтобы звери жили в нем,
Поскорее выбегай, кого хочешь, выбирай”

Релаксация (любая спокойная, расслабляющая музыка).

Педагог: Как хорошо и весело живется всем зверушкам в нашем домике. Мы поиграли, и потанцевали, а теперь пришло время отдохнуть.