Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме "Учимся писать письма. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели урока обогащать знания учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста; развивать творческие способности младших школьников; сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.

Задачи:

1. Обучающие:

  • научить детей писать письмо на основе материала непосредственных наблюдений; формировать умения строить текст в определенной последовательности; систематизировать собранный материал;
  • определить главную мысль письма; формировать творческий интерес к русскому языку;
  • систематизировать речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в составлении письма.

2. Развивающие:

  • развивать творческие способности внимательного отношения к значению слов и их употреблениях в устной и письменной речи; сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях;
  • развивать чувство прекрасного; развивать свободную, самостоятельную письменную речь учащихся.

3. Воспитывающие:

  • воспитание самостоятельной творческой активности; осознание детьми важности переписки; овладение речевым этикетом; культурой, выражение чувств.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация (см. Приложение 1), выставка рисунков, выставка книг, выставка писем (с разрешения детей), переносная доска с материалом словарной работы, почтовый ящик, словари, памятки.

Ход урока

I. Концентрация внимания; настрой на урок

Положите руки в удобное положение, закройте глаза, направляя мысленно во все стороны от себя “Любовь”, “Добро”, “Мир”, проникаясь этим состоянием.
Все будет хорошо! Мы успеем сделать все!
(Слайд 1)

II. Постановка учебной задачи

а) речевая разминка (формирование логического мышления)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) работа со словарями

 

 

в) развитие свободной речи учащегося

 

 

 

 

 

г) закрепление умений правильно заполнять адрес

 

 

 

 

 

 

 

 

д) работа с правилами письма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е) оздоровительная минутка

 

 

 

 

 

 

ж) беседа по содержанию письма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з) подведение итога

Мы продолжаем работу по развитию речи. Определить тему урока поможет игра “Отгадай, что за предмет?”.

– Разрешается задавать вопросы, кроме одного “Как называется этот предмет?” (дети задают вопросы).

Примерный перечень вопросов:

  1. Каков внешний вид предмета?
  2. Из чего он сделан?
  3. Является ли этот предмет частью природы или сделан руками человека?
  4. Для чего он служит?

“Конверт” (Слайд 2)

Вот простой пакет бумажный
Очень часто с вестью важной.
Он спешит по всей стране
В дом к тебе или ко мне.

Это, наверное, и есть подсказка к теме нашего урока.

– Кто догадался? (Слайд 3)

– На основе имеющихся данных, сделайте вывод.

– Что мы составили?

Два человека делают сообщения о словах “конверт”, “письмо”. (Слайд 4)

Историческая справка письма. (Слайд 5)

Расставаясь с друзьями, уезжая от нас в другие города, мы просим:

Пишите! И сами обещаем: я напишу, я напишу. И мы пишем. Коротко или длинно, умело или неловко, в постоянной спешке нашей жизни.

Заклеиваем конверт и опускаем в почтовый ящик, доверяя обыкновенной бумаге свои мысли, чувства, надежды.

– Зачем люди пишут письма?

Письма бывают разные. (Слайд 6)

– Что необходимо делать, чтобы письмо нашло своего адресата?

Игра “Поиграем в почту”. (Слайд 7)

У каждого ученика на парте два конверта (второй запасной). Дети должны написать свой домашний адрес и обратный адрес школы. Выигрывает тот, кто быстрее, аккуратнее, грамотнее надпишет адрес на конверте.

– Сколько цифр необходимо для записи индекса?

– Что они обозначают?

В почтовом индексе первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение.

Стихотворение С.Я. Маршака “Почта”:

Письмо само
Никуда не пойдет
Но в ящик его опусти
Оно пробежит, пролетит, проплывет
Тысячи верст пути.

Правила: (Слайд 8, 9)

– нельзя читать чужие письма;

– должен писать не по обязанности, а от всей души;

– для письма используй чистый лист бумаги;

– писать аккуратно, разборчиво;

– правильно используй фразеологизмы;

– каждую часть писать с красной строки;

– начинай письмо с приветствия;

– старайся не использовать в письме слова, значение которых адресат может не понять.

Дыхательная гимнастика.

Упражнение “Воздушный шарик”.

Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить легкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос.

Игра “Живые слова”. Восстановить путь письма. (Слайд 10)

Чтение письма.

Здравствуйте, ребята!

Пишет вам девочка с планеты Земля. Я хочу немного рассказать о нашей планете. Наша Земля круглая. На ее поверхности много гор, морей, лесов. У нас очень богатая природа, но люди построили много фабрик, заводов, станций. Все это загрязняет реки, моря, леса, поля. Погибают птицы, рыбы, звери. Мне хочется, чтобы планета Земля была чистой. Я пишу вам письмо, чтобы узнать, как вы живете? Что делаете? Какие принимаете меры, чтобы на вашей планете не погибла природа?

До свидания.

Анна

  1. Что это?
  2. От кого?
  3. Можно ли назвать то, что я прочитала письмом? Докажи.
  4. С какой целью написано это письмо?
  5. Какое обращение по отношению к вам выбрала девочка?
  6. Что рассказывается в основном содержании письма?
  7. Какие вопросы задает девочка?
  8. Какие слова для прощания она выбрала?
  9. Есть ли у вас какие либо замечания?

– Сегодня, на уроке, мы должны подвести итог по нашей большой и интересной теме “Учимся писать письма”, которая будет являться большим помощником в изучении следующих разделов по развитию речи “Учимся писать изложения”, “Учимся писать сочинения”.

А итог заключается в самостоятельном составлении и написании письма девочке.

III. Актуализация опорных знаний

а) составление плана

 

 

б) подготовка к написанию письма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) снятие умственного напряжения в процессе написания письма

г) написание письма

 

д) анализ писем

Для написания письма нам необходимо составить план. (Слайд 11)

  1. Приветствие. Обращение.
  2. Сообщение.
  3. Вопросы, пожелания.
  4. Прощание, подпись (дата).

– Назовите вежливые слова.

– Какие вежливые слова можно использовать при обращении к девочке?

– Что необходимо помнить при написании обращения?

– Что надо помнить при написании слова “здравствуй”?

– Как вы будете прощаться с девочкой? Какие слова вы будете использовать?

– Подберите к слову свидание синоним, (встреча).

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому в своем письме следует избегать повторов.

При написании письма в вашем распоряжении: орфографический словарь, памятки, заготовка. Письмо будем писать на отдельных листах, которые подготовили дома с необходимым оформлением.

Массаж пальчиков руки. Большой палец стимулирует работу головного мозга.

Дети пишут письма.

Работа по 3 группам (индивидуальный подход).

Чтение двух, трех писем (с разрешения детей).

IV. Оценка деятельности.

Рефлексия настроения

Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы себя хотели бы похвалить? Что не удалось? Чему мы учились? Для чего мы изучали эту тему?