Цели урока:
- Дидактические:
- выявить уровень овладения знаниями по предыдущим темам;
- познакомиться с принципами создания запросов на выборку в программе Microsoft Access;
- самостоятельно выполнить задания в СУБД MS Access, используя запросы на выборку;
- Развивающие:
- развитие мышления учащихся — учить анализировать, сравнивать, решать проблемы;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- Воспитательные:
- формирование умений применять полученные на уроках знания в будущей профессиональной деятельности;
- повышение мотивации учащихся путем использования задач, ориентированных на профессиональную деятельность;
- воспитание информационной культуры учащихся.
Тип урока: комбинированный, продолжительность – 90 мин.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка знаний.
- Изучение нового материала.
- Формирование навыков практической работы.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока, домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка присутствующих.
Сообщение темы, целей и хода занятия.
II. Проверка знаний (вопросы теста взяты из ФЭПО прошлых лет).
Тест по теме: «СУБД Microsoft Access»
ЗАДАНИЕ N 1 ( – выберите один вариант ответа)
В поле «Наименование имущества» таблицы MS Access установлен тип данных…
- Текстовый;
- Счетчик;
- Поле объекта OLE;
- Числовой.
ЗАДАНИЕ N 2 ( – выберите варианты согласно тексту задания)
На рисунке представлены объекты базы данных
СУБД MS Access.
Приведите в соответствие номера и обозначенные
этими номерами объекты.
- Форма;
- Окно базы данных;
- Рабочая область окна программы;
- Панель инструментов.
ЗАДАНИЕ N 3 ( – выберите
один вариант ответа)
Стандартное имя документа, созданного в MS Access
называется
- Db1;
- Книга1;
- Документ1;
- Презентация1.
ЗАДАНИЕ N 4 ( – выберите
один вариант ответа)
На рисунке представлен объект базы данных MS Access…
- Отчеты;
- Формы;
- Запросы;
- Таблицы.
ЗАДАНИЕ N 5 ( – выберите варианты согласно тексту задания)
На рисунке представлено окно СУБД MS Access.
Приведите в соответствие номера и обозначенные
этими
номерами элементы окна приложения.
- Панель инструментов База данных;
- Окно базы данных;
- Объекты;
- Таблицы базы данных.
ЗАДАНИЕ N 6 ( – выберите варианты согласно тексту задания)
Закончите определения СУБД MS Access…
1. Поле содержит информацию об…
2. Ключевое поле – это
3. В режиме конструктора можно:
4. Запись содержит информацию о…
- Всех свойствах одного объекта таблицы;
- Изменять макет объекта;
- Одном свойстве всех объектов таблицы;
- Поле, по которому можно однозначно идентифицировать любую запись таблицы.
ЗАДАНИЕ N 7 ( – выберите варианты согласно тексту задания)
На рисунке отображено окно СУБД MS Access.
Приведите в соответствие номера и обозначенные
этими номерами элементы таблицы.
- Запись таблицы;
- Переход к первой записи таблицы;
- Количество записей в таблице;
- Поле таблицы.
ЗАДАНИЕ N 8 ( – выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие между названием объектов и их назначением
- Таблица;
- Форма;
- Запрос;
- Отчет.
- Предназначен для хранения информации;
- Предназначен для ввода и просмотра данных;
- Предназначен для выдачи данных по определенным параметрам;
- Предназначен для выдачи данных на экран или печать.
ЗАДАНИЕ N 9 ( – выберите один вариант ответа)
На рисунке представлено окно для создания таблицы базы данных MS Access в режиме…
- Создание таблицы с помощью мастера;
- Создание таблицы в режиме конструктора;
- Создание таблицы путем ввода данных;
- Создание пустой таблицы.
ЗАДАНИЕ N 10 ( – выберите один вариант ответа)
На рисунке представлена таблица базы данных MS
Access.
По какому полю идет поиск…
- Наименование имущества;
- Страховая сумма;
- Дата страховки;
- Код клиента.
ЗАДАНИЕ N 11 ( – выберите
один вариант ответа)
Какого типа данных в MS Access не существует…
- Логический;
- Финансовый;
- Текстовый;
- Счетчик.
Ответы:
№ вопроса | Ответ | |||
1. | а | |||
2. | 1.d | 2.b | 3.c | 4.a |
3. | a | |||
4. | b | |||
5. | 1.b | 2.d | 3.c | 4.a |
6. | 1.c | 2.d | 3.b | 4.a |
7. | 1.a | 2.d | 3.c | 4.b |
8. | 1.a | 2.b | 3.c | 4.d |
9. | c | |||
10. | a | |||
11. | b |
III. Изучение нового материала
Запрос – это объект, служащий для
извлечения данных из таблиц, отвечающий
некоторым условиям, задаваемым пользователем.
Большинство СУБД разрешают использовать запросы
следующих типов:
Запрос-выборка, предназначенный для
отбора данных, хранящихся в таблицах, и
не изменяющий эти данные;
Запрос-изменение, предназначенный для
изменения или перемещения данных; к этому типу
запросов относятся: запрос на добавление
записей, запрос на удаление записей, запрос на
создание таблицы, запрос на обновление;
Запрос с параметром, позволяющий
определить одно или несколько условий отбора во
время выполнения запроса.
Запросы черпают данные из базовых таблиц и
создают на их основе временную результирующую
таблицу. Результирующая таблица – это
определенный образ отобранных полей и записей,
при этом работа с «образом» происходит гораздо
быстрее и эффективнее чем с таблицами.
Создание запросов
Задача. Дана таблица «Потребительские товары» со следующими полями: Инвентарный номер, Название товара, Изготовитель, Страна-производитель, Стоимость, Количество. Необходимо на основе данной таблицы получить результирующие таблицы с информацией вида:
- Названия товаров и их стоимость, произведенных в Италии .
- Название товаров и их изготовителя с количеством на складе меньше 50.
- Название товаров, их стоимость, количество, произведенных в Китае или Вьетнаме.
- Название товаров, стоимость которых от 2000 до 3000 рублей.
- Количество товаров название которых начинается на букву О и стоимость меньше 1000 рублей.
IV. Формирование навыков практической работы.
Решение:
Запросы – Создание запроса в режиме конструктора.
Выбрать таблицу, на основе данных которой будет формироваться результирующая таблица, нажать кнопки Добавить и Закрыть.
Рабочее поле Конструктора запроса состоит из двух частей: информационной и содержательной. В информационной части можно просмотреть структуру исходной базы данных.В содержательной части Конструктора запроса следует выделить поля, значение которых либо выводятся на экран, либо участвуют в условиях отбора информации. В результате общий вид запроса будет нижеследующим;
По окончании формирования запроса диалоговое окно следует закрыть. При этом необходимо указать имя запроса, например, Запрос1.
V. Самостоятельная работа
Задача. Создать таблицу «Показатели качества майонеза» со следующими полями: Наименование, Жир в %, Консистенция, Вкус, Сроки хранения. Необходимо на основе данной таблицы получить результирующие таблицы с информацией вида:
- Наименование майонезов с кремообразной консистенцией и острым или слабо острым вкусом. Запросу присвоить имя Консистенция – Вкус.
- Наименование майонезов и их вкус, сроки хранения которых от 3 до 6 месяцев. Запросу присвоить имя Сроки хранения.
- Наименование майонезов и их консистенцию, содержание жира в которых меньше 50%. Запросу присвоить имя Содержание жира.
- Наименование майонезов, начинающихся на букву К и содержание жира в них. Запросу присвоить имя Наименование.
- Наименование майонезов с пастообразной консистенцией и сроком хранения меньше 3 месяцев.
VI. Итог урока, домашнее задание
Литература, использованная при подготовке к уроку
- Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006.
- Информатика: Учебник. – 3-е изд., перераб. / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
- Михеева Е.В., Практикум по информатике. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. М.: Бином, 2007.
- Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: учебник для нач.проф.образования. М.: Издательский центр «Академия», 2006.