Цель:
- Завершить чтение произведения Г. Куликова «Как я влиял на Севку».
- Развивать умение работать с дополнительной литературой, словарями, отыскивать фразеологические обороты и объяснять их значение.
- Развивать умение формулировать, доказывать и свободно высказывать свои мысли, суждения, умозаключения.
- Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи среди ребят.
Оборудование: творческие работы учащихся, мини – выступления учащихся, мультимедиа, карточки с фразеологизмами, медали с изображением розового фламинго.
Ход урока
1. Оргмомент. Речевая разминка.
А) карточка «Ни пуха, ни пера»
- Когда люди желают друг другу «ни пуха, ни пера»?
Прочитайте стихотворение про себя. 1 слайд
Чтение стихотворения учащимся вслух.
Ни пуха, ни пера. |
|||
Рано утром |
|
|
Через час |
Мама – квочка |
|
|
Едва живой |
В класс отправила |
|
|
Петушок |
Сыночка |
|
|
Идет домой. |
Говорила: |
|
|
Ковыляет еле – еле |
- Не дерись, |
|
|
Он со школьного двора, |
Не дразнись, не петушись. |
|
|
А на нем и в самом деле |
Поспеши. |
|
|
Нет ни пуха, ни пера. |
Уже пора |
|
|
|
Ну, ни пуха, ни пера! |
|
|
|
В. Орлов. |
- Что пожелала мама – квочка, провожая сына словами «ни пуха, ни пера»?
(Удачи, …)
- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?
(Грустная, смешная история).
- Где эти слова употреблены в переносном значении?
«Ни пуха, ни пера» - пожелание удачи, это устойчивое сочетание слов, фразеологический оборот. Слова во фразеологических оборотах нельзя изменить, поменять местами, иначе изменится смысл выражения.
Б) Договорите стихотворные шутки до конца.
- Дружнее этих двух ребят 2 слайд
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
_______________________ - Фальшивят, путают слова, 3 слайд
Поют ______________________
Ребята слушать их не станут
От этой песни уши__________. - Товарищ твой просит украдкой 4 слайд
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь ___________________ .
- Кто кому в повести Г. Куликова оказал медвежью услугу?
2. Работа с текстом (стр. 144)
А) чтение 3 части из 4 главы
- Можно ли назвать победителя в споре?
- Как долго пришлось бы ждать Косте результата поединка?
- Отыщите строчки в тексте, из которых следует, что Севка был потрясен услышанным? (стр.144, «Она и 10 простоит…»
- Как вы думаете, почему Костя не поднял своего подопечного на смех, не стал упрекать его?
- А как бы поступил в этой ситуации Севка? Ваше мнение.
- Как вы думаете, признает ли Севка свое поражение? Может быть, мы узнаем об этом в следующей части?
Б) чтение 4 части из 4 главы.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Кого винил Севка в том, что попал впросак?
- Сможете ли объяснить значение слова ГАЛИМАТЬЯ?
(чепуха, бессмыслица).
- Попробуйте разгадать страшный сон Кости.
- Почему приснился именно верблюд?
(Когда приходится доказывать какие – нибудь очевидные вещи, люди часто употребляют выражение «Вот и докажи, что ты не верблюд». А нашему Косте приходится доказывать Севке, что необходимо учиться и шалопаем быть стыдно.)
- Чьи слова произнес верблюд? ( так говорил отец Кости).
Именно ему Костя дал слово, что не осрамится. Сын чувствует ответственность перед отцом.
В) Работа по всему тексту.
- Зачитайте фразеологические обороты и крылатые слова, которые вы отыскали в повести. Объясните их значение.
Мини-выступления ребят о фразеологизмах:
- Ни кола, ни двора.
- Держать нос по ветру.
- Зарубить себе на носу.
Обобщение учителя: Раздел науки, который изучает фразеологизмы, т. е. неделимые и устойчивые сочетания называется фразеология. (карточка)
Есть ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – АНТОНИМЫ 5 слайд
Как кот наплакал.
Да у него куры денег не клюют.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – СИНОНИМЫ 6 слайд
Кошке на ложку.
С гулькин нос.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - ИНОЗЕМЦЫ 7 слайд
Звездный час.
Домоклов меч.
Об этих интересных устойчивых сочетаниях вы можете узнать в дополнительной литературе. (выставка книг)
Представьте , что все фразеологизмы из текста вычеркнули и заменили на близкие обиходные выражения.
- Изменится ли при этом текст?
- А ваше отношение к тексту?
- Какими вы представляете главных героев повести?
- Совпало ли ваше представление с тем, что нарисовал художник?
Г)Работа с иллюстрациями.
- Как вы думаете, иллюстрация на стр.129 ко всей повести или к ее отдельной части?
- Можно ли отыскать строчки из текста, к5оторые расскажут о происходящем?
Работа в группах.
- 1 группа – стр.131
- 2 группа – стр.132
- 3 группа – стр.139
- 4 группа – стр.141
Зачитать.
Вывод: Иллюстрации подобраны ко всем четырем главам, почему на последней странице автор изобразил Настю именно так?
Д)Характеристика героев.
Вначале работы над повестью мы объяснили значение слова «мымра» и позволили себе подумать, что тот, кто носит фамилию Мымриков, тоже скучный, мрачный, неинтересный человек.
- Так ли это оказалось на самом деле?
Рабочая тетрадь, стр.19
Два человека зачитывают хара5ктеристики героев.
- Какао вывод можно сделать?
Оба мальчика очень интересные люди.
- Как вы думаете, смогут ли они подружиться?
3. Итог:
- Могут ли подобные истории происходить в реальной жизни?
- Какие проблемы поднимает Куликов в своем произведении?
Взаимоотношения отличника и двоечника. 8 слайд
Мальчишеская дружба.
Мир мальчишек.
Школьная жизнь.
А)Конкурс выставка.
Лучшая обложка к книге Куликова «Как я влиял на Севку».
Приз «Розовый фламинго на одной ноге»,птица, которую не мог перестоять Севка Мымриков.
Б)Домашнее задание.
Продолжить мысль «Школа – это место, где…»