Интегративная методика знакомства со сказкой на основе сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


« … восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через художественную литературу…» (А.В.Запорожец).

Сказка – это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. «Сердце замирает у ребенка, – писал В.А.Сухомлинский – когда он слушает сказку».

Рисунок 1

Рисунок 1

Рисунок 2. «Колобок поет»

Рисунок 2. «Колобок поет»

Рисунок 3. «Не плачь колобок»

Рисунок 3. «Не плачь колобок»

Рисунок 4. «Вот она лисичка»

Рисунок 4. «Вот она лисичка»

С помощью различных приемов по развитию мелкой моторики пальцев рук достаточно успешно активизируется речь малышей. Предложенная  мною интегративная методика знакомства со сказкой на основе сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современные тенденции использования игрового дидактического материала на полифункциональной основе. Пособие состоит из объемного «кирпичика» с отверстиями для вкладок, набора объемных звучащих вкладок с персонажами по сказке « Колобок», двух предметных вкладок «Колобка» (при нажатии одна игрушка «поет» (рисунок 2), другая – «плачет» (рисунок 3), набора кубиков с изображением цветных и силуэтных картинок – персонажей сказки. Все материалы набора соответствуют диагностическим и прогностическим задачам коррекционной работы, индивидуально-типологическим и возрастным особенностям детей, типам и этапам занятий, предусмотрена градация заданий по сложности. При этом используются упрощенные речевые инструкции или инструкции, сопровождающиеся соответствующими действиями. Предполагаются и различные виды помощи: вербальные, экспрессивно-мимические средства, жесты и др. Данное пособие предназначено для индивидуальной работы. Задания имеют конструктивный характер. Их выполнение предполагает актуализацию имеющихся ранее умений и навыков детей, а также упражнений в практическом манипулировании с предметами, развитие пространственной координации и развитие звукоподражания (рисунок 4).

Набор состоит из 11 предметов (мягких модулей). Дидактический материал объемный, яркий, мягкий, легкий, можно легко обрабатывать моющими средствами. У детей вызывает живой интерес, желание заниматься, положительные эмоции. Комплектующий набор мягких модулей (кубики, вкладки, предметные игрушки – вкладки) можно использовать комбинированно, изменяя цели, задания, методические приемы.

При разработке методических материалов учитывались возможности средств моторно-двигательного развития, возрастные и физические особенности детей младшего дошкольного возраста.

Предлагаю Вашему вниманию конспекты соответствующих коррекционных занятий.

План-конспект занятия (1 этап)

Тема: «Развитие навыков восприятия сказки «Колобок», знакомство с образной игрушкой».

Задания:

  • Вкладывание предметов и вкладок по инструкции и по образцу (в определенной последовательности), в соответствии с текстом.
  • Оречевление собственных и действий взрослого.
  • Демонстрация действий, которые соответствуют характеру персонажей сказки.

Цели:

  • Развивать речеслуховое и речезрительное восприятие, внимание, память.
  • Формировать наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
  • Активизировать общую и ручную моторику.

Дидактический материал:

  • Объемный «кирпичик» с отверстиями.
  • Набор вкладок (звучащие игрушки – колобки)
  • Набор вкладок с образными игрушками – персонажами по сказке (звучащие)

Типы инструкций:

  • Жестовая.
  • Словесная

Диапазон применения: возрастная группа детей – от 1,5-4 лет (в зависимости от диагноза и индивидуальных особенностей в развитии ребенка).

Виды помощи:

  • Демонстрация способа, каким образом можно вставить вкладки в отверстия.
  • Подача соответствующей вкладки (согласно тексту)
  • Разъяснение, показ, демонстрация действий
  • Наводящие вопросы
  • Подача вкладки ребенку в ракурсе, не требующем пространственной переориентации

Ход занятия и методические рекомендации:

Педагог рассказывает сказку, а ребенок в процессе игрового занятия моделирует сказку с помощью вкладок, и по словесной инструкции выполняет соответствующие действия.Например,нажимает на игрушку-колобок (он «поет» или «плачет»).  Соответственно тексту, ребенок вставляет или вынимает вкладки, сопровождая свои действия речевыми вокализациями: звукоподражаниями, элементарными по звуко – слоговой структуре, словами.Взрослый стимулирует речевую активность ребенка, задавая наводящие вопросы: «Кто это?», «Как говорит?», «Как плачет дед, баба?» и т.д.  В процессе занятия малыша учат выражать эмоциональное отношение к персонажам сказки, передавать голосом эмоционально-экспрессивные оттенки речи . Драматизация сказки сопровождается показом соответствующих отобразительных действий людей и животных. Например, ребенку предлагается показать, как баба лепила, катала колобка, как он катился по дороге, как ходит медведь,какие острые когти у волка и т.д.  В ходе таких действий проводится активный массаж ладошек и кистей рук воспитанника

