ОП "Школа–2100". Урок литературного чтения в 3-м классе. "Работа над произведением Г.Куликова "Как я влиял на Севку. Фразеологизмы"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Завершить чтение произведения Г. Куликова «Как я влиял на Севку».
  • Развивать умение работать с дополнительной литературой, словарями, отыскивать фразеологические обороты и объяснять их значение.
  • Развивать умение формулировать, доказывать и свободно высказывать свои мысли, суждения, умозаключения.
  • Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи среди ребят.

Оборудование: творческие работы учащихся, мини – выступления учащихся, мультимедиа, карточки с фразеологизмами, медали с изображением розового фламинго.

Презентация к уроку

Ход урока

1. Оргмомент. Речевая разминка.

А) карточка «Ни пуха, ни пера»

- Когда люди желают друг другу «ни пуха, ни пера»?

Прочитайте стихотворение про себя. 1 слайд

Чтение стихотворения учащимся вслух.

Ни пуха, ни пера.

Рано утром

 

 

Через час

Мама – квочка

 

 

Едва живой

В класс отправила

 

 

Петушок

Сыночка

 

 

Идет домой.

Говорила:

 

 

Ковыляет еле – еле

 - Не дерись,

 

 

Он со школьного двора,

Не дразнись, не петушись.

 

 

А на нем и в самом деле

Поспеши.

 

 

Нет ни пуха, ни пера.

Уже пора

 

 

 

Ну, ни пуха, ни пера!

 

 

 

В. Орлов.

- Что пожелала мама – квочка, провожая сына словами «ни пуха, ни пера»?

(Удачи, …)

- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

(Грустная, смешная история).

- Где эти слова употреблены в переносном значении?

«Ни пуха, ни пера» - пожелание удачи, это устойчивое сочетание слов, фразеологический оборот. Слова во фразеологических оборотах нельзя изменить, поменять местами, иначе изменится смысл выражения.

Б) Договорите стихотворные шутки до конца.

  1. Дружнее этих двух ребят 2 слайд
    На свете не найдешь.
    О них обычно говорят:
    _______________________
  2. Фальшивят, путают слова, 3 слайд
    Поют ______________________
    Ребята слушать их не станут
    От этой песни уши__________.
  3. Товарищ твой просит украдкой 4 слайд
    Ответы списать из тетрадки.
    Не надо! Ведь этим ты другу
    Окажешь ___________________ .

- Кто кому в повести Г. Куликова оказал медвежью услугу?

2. Работа с текстом (стр. 144)

А) чтение 3 части из 4 главы

- Можно ли назвать победителя в споре?

- Как долго пришлось бы ждать Косте результата поединка?

- Отыщите строчки в тексте, из которых следует, что Севка был потрясен услышанным? (стр.144, «Она и 10 простоит…»

- Как вы думаете, почему Костя не поднял своего подопечного на смех, не стал упрекать его?

- А как бы поступил в этой ситуации Севка? Ваше мнение.

- Как вы думаете, признает ли Севка свое поражение? Может быть, мы узнаем об этом в следующей части?

Б) чтение 4 части из 4 главы.

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Кого винил Севка в том, что попал впросак?

- Сможете ли объяснить значение слова ГАЛИМАТЬЯ?

(чепуха, бессмыслица).

- Попробуйте разгадать страшный сон Кости.

- Почему приснился именно верблюд?

(Когда приходится доказывать какие – нибудь очевидные вещи, люди часто употребляют выражение «Вот и докажи, что ты не верблюд». А нашему Косте приходится доказывать Севке, что необходимо учиться и шалопаем быть стыдно.)

- Чьи слова произнес верблюд? ( так говорил отец Кости).

Именно ему Костя дал слово, что не осрамится. Сын чувствует ответственность перед отцом.

В) Работа по всему тексту.

- Зачитайте фразеологические обороты и крылатые слова, которые вы отыскали в повести. Объясните их значение.

Мини-выступления ребят о фразеологизмах:

  1. Ни кола, ни двора.
  2. Держать нос по ветру.
  3. Зарубить себе на носу.

Обобщение учителя: Раздел науки, который изучает фразеологизмы, т. е. неделимые и устойчивые сочетания называется фразеология. (карточка)

Есть ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – АНТОНИМЫ 5 слайд

Как кот наплакал.

Да у него куры денег не клюют.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – СИНОНИМЫ 6 слайд

Кошке на ложку.

С гулькин нос.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - ИНОЗЕМЦЫ 7 слайд

Звездный час.

Домоклов меч.

Об этих интересных устойчивых сочетаниях вы можете узнать в дополнительной литературе. (выставка книг)

Представьте , что все фразеологизмы из текста вычеркнули и заменили на близкие обиходные выражения.

- Изменится ли при этом текст?

- А ваше отношение к тексту?

- Какими вы представляете главных героев повести?

- Совпало ли ваше представление с тем, что нарисовал художник?

Г)Работа с иллюстрациями.

- Как вы думаете, иллюстрация на стр.129 ко всей повести или к ее отдельной части?

- Можно ли отыскать строчки из текста, к5оторые расскажут о происходящем?

Работа в группах.

  • 1 группа – стр.131
  • 2 группа – стр.132
  • 3 группа – стр.139
  • 4 группа – стр.141

Зачитать.

Вывод: Иллюстрации подобраны ко всем четырем главам, почему на последней странице автор изобразил Настю именно так?

Д)Характеристика героев.

Вначале работы над повестью мы объяснили значение слова «мымра» и позволили себе подумать, что тот, кто носит фамилию Мымриков, тоже скучный, мрачный, неинтересный человек.

- Так ли это оказалось на самом деле?

Рабочая тетрадь, стр.19

Два человека зачитывают хара5ктеристики героев.

- Какао вывод можно сделать?

Оба мальчика очень интересные люди.

- Как вы думаете, смогут ли они подружиться?

3. Итог:

- Могут ли подобные истории происходить в реальной жизни?

- Какие проблемы поднимает Куликов в своем произведении?

Взаимоотношения отличника и двоечника. 8 слайд

Мальчишеская дружба.

Мир мальчишек.

Школьная жизнь.

А)Конкурс выставка.

Лучшая обложка к книге Куликова «Как я влиял на Севку».

Приз «Розовый фламинго на одной ноге»,птица, которую не мог перестоять Севка Мымриков.

Б)Домашнее задание.

Продолжить мысль «Школа – это место, где…»