Цель
- Изучение ситуации в сфере идеологии и культуры в послевоенный период.
Задачи
- Расширить и закрепить представления учащихся о роли и значении идеологии и культуры в советском государстве в период тоталитаризма.
- Создать условия для выработки у учащихся собственного отношения к сложным событиям изучаемого периода, воспитывать у учащихся патриотизм, толерантность, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание судьбам конкретных людей.
- Способствовать развитию различных компетентностей учащихся: учебных, исследовательских, коммуникативных, социально-личностных.
Оборудование
- компьютер;
- проектор;
- раздаточный материал для работы в группах;
- ватман, маркеры.
Основные понятия
- тоталитаризм;
- идеология;
- культура;
- интеллигенция;
- «железный занавес»;
- космополит.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте! Перед нами сегодня стоит общая задача: нам нужно создать Урок, и, чтобы её выполнить, мы должны стать одной командой. Мне бы очень хотелось, чтобы на нашем уроке мы придерживались некоторых правил (cм. Презентация, слайд 2):
- «Я не боюсь ошибок, потому что ошибка – один из путей нахождения правильного решения».
- «Может быть, я не прав, но это моя точка зрения, и она имеет право на cуществование, как и другие».
- Принимаете ли вы данные правила?
Итак, вперёд, коллеги!
Вызов
Тема нашего урока: «Идеология и культура после Второй мировой войны». Запишите её в тетрадь.
Когда я продумывала урок, то определила цель и задачи, ведь без этого невозможна деятельность! Чтобы получить результат нужно определить цель. Но поскольку наш урок – это урок совместного творчества, то мне бы хотелось, чтобы вы определили собственную цель и задачи урока, исходя из обозначенной темы и проблемных вопросов (слайд 3).
Давайте соотнесём наши цели (слайд 4).
- Совпали ли наши цели?
После того, как цели определены, необходимо остановиться на основных понятиях урока.
- Как вы считаете, какие понятия являются ключевыми на нашем уроке?
- Какие ещё понятия нам могут понадобиться?
Дайте определения следующих терминов: тоталитаризм, культура, идеология, интеллигенция, «железный занавес» (слайд 5).
Осмысление содержания
Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса, дала «демократический импульс». Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной армии, создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними. Суждено ли было сбыться этим надеждам?
Мы изучаем сегодня культуру. Поэтому я предлагаю вам (слайд 12), разделившись на группы, рассмотреть, проанализировав документы (Приложение) и выполнив задания к ним, как складывалась ситуация в разных её сферах: в частности – в литературе, науке, музыке, театре и кино. В группах вы работаете 10 минут, а затем презентуете свою деятельность: отвечаете на вопросы, которые даны к документам и составляете кластер на ватмане, в котором в краткой форме отражаете ситуацию в данной сфере культуры (слайд 21). На выступление группе даётся 3 минуты. Возможны вопросы на уточнение со стороны товарищей. Затем, подводим итоги деятельности, определяем, достигнуты ли цели, поставленные вами в начале урока.
Разделитесь на группы в соответствии с цветом полученного вами прямоугольника: красные, синие, зелёные, черные.
Сферы культуры, которые вам предложены:
- Литература (красные).
- Наука (синие).
- Музыка (зелёные).
- Кино и театр (чёрные).
Рефлексия
Выступления групп (слайд 15). Беседа.
По содержанию:
- Есть ли общая тенденция в отношении власти к творческой интеллигенции в разных отраслях культуры? Если есть, то в чём она заключается?
- Чем вы объясните усиление идеологического пресса после войны?
- Почему опустился «железный занавес»?
По деятельности:
- Достигнуты ли цели сегодняшнего урока?
- Какие трудности вы испытывали сегодня на уроке?
- Остались ли вопросы на которые вы не получили ответов?
Домашнее задание (слайд 16)
Сегодня мы рассмотрели негативные последствия влияния власти на различные сферы культуры. Но была и обратная сторона. И в качестве домашнего задания я предлагаю вам на обратной стороне ватмана создать еще один кластер, где необходимо отразить позитивные моменты, которые были в советской культуре после войны.
Параграф №37, дополнительные источники.
Благодарю вас за работу, сотрудничество! (слайд 17)