Пояснительная записка
В настоящее время в России 95% детей-сирот относятся к категории сирот социальных, т.е. сирот при живых родителях, лишенных родительских прав. МОУ “Школа-интернат среднего полного (общего) образования с. Ныда” является основным социальным институтом образования сельского поселения. В МОУ, как и во всем обществе, существует проблема социального сиротства. Поэтому большое внимание в школе-интернате уделяется реабилитационному пространству.
Анализ данных исследований социальной адаптации выпускников интернатного учреждения свидетельствует о том, что значительная часть детей, воспитывающихся в условиях школ-интернатов, испытывает большие трудности социально-психологической адаптации. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска на первый план, выдвигается проблема неспособности нести социальную ответственность и отстаивать свои права, поэтому именно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей чаще своих сверстников попадают в криминальный мир.
Цель данной программы: социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
- создание благоприятных условий для формирования личности гражданина через сотрудничество, создание ситуации успеха, игровые ситуации;
- приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;
- формирование правовых знаний у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующий успешной самореализации ребенка;
- принцип здоровьесбережения;
- принцип защиты личности каждого ребенка через развитие и реализацию его индивидуальных потенций;
- принцип личностного развития: развитие эмоциональной, интеллектуальной и духовной;
- принцип помощи в социально-психологической умелости, т.е. набора умений, дающего возможность повысить у подростка уверенность в себе, формирования желания к сотрудничеству и изменения чего-либо в своей жизни;
- принцип диалогизации взаимодействия.
Используемые формы работы: беседа, лекция, дискуссия, консультирование, игра, викторина, анкетирование, диалог-размышление.
Отличительные особенности данной программы:
Разработанная программа имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации, позволит преодолеть следующие негативные явления и тенденции среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
– рост правонарушений и преступности;
– социальная незащищенность;
– неудовлетворительное состояние физического и психического здоровья.
Категория и возраст детей, участвующих в реализации данной программы: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 14-17 лет.
Предусмотрено использование основного метода работы: просвещение.
Для более эффективного результата правового просвещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется использовать средства ТСО, видеоматериалы.
В процессе реализации программы предполагаются следующие критерии эффективности:
- повышение уровня правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- наличие положительно ориентированных жизненных планов;
- повышение у подростка уверенности в себе;
- осознание личной ответственности каждого ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей за свой выбор;
- полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, на полном доверии друг к другу;
- уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета.
Механизм выполнения программы: содержание программы реализуется из расчета 1 раз в месяц. Реализация программы предполагается в течение учебного года социальным педагогом.
Ожидаемый результат:
- знание детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей своих прав и обязанностей;
- способность критически, в соответствии с нормами морали и прав оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;
- ориентация в социальной жизни общества, наличие системы социальных установок.
Содержание программы
№ | Темы | Содержание | Формы работы | Сроки |
1. | Человек. Личность. Гражданин | Миссия человека на планете Земля. Работа с понятиями “индивид”, “организм”, индивидуальность”, “я”, “личность”, “гражданин”. Выяснение социальных ролей человека. | Беседа с элементами дискуссии | Сентябрь |
2. | Главная книга страны | Конституция РФ. Основные права человека. | Интеллектуальная игра | Октябрь |
3. | Правосознание и толерантное поведение | Понятие “толерантность”. Человек – существо социальное. Нормы общества. Теория взаимной договоренности людей. Декларация прав человека и гражданина. Правовая система страны. | Лекция, анктирование | Ноябрь |
4. | Чтобы достойно жить | Основные цели ООН. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Декларация о правах ребенка. Основные положения Конвенции о правах ребенка. | Беседа элементами дискуссии, литературно-правовая викторина | Декабрь |
5. | Свобода и ответственность личности в обществе | Соотношение понятий “свобода” и “ответственность”. | Диалог-размышление, беседа | Январь |
6. | Как не стать жертвой
преступления |
Личная безопасность. Экстремальные ситуации. Правила поведения на улице и в общественных местах. | Беседа с элементами дискуссии, консультирование | Февраль |
7. | Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок | Понятие “антиобщественные группировки”. Принудительные способы вовлечения в молодежные антиобщественные группировки. Шалость. Злонамеренный поступок. | Дискуссия | Март |
8. | Уголовная ответственность несовершеннолетних | Виды преступлений. Уголовная ответственность. | Диалог-размышление, консультирование | Апрель |
9. | Жизнь без вредных привычек | Как сказать вредным привычкам “Нет!”. Пагубность воздействия ПАВ на здоровье человека | Беседа с элементами викторины | Май |
Используемая литература:
- Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.– сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Смирнова Г. Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. – М., 2003.
- Великородная В.А. Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.
- Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников: Практическое пособие / авт. – сост. Л.Г. Ивлиева; под ред. В.Г. Паршиной. – М.: АРКТИ, 2006.
- Дик Н.Ф. Новые стандарты второго поколения в 5–7 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 1. Планирование, контроль и анализ воспитательного процесса /авт. – сост. Л.М. Сыромятникова. М.: Глобус, 2008.
- Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
- Овчарова Р.В. справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа органов управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация / авт. – сост.: Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – М.: Глобус, 2009.
- Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт. – сост. Н.А. Меньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов, работающих с детьми-сиротами интернатных учреждений / Под. Ред. Н.М. Иовчук. М.: РЕАЛТЭК, 2003.
- Правовое воспитание школьников.5–9 классы. Конспекты занятий/сост.О.В. Летнева – Волгоград: Учитель, 2005.
- Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию. – М.: Глобус, 2008.
- Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М. ВАКО, 2008.