« … восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через художественную литературу…» (А.В.Запорожец).
Сказка – это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. «Сердце замирает у ребенка, – писал В.А.Сухомлинский – когда он слушает сказку».
Рисунок 1
Рисунок 2. «Колобок поет»
Рисунок 3. «Не плачь колобок»
Рисунок 4. «Вот она лисичка»
С помощью различных приемов по развитию мелкой моторики пальцев рук достаточно успешно активизируется речь малышей. Предложенная мною интегративная методика знакомства со сказкой на основе сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современные тенденции использования игрового дидактического материала на полифункциональной основе. Пособие состоит из объемного «кирпичика» с отверстиями для вкладок, набора объемных звучащих вкладок с персонажами по сказке « Колобок», двух предметных вкладок «Колобка» (при нажатии одна игрушка «поет» (рисунок 2), другая – «плачет» (рисунок 3), набора кубиков с изображением цветных и силуэтных картинок – персонажей сказки. Все материалы набора соответствуют диагностическим и прогностическим задачам коррекционной работы, индивидуально-типологическим и возрастным особенностям детей, типам и этапам занятий, предусмотрена градация заданий по сложности. При этом используются упрощенные речевые инструкции или инструкции, сопровождающиеся соответствующими действиями. Предполагаются и различные виды помощи: вербальные, экспрессивно-мимические средства, жесты и др. Данное пособие предназначено для индивидуальной работы. Задания имеют конструктивный характер. Их выполнение предполагает актуализацию имеющихся ранее умений и навыков детей, а также упражнений в практическом манипулировании с предметами, развитие пространственной координации и развитие звукоподражания (рисунок 4).
Набор состоит из 11 предметов (мягких модулей). Дидактический материал объемный, яркий, мягкий, легкий, можно легко обрабатывать моющими средствами. У детей вызывает живой интерес, желание заниматься, положительные эмоции. Комплектующий набор мягких модулей (кубики, вкладки, предметные игрушки – вкладки) можно использовать комбинированно, изменяя цели, задания, методические приемы.
При разработке методических материалов учитывались возможности средств моторно-двигательного развития, возрастные и физические особенности детей младшего дошкольного возраста.
Предлагаю Вашему вниманию конспекты соответствующих коррекционных занятий.
План-конспект занятия (1 этап)
Тема: «Развитие навыков восприятия сказки «Колобок», знакомство с образной игрушкой».
Задания:
- Вкладывание предметов и вкладок по инструкции и по образцу (в определенной последовательности), в соответствии с текстом.
- Оречевление собственных и действий взрослого.
- Демонстрация действий, которые соответствуют характеру персонажей сказки.
Цели:
- Развивать речеслуховое и речезрительное восприятие, внимание, память.
- Формировать наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
- Активизировать общую и ручную моторику.
Дидактический материал:
- Объемный «кирпичик» с отверстиями.
- Набор вкладок (звучащие игрушки – колобки)
- Набор вкладок с образными игрушками – персонажами по сказке (звучащие)
Типы инструкций:
- Жестовая.
- Словесная
Диапазон применения: возрастная группа детей – от 1,5-4 лет (в зависимости от диагноза и индивидуальных особенностей в развитии ребенка).
Виды помощи:
- Демонстрация способа, каким образом можно вставить вкладки в отверстия.
- Подача соответствующей вкладки (согласно тексту)
- Разъяснение, показ, демонстрация действий
- Наводящие вопросы
- Подача вкладки ребенку в ракурсе, не требующем пространственной переориентации
Ход занятия и методические рекомендации:
Педагог рассказывает сказку, а ребенок в процессе игрового занятия моделирует сказку с помощью вкладок, и по словесной инструкции выполняет соответствующие действия.Например,нажимает на игрушку-колобок (он «поет» или «плачет»). Соответственно тексту, ребенок вставляет или вынимает вкладки, сопровождая свои действия речевыми вокализациями: звукоподражаниями, элементарными по звуко – слоговой структуре, словами.Взрослый стимулирует речевую активность ребенка, задавая наводящие вопросы: «Кто это?», «Как говорит?», «Как плачет дед, баба?» и т.д. В процессе занятия малыша учат выражать эмоциональное отношение к персонажам сказки, передавать голосом эмоционально-экспрессивные оттенки речи . Драматизация сказки сопровождается показом соответствующих отобразительных действий людей и животных. Например, ребенку предлагается показать, как баба лепила, катала колобка, как он катился по дороге, как ходит медведь,какие острые когти у волка и т.д. В ходе таких действий проводится активный массаж ладошек и кистей рук воспитанника
План-конспект занятия (2 этап)
Тема: «Развитие первичных коммуникативных навыков в игре – драматизации по сказке «Колобок». Знакомство с персонажем (картинка в цветном изображении)
Задания:
- Частично-поисковая деятельность
- Вкладывание кубика в отверстие
Цели:
- Формировать навыки активного слушания и обсуждения в ходе ознакомления с картинкой: договаривать слова, имитировать их звуковое оформление.