План-конспект занятия (2 этап)

Тема: «Развитие первичных коммуникативных навыков в игре – драматизации по сказке «Колобок». Знакомство с персонажем (картинка в цветном изображении)

Задания:

  • Частично-поисковая деятельность
  • Вкладывание кубика в отверстие

Цели:

  • Формировать навыки активного слушания и обсуждения в ходе ознакомления с картинкой: договаривать слова, имитировать их звуковое оформление.
  • Совершенствовать наглядно – действенные формы мышления.
  • Развивать навыки кратковременной произвольной памяти различной модальности (зрительной, слуховой, двигательной).
  • Формировать навыки общей и мелкой моторики.
  • Совершенствовать оптико-пространственную координацию.

Дидактический материал:

  • Объемный «кирпичик» (мягкий модуль) с отверстиями.
  • Предметы – вкладки (игрушки – колобки)
  • Объемный мягкий кубик с изображением персонажей в цветном оформлении.

Типы инструкций:

  • Жестовая.
  • Вербальная.
  • Словесная.

Диапазон применения: возрастная группа детей – от 1,5-4лет ; по возрастающей сложности, учитывая уровень сформированности идентификации, индивидуальное развитие ребенка.

Виды помощи:

  • Подача ребенку кубика с изображением персонажа по сказке в таком ракурсе, который не требует пространственной переориентации.
  • Разъяснение, показ.
  • Наводящие вопросы.
  • Демонстрация вкладки с образной игрушкой с целью актуализации зрительного образа.

Ход занятия и методические рекомендации:

Взрослый рассказывает сказку, стимулируя и поощряя ребенка к  ее оречевлению (подговариванию), звукоподражаниям. С помощью словесной или жестовой инструкции происходит поиск на кубике персонажа из сказки, согласно тексту. При этом кубик вкладывается в отверстие мягкого модуля (объемный «кирпичик»). Необходимо обратить внимание на правильное расположение картинки. В процессе занятия стимулирую двигательную и речевую активность ребенка, при этом предлагается выполнить характерные движения, действия; воспроизвести голоса людей, звуки животных. В конце занятия ребенок совместно со взрослым вспоминает о ком была сказка, называет действующих лиц, соблюдая последовательность при рассказывании.

План-конспект занятия (3 этап)

Тема: «Развитие первичных коммуникативных навыков в игре – драматизации по сказке «Колобок». Развитие навыков узнавания персонажей по силуэту».

Задания:

  • Частично-поисковая деятельность.
  • Вкладывание кубика в отверстие.
  • Опознание зрительных образов.

Цели:

  • Развивать первичные коммуникативные навыки.
  • Совершенствовать мыслительную деятельность: операции анализа, сопоставления, сравнения.
  • Формировать наглядно-действенное и наглядно-образное формы мышления.
  • Развивать навыки общей и мелкой моторики пальцев рук.

Дидактический материал:

  • Объемный «кирпичик» с отверстиями.
  • Набор предметов – вкладок.
  • Мягкий кубик, на каждой стороне которого изображены силуэты персонажей по сказке «Колобок»
  • Мягкий кубик с реальным изображением персонажей.

Инструкция:

По силуэту опознать образ сказочного персонажа или найти среди реальных изображений.

Диапазон применения: возрастная группа детей – от 1,5-4лет, в зависимости от индивидуального развития ребенка.

Виды помощи:

  • Демонстрация вкладки с образной игрушкой или кубика с картинками в цветном изображении.
  • Наводящие вопросы, разъяснения, актуализация зрительного образа.
  • Подача кубика с силуэтной картинкой в заданном ракурсе
  • Выделение существенного признака изображения.

Ход занятия и методические рекомендации:

Вниманию ребенка предлагается сказка. В ходе ее рассказывания взрослый поощряет и  вызывает речевую активность ребенка. Словесная, жестовая инструкции помогают малышу справиться с заданием, найти тот или иной силуэт сказочного персонажа.

Как показывает практический опыт, такая последовательность предъявления дидактического материала по этапам и система предложенных приемов являются наиболее эффективными в ходе проведения коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста.