Создание запросов на выборку в СУБД МS Access

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Дидактические:
    • выявить уровень овладения знаниями по предыдущим темам;
    • познакомиться с принципами создания запросов на выборку в программе Microsoft Access;
    • самостоятельно выполнить задания в СУБД MS Access, используя запросы на выборку;
  • Развивающие:
    • развитие мышления учащихся — учить анализировать, сравнивать, решать проблемы;
    • развитие познавательного интереса учащихся;
  • Воспитательные:
    • формирование умений применять полученные на уроках знания в будущей профессиональной деятельности;
    • повышение мотивации учащихся путем использования задач, ориентированных на профессиональную деятельность;
    • воспитание информационной культуры учащихся.

Тип урока: комбинированный, продолжительность – 90 мин.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Формирование навыков практической работы.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Итог урока, домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих.
Сообщение темы, целей и хода занятия.

II. Проверка знаний (вопросы теста взяты из ФЭПО прошлых лет).

Тест по теме: «СУБД Microsoft Access»

ЗАДАНИЕ N 1 ( – выберите один вариант ответа)

В поле «Наименование имущества» таблицы MS Access установлен тип данных…

  • Текстовый;
  • Счетчик;
  • Поле объекта OLE;
  • Числовой.

ЗАДАНИЕ N 2 ( – выберите варианты согласно тексту задания)

На рисунке представлены объекты базы данных СУБД MS Access.
Приведите в соответствие номера и обозначенные этими номерами объекты.

  • Форма;
  • Окно базы данных;
  • Рабочая область окна программы;
  • Панель инструментов.

ЗАДАНИЕ N 3 ( – выберите один вариант ответа)
Стандартное имя документа, созданного в MS Access называется

  • Db1;
  • Книга1;
  • Документ1;
  • Презентация1.

ЗАДАНИЕ N 4 ( – выберите один вариант ответа)
На рисунке представлен объект базы данных MS Access…

  • Отчеты;
  • Формы;
  • Запросы;
  • Таблицы.

ЗАДАНИЕ N 5 ( – выберите варианты согласно тексту задания)

На рисунке представлено окно СУБД MS Access.
Приведите в соответствие номера и обозначенные этими
номерами элементы окна приложения.

  • Панель инструментов База данных;
  • Окно базы данных;
  • Объекты;
  • Таблицы базы данных.

ЗАДАНИЕ N 6 ( – выберите варианты согласно тексту задания)

Закончите определения СУБД MS Access…

1. Поле содержит информацию об…
2. Ключевое поле – это
3. В режиме конструктора можно:
4. Запись содержит информацию о…

  • Всех свойствах одного объекта таблицы;
  • Изменять макет объекта;
  • Одном свойстве всех объектов таблицы;
  • Поле, по которому можно однозначно идентифицировать любую запись таблицы.

ЗАДАНИЕ N 7 ( – выберите варианты согласно тексту задания)

На рисунке отображено окно СУБД MS Access.
Приведите в соответствие номера и обозначенные этими номерами элементы таблицы.

  • Запись таблицы;
  • Переход к первой записи таблицы;
  • Количество записей в таблице;
  • Поле таблицы.

ЗАДАНИЕ N 8 ( – выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие между названием объектов и их назначением

  • Таблица;
  • Форма;
  • Запрос;
  • Отчет.
  • Предназначен для хранения информации;
  • Предназначен для ввода и просмотра данных;
  • Предназначен для выдачи данных по определенным параметрам;
  • Предназначен для выдачи данных на экран или печать.

ЗАДАНИЕ N 9 ( – выберите один вариант ответа)

На рисунке представлено окно для создания таблицы базы данных MS Access в режиме…

  1. Создание таблицы с помощью мастера;
  2. Создание таблицы в режиме конструктора;
  3. Создание таблицы путем ввода данных;
  4. Создание пустой таблицы.

ЗАДАНИЕ N 10 ( – выберите один вариант ответа)

На рисунке представлена таблица базы данных MS Access.
По какому полю идет поиск…

  • Наименование имущества;
  • Страховая сумма;
  • Дата страховки;
  • Код клиента.

