Цели урока – обогащать знания учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста; развивать творческие способности младших школьников; сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.
Задачи:
1. Обучающие:
- научить детей писать письмо на основе материала непосредственных наблюдений; формировать умения строить текст в определенной последовательности; систематизировать собранный материал;
- определить главную мысль письма; формировать творческий интерес к русскому языку;
- систематизировать речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в составлении письма.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности внимательного отношения к значению слов и их употреблениях в устной и письменной речи; сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях;
- развивать чувство прекрасного; развивать свободную, самостоятельную письменную речь учащихся.
3. Воспитывающие:
- воспитание самостоятельной творческой активности; осознание детьми важности переписки; овладение речевым этикетом; культурой, выражение чувств.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация (см. Приложение 1), выставка рисунков, выставка книг, выставка писем (с разрешения детей), переносная доска с материалом словарной работы, почтовый ящик, словари, памятки.
Ход урока
I. Концентрация внимания; настрой на урок |
Положите руки в удобное положение, закройте глаза,
направляя мысленно во все стороны от себя “Любовь”, “Добро”, “Мир”,
проникаясь этим состоянием. Все будет хорошо! Мы успеем сделать все! (Слайд 1) |
II. Постановка учебной задачи а) речевая разминка (формирование логического мышления)
б) работа со словарями
в) развитие свободной речи учащегося
г) закрепление умений правильно заполнять адрес
д) работа с правилами письма
е) оздоровительная минутка
ж) беседа по содержанию письма
з) подведение итога |
Мы продолжаем работу по развитию речи. Определить тему
урока поможет игра “Отгадай, что за предмет?”. – Разрешается задавать вопросы, кроме одного “Как называется этот предмет?” (дети задают вопросы). Примерный перечень вопросов:
“Конверт” (Слайд 2)
Это, наверное, и есть подсказка к теме нашего урока. – Кто догадался? (Слайд 3) – На основе имеющихся данных, сделайте вывод. – Что мы составили? Два человека делают сообщения о словах “конверт”, “письмо”. (Слайд 4) Историческая справка письма. (Слайд 5) Расставаясь с друзьями, уезжая от нас в другие города, мы просим: Пишите! И сами обещаем: я напишу, я напишу. И мы пишем. Коротко или длинно, умело или неловко, в постоянной спешке нашей жизни. Заклеиваем конверт и опускаем в почтовый ящик, доверяя обыкновенной бумаге свои мысли, чувства, надежды. – Зачем люди пишут письма? Письма бывают разные. (Слайд 6) – Что необходимо делать, чтобы письмо нашло своего адресата? Игра “Поиграем в почту”. (Слайд 7) У каждого ученика на парте два конверта (второй запасной). Дети должны написать свой домашний адрес и обратный адрес школы. Выигрывает тот, кто быстрее, аккуратнее, грамотнее надпишет адрес на конверте. – Сколько цифр необходимо для записи индекса? – Что они обозначают? В почтовом индексе первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Стихотворение С.Я. Маршака “Почта”:
Правила: (Слайд 8, 9) – нельзя читать чужие письма; – должен писать не по обязанности, а от всей души; – для письма используй чистый лист бумаги; – писать аккуратно, разборчиво; – правильно используй фразеологизмы; – каждую часть писать с красной строки; – начинай письмо с приветствия; – старайся не использовать в письме слова, значение которых адресат может не понять. Дыхательная гимнастика. Упражнение “Воздушный шарик”. Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить легкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос. Игра “Живые слова”. Восстановить путь письма. (Слайд 10)
Чтение письма. Здравствуйте, ребята! Пишет вам девочка с планеты Земля. Я хочу немного рассказать о нашей планете. Наша Земля круглая. На ее поверхности много гор, морей, лесов. У нас очень богатая природа, но люди построили много фабрик, заводов, станций. Все это загрязняет реки, моря, леса, поля. Погибают птицы, рыбы, звери. Мне хочется, чтобы планета Земля была чистой. Я пишу вам письмо, чтобы узнать, как вы живете? Что делаете? Какие принимаете меры, чтобы на вашей планете не погибла природа? До свидания. Анна
– Сегодня, на уроке, мы должны подвести итог по нашей большой и интересной теме “Учимся писать письма”, которая будет являться большим помощником в изучении следующих разделов по развитию речи “Учимся писать изложения”, “Учимся писать сочинения”. А итог заключается в самостоятельном составлении и написании письма девочке. |
III. Актуализация опорных знаний а) составление плана
б) подготовка к написанию письма
в) снятие умственного напряжения в процессе написания письма г) написание письма
д) анализ писем |
Для написания письма нам необходимо составить план. (Слайд 11)
– Назовите вежливые слова. – Какие вежливые слова можно использовать при обращении к девочке? – Что необходимо помнить при написании обращения? – Что надо помнить при написании слова “здравствуй”? – Как вы будете прощаться с девочкой? Какие слова вы будете использовать? – Подберите к слову свидание синоним, (встреча). Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому в своем письме следует избегать повторов. При написании письма в вашем распоряжении: орфографический словарь, памятки, заготовка. Письмо будем писать на отдельных листах, которые подготовили дома с необходимым оформлением. Массаж пальчиков руки. Большой палец стимулирует работу головного мозга. Дети пишут письма. Работа по 3 группам (индивидуальный подход). Чтение двух, трех писем (с разрешения детей). |
IV. Оценка деятельности. Рефлексия настроения |
Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы себя хотели бы похвалить? Что не удалось? Чему мы учились? Для чего мы изучали эту тему? |