- Совершенствовать наглядно – действенные формы мышления.
- Развивать навыки кратковременной произвольной памяти различной модальности (зрительной, слуховой, двигательной).
- Формировать навыки общей и мелкой моторики.
- Совершенствовать оптико-пространственную координацию.
Дидактический материал:
- Объемный «кирпичик» (мягкий модуль) с отверстиями.
- Предметы – вкладки (игрушки – колобки)
- Объемный мягкий кубик с изображением персонажей в цветном оформлении.
Типы инструкций:
- Жестовая.
- Вербальная.
- Словесная.
Диапазон применения: возрастная группа детей – от 1,5-4лет ; по возрастающей сложности, учитывая уровень сформированности идентификации, индивидуальное развитие ребенка.
Виды помощи:
- Подача ребенку кубика с изображением персонажа по сказке в таком ракурсе, который не требует пространственной переориентации.
- Разъяснение, показ.
- Наводящие вопросы.
- Демонстрация вкладки с образной игрушкой с целью актуализации зрительного образа.
Ход занятия и методические рекомендации:
Взрослый рассказывает сказку, стимулируя и поощряя ребенка к ее оречевлению (подговариванию), звукоподражаниям. С помощью словесной или жестовой инструкции происходит поиск на кубике персонажа из сказки, согласно тексту. При этом кубик вкладывается в отверстие мягкого модуля (объемный «кирпичик»). Необходимо обратить внимание на правильное расположение картинки. В процессе занятия стимулирую двигательную и речевую активность ребенка, при этом предлагается выполнить характерные движения, действия; воспроизвести голоса людей, звуки животных. В конце занятия ребенок совместно со взрослым вспоминает о ком была сказка, называет действующих лиц, соблюдая последовательность при рассказывании.
План-конспект занятия (3 этап)
Тема: «Развитие первичных коммуникативных навыков в игре – драматизации по сказке «Колобок». Развитие навыков узнавания персонажей по силуэту».
Задания:
- Частично-поисковая деятельность.
- Вкладывание кубика в отверстие.
- Опознание зрительных образов.
Цели:
- Развивать первичные коммуникативные навыки.
- Совершенствовать мыслительную деятельность: операции анализа, сопоставления, сравнения.
- Формировать наглядно-действенное и наглядно-образное формы мышления.
- Развивать навыки общей и мелкой моторики пальцев рук.
Дидактический материал:
- Объемный «кирпичик» с отверстиями.
- Набор предметов – вкладок.
- Мягкий кубик, на каждой стороне которого изображены силуэты персонажей по сказке «Колобок»
- Мягкий кубик с реальным изображением персонажей.
Инструкция:
По силуэту опознать образ сказочного персонажа или найти среди реальных изображений.
Диапазон применения: возрастная группа детей – от 1,5-4лет, в зависимости от индивидуального развития ребенка.
Виды помощи:
- Демонстрация вкладки с образной игрушкой или кубика с картинками в цветном изображении.
- Наводящие вопросы, разъяснения, актуализация зрительного образа.
- Подача кубика с силуэтной картинкой в заданном ракурсе
- Выделение существенного признака изображения.
Ход занятия и методические рекомендации:
Вниманию ребенка предлагается сказка. В ходе ее рассказывания взрослый поощряет и вызывает речевую активность ребенка. Словесная, жестовая инструкции помогают малышу справиться с заданием, найти тот или иной силуэт сказочного персонажа.
Как показывает практический опыт, такая последовательность предъявления дидактического материала по этапам и система предложенных приемов являются наиболее эффективными в ходе проведения коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста.