Цели урока:
- Познакомить детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.
- Систематизировать и обогатить знания детей о природе зимой, природных связях.
- Прививать любовь и бережное отношение к природе.
- Учить заботиться о птицах зимой (подкармливать их).
Оборудование: лопатки, лупа для рассматривания снежинок, карточки – названия привалов.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день мои юные друзья! Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие к очень красивому времени года, а какое это время года вы скажите сами. Отгадайте загадку:
Все кругом белым-бело
Все в тонком нежном кружеве
А лес укрыт пушистым инеем
Уснул до первых вешних дней.
– Догадались?. Правильно: сейчас повсюду творит чудеса снежная Зима. Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем парке?
Дети: Ответы детей.
Учитель: Правильно. В парке шуметь нельзя, потому что можно нарушить покой и птицы могут разлететься. А еще нельзя сходить с тропы, можно провалиться в глубокий сугроб. Но прежде, чем отправиться на экскурсию, давайте проведем “Конкурс юных любителей природы”. (На уроках чтения дети учили стихотворения русских поэтов о зиме, которые с удовольствием декламировали: С. Есенина “Поет зима – аукает”, “Береза”; Ф. Тютчева “Чародейкою, Зимою”)
Учитель: Молодцы, дети! А сейчас – в путь!
2. Первый привал “Неживая природа зимой” (в парке)
Учитель: Как вы думаете, дети, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем приход зимы?
Дети: Ответы детей.
Учитель: Подведем итог: и так, зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы – 22 декабря. В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Начинается она, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом.
Учитель продолжает: Посмотрите вокруг и скажите, что лежит вокруг: на земле, деревьях, кустарниках?
Дети: Все кругом укутал пушистый снег. Красиво кругом – все деревья, как будто обсыпаны серебром.
Учитель: Что такое снег? Из чего состоит?
Дети: Снег состоит из снежинок.
Учитель: Правильно, снег – это множество легких снежинок. Я знаю, что вы выучили стихотворение К. Бальмонта “Светло-пушистая снежинка белая…”. Прочитайте, пожалуйста. (Чтение наизусть 2 учащимися)
К. Бальмонт
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогою бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев танцующих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит, пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Учитель: Спасибо.
– Дети, а вот ваша одноклассница приготовила сообщение о снеге.
Ученица:
Рассказ. Раньше думали, что снег – это замершие капельки
воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками,
но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землей, где царит сильный
холод, образуются из ледяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров.
Кристаллики растут и становятся звездочками. Они собираются в хлопья и падают на
землю.
Учитель: Дети, вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, вначале пушистый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Можно рассмотреть снежинки под лупой (по возможности).
Учитель продолжает: Что можно сказать о снежном покрове сегодня?
Дети: рассматривают снег, разгребают его. Отвечают на вопросы.
Учитель: Да, дети, снег сегодня плотный. Рассмотреть снежинки трудно, они сломали все свои лучики. А как вы считаете: Где снега больше? На открытой местности или под деревьями? Почему? Какую роль выполняет снег для растений?
Дети: Снег – укрывает корни деревьев, защищает их от морозов.
Учитель: Верно, снег – это теплое пушистое одеяло для растений.
3. Второй привал “Секреты живого мира”
Учитель: А теперь мы с вами будем наблюдать за живой природой. Дети, снег, оказывается, защищает не только растения, но и согревает животных. Лось, например, в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. А как встречают зиму другие животные?
Дети: Мыши – полевки роют себе норки под снегом и ходы. Лиса и ласка хорошо слышат мышку под снегом.
Учитель: Ребята, а насекомые как проводят зиму?
Дети: Ответы детей
Учитель: Зимние комарики, снежные паучки, леднички “прогуливаются” по снегу, если температура воздуха не ниже – 10о. учитель предлагает рассказать детям о белке, как она зимует. Отметить, что белка рыжий цвет шкурки зимой меняет на серый.
Учитель продолжает: А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?
Дети: Следы.
Учитель: Да, как будто на листе бумаги – на снегу оставили свои следы птицы. А я вам, дети, покажу следы некоторых животных, Вот белка. Почерк ее разобрать просто. Она короткими передними лапками обопрется – длинные задние лапки далеко – вперед вынесет и широко расставит. Лисий следок похож на след маленькой собаки. (Можно показать следы зайца, рыси, косули заранее приготовленные)
|
|
Вывод: Зная следы животных без особого труда можно узнать, кто побывал на зимней поляне.
4. Третий привал “Зимующие птицы”
Учитель: Особый разговор у нас пойдет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой?
Дети: Голод страшен птицам зимой.
Учитель: Да, нет ничего страшнее голода для птиц. Ведь сытой птице и холод, и мороз не страшен. И птиц греют не перья – их бывает несколько слоев.
Учитель продолжает: Каких зимующих птиц нашего края вы знаете?
Дети: Ответы детей. (Синицы, вороны, сороки, воробьи, дятлы).
Учитель:
Пестрый дятел крикнет громко
Разогнав лесную тишь.
– А какие птицы прилетают с севера?
Дети: Снегири.
Учитель: Любители полакомиться рябиной – снегири, а еще свиристели. (Показывает детям заранее приготовленные фото)
|
Учитель: Предлагает детям послушать рассказ о свиристелях.
Ученик. Рассказ. Свиристели прилетают к нам с севера и остаются зимовать. Очень нарядная птица. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. Поют негромко, как будто посвистывают. В народе про них говорят “Ишь как свисти!”. Поэтому, и называются свиристели.
Учитель: А еще есть птицы, которые зимой в снегу делают себе убежище и прячутся туда.
Ученик. Рассказ. Рябчики, глухари роют в снегу небольшую пещерку. Тетерев ныряет в снег прямо с ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20–30 см. Угнездившись, птица закроет ход рыхлым снегом. Оттого, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище. Вот так зимуют птицы!
|
Учитель: Дети, и о птичьем почерке нам надо поговорить,. Вот след сороки – от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого – прямая черточка. А здесь и ворона прошлась.
|
|
Учитель продолжает: Дети, птицы нуждаются в нашей помощи и ждут ее. Как мы можем помочь птицам?
Дети: Развесим кормушки.
Учитель: давайте повесим кормушки, которые принесли сегодня с собой в парк и насыплем корм. (Дети развешивают кормушки).
Учитель: Сейчас мы с вами сделаем доброе дело. Вы, по возможности, не забывайте брать с собой корм, и подкармливать птичек. А они обязательно скажут вам свое “Птичье Спасибо!”.
5. Четвертый привал “Игровой”
Учитель: Делит класс на две команды и предлагает детям игру “Зимний брейн-ринг”. Каждому участнику предлагается бросить снежок (“Снежки” изготовлены из ваты) и назвать:
- Зимние природные явления.
- Зимующие птицы.
- Зимующих зверей.
Побеждает та команда, игрок которой был последним.
6. Итог урока-экскурсии
Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилась ли вам экскурсия? Чем?
Ответы детей.
С хорошим настроением дети возвращались в класс.