ЗАДАНИЕ N 11 ( – выберите один вариант ответа)
Какого типа данных в MS Access не существует…

  • Логический;
  • Финансовый;
  • Текстовый;
  • Счетчик.

Ответы:

№ вопроса Ответ
1. а
2. 1.d 2.b 3.c 4.a
3. a
4. b
5. 1.b 2.d 3.c 4.a
6. 1.c 2.d 3.b 4.a
7. 1.a 2.d 3.c 4.b
8. 1.a 2.b 3.c 4.d
9. c
10. a
11. b

III. Изучение нового материала

Запрос – это объект, служащий для извлечения данных из таблиц, отвечающий некоторым условиям, задаваемым пользователем.
Большинство СУБД разрешают использовать запросы следующих типов:
Запрос-выборка, предназначенный для отбора данных, хранящихся в таблицах, и не изменяющий эти данные;
Запрос-изменение, предназначенный для изменения или перемещения данных; к этому типу запросов относятся: запрос на добавление записей, запрос на удаление записей, запрос на создание таблицы, запрос на обновление;
Запрос с параметром, позволяющий определить одно или несколько условий отбора во время выполнения запроса.
Запросы черпают данные из базовых таблиц и создают на их основе временную результирующую таблицу. Результирующая таблица – это определенный образ отобранных полей и записей, при этом работа с «образом» происходит гораздо быстрее и эффективнее чем с таблицами.

Создание запросов

Задача. Дана таблица «Потребительские товары» со следующими полями: Инвентарный номер, Название товара, Изготовитель, Страна-производитель, Стоимость, Количество. Необходимо на основе данной таблицы получить результирующие таблицы с информацией вида:

  • Названия товаров и их стоимость, произведенных в Италии .
  • Название товаров и их изготовителя с количеством на складе меньше 50.
  • Название товаров, их стоимость, количество, произведенных в Китае или Вьетнаме.
  • Название товаров, стоимость которых от 2000 до 3000 рублей.
  • Количество товаров название которых начинается на букву О и стоимость меньше 1000 рублей.

IV. Формирование навыков практической работы.

Решение:

  1. Запросы Создание запроса в режиме конструктора.

  2. Выбрать таблицу, на основе данных которой будет формироваться результирующая таблица, нажать кнопки Добавить и Закрыть.
    Рабочее поле Конструктора запроса состоит из двух частей: информационной и содержательной. В информационной части можно просмотреть структуру исходной базы данных.

  3. В содержательной части Конструктора запроса следует выделить поля, значение которых либо выводятся на экран, либо участвуют в условиях отбора информации. В результате общий вид запроса будет нижеследующим;

  4. По окончании формирования запроса диалоговое окно следует закрыть. При этом необходимо указать имя запроса, например, Запрос1.

V. Самостоятельная работа

Задача. Создать таблицу «Показатели качества майонеза» со следующими полями: Наименование, Жир в %, Консистенция, Вкус, Сроки хранения. Необходимо на основе данной таблицы получить результирующие таблицы с информацией вида:

    1. Наименование майонезов с кремообразной консистенцией и острым  или слабо острым вкусом. Запросу присвоить имя Консистенция – Вкус.
    2. Наименование майонезов и их вкус, сроки хранения которых от 3 до 6 месяцев. Запросу присвоить имя Сроки хранения.
    3. Наименование майонезов и их консистенцию, содержание жира в которых меньше 50%. Запросу присвоить имя Содержание жира.
    4. Наименование майонезов, начинающихся на букву К и содержание жира в них. Запросу присвоить имя Наименование.
    5. Наименование майонезов с пастообразной консистенцией и сроком хранения меньше 3 месяцев.

VI. Итог урока, домашнее задание

Литература, использованная при подготовке к уроку

  1. Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006.
  2. Информатика: Учебник. – 3-е изд., перераб. / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Михеева Е.В., Практикум по информатике. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. М.: Бином, 2007.
  5. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: учебник для нач.проф.образования. М.: Издательский центр «Академия», 2006.