Форма: комбинированный урок.
Цели для учителя:
- повторить знания учащихся об имени существительном, полученные в начальных классах;
- познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности;
- закрепить умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка.
Цели для учащихся:
- знать о существительных одушевленных и неодушевленных;
- уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Оборудование: таблицы, тест, текст, перфокарты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие.
II. Актуализация
Повторение материала прошлых уроков.
Мини-тест
1. Выберите приставку:
Несколько дней стреляли бе..прерывно.
А. Бес- Б. Без-
2. Выберите приставку:
Наутро решили ра..бить крепость.
А. Рас- Б. Раз-
3. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:
А. Пишется буква з Б. Пишется буква с
4. Выберите пропущенную букву:
Капюш..н, ш..мпол, ш..в, ш..ссе
А. О Б. Ё
5. Определите последовательность пропущенных гласных:
Возр..ст, пор..сль, отр..сль, Р..стислав
А. А – а – о – о Б. А – о – а – о
6. Определите последовательность пропущенных гласных:
Изл..гать, сл..гаемое, изл..жение, пол..жение
А. А – а – о – о Б. А – о – о – а
7. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц:
А. И Б. Ы
8. Какая буква пишется в словах:
Позиц..я, акац..я, ситуац..я
А. И Б. Ы
III. Объяснение нового материала
Рассмотрим рисунок. Перечислите живые существа (мальчик, девочка, мишка, собака – названия игрушек) и вещи (кресла, диван, стол, цветы, пылесос, телевизор, стенка, книги, люстра, подушки, тряпка, шторы, вазы и др.), изображенные на рисунке. Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?
Существительные, которые отвечают на вопрос Кто?,
называются одушевленными.Существительные,
которые отвечают на вопрос Что?, называются
неодушевленными.
Рассмотрим таблицу «Одушевленные и
неодушевленные имена существительные». По ней мы
видим, какие существительные относятся к
одушевленным, какие - к неодушевленным.
Таблица
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Одушевлённые имена существительные |
Неодушевлённые имена существительные |
Названия предметов живой природы | Названия предметов неживой природы |
Названия растений | |
Названия богов | Названия планет по имени богов |
Названия мифических существ | |
Названия фигур в играх | |
Названия игрушек, механизмов, изображений человека | |
мертвец, покойник | труп |
Из этой таблицы видно, что деление на «одушевленное» и «неодушевленное» не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на «живое» и «неживое», например игрушки неживые, но одушевленные, мертвец – неживой, но одушевленное существительное. В этом и заключается уникальность русского языка, что он богат исключительно противоречиями, исключениями. Скоро мы в этом убедимся, но до этого рассмотрим таблицу и запишем формулу определения одушевленности / неодушевленности существительных (в тетрадях записывается число, классная работа, тема).
Одушевленные |
Неодушевленные |
|
Вопрос | КТО? | ЧТО? |
Что обозначает | ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ | |
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ | |
Формула | В.п. = Р.п. (во МН.ЧИСЛЕ) |
В.п. = И.п. (во МН.ЧИСЛЕ) |
Примеры | И.п. ученики Р.п. учеников В.п. учеников |
И.п. столы Р.п. столов В.п. столы |
Теперь, на примерах в форме таблицы, посмотрим о несовпадениях в русском языке (заполнение таблицы).
Слова | И.п., мн.ч. | Р.п., мн.ч. | В.п., мн.ч. | Одуш. или неодуш. сущ. |
Кукла | куклы | кукол | кукол | одуш. |
Народ | народы | народов | народы | неодуш. |
Труп | трупы | трупов | трупы | неодуш. |
Мертвец | мертвецы | мертвецов | мертвецов | одуш. |
Учащимися делается вывод, что есть слова в русском языке, которые не относятся к «живой» природе, но обладают одушевленностью.
IV. Закрепление темы. Работа с текстом
Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу
легко замечаешь след санной дороги. Далеко
уходит узкая тропинка. С неба струится
белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и
на ее синеющей снежной белизне отражается
мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники
устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как
один огромный, беззвучный зеркальный зал.
Очаровательны эти ночи!
(По Д.Зуеву.)
Вопросы и задания к тексту:
Стиль, тип речи (Художественный, описание).
Словарная работа:
санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды
Выписать существительные. Определить одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.
ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
в феврале – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
в лесу – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
след – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
дороги – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
тропинка – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
с неба – неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
свет – неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
луны – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
пороша – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
на белизне – неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
мерцание – неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
звезд – неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
в ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
охотники – одуш., м.р., мн.ч., И.п.
засады – неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
на волков – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
на лисиц – одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
на зайцев – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
равнина – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
поляны – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
зал – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
V. Работа с перфокартами
Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное
Мичман (О) Ветеран (О) Трамвай (Н)
Гирлянда (Н) Дуб (О) Шофер (О)
Плакат (Н) Аппарат (Н) Ровесник (О)
Катер (Н) Почтальон (О) Диспетчер (О)
Пиджак (Н) Клоун (О) Медведь (О)
Гроза (Н) Сестра (О) Мороз (Н)
Петух (О) Юноша (О) Ромашка (Н)
Народ (Н) Ворона (О) Метель (Н)
VI. Домашнее задание: §91, сочинить лингвистическую сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Пример сказки:
Такое удивительное Имя Существительное
В Морфологическом царстве, в Частеречном
государстве жили-были король Язык, королева
Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их
царство было замечательным. На каждой улице
цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие
другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились
и животные. В городе Морфологии есть 3 улицы.
Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая
– Служебный переулок, третья – проезд
Междометий. На первой улице жили
Существительные, Глаголы, Числительные,
Прилагательные, Наречия и Местоимения. В
Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А
в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и
другие.
Но вернемся к улице Самостоятельной. Самый
интересный житель ее – Имя Существительное. Это
было маленькие гномы. Их было полным-полно. Они
слыли очень любопытными. Существительные везде
бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них
имелось много настоящих друзей, которые помогали
Существительным везде и всегда. А также там жили
существа, которые всегда подлизывались, когда
Существительным предлагали работу в
предложениях. К верным друзьям относились
одушевленные и неодушевленные особи.
Одушевленные были важными господами,
энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они
постоянно играли важную роль. А неодушевленные
ходили в темном и были мрачные. Еще находились
там жители, имеющие нарицательные и собственные
имена. Все Имена Существительные часто играли в
слова. Нарицательные называли предметы, а
собственные давали им имена.
Все жители делились по родам: мужской, женский и
средний. Они разделили город на три части и не
хотели друг с другом дружить. Поэтому
Существительные Белка, Солнце и Конь не могли
подружиться. А еще в этом городе находился район
Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с
окончанием -А, -Я – будешь 1-м склонением,
родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м
склонением, а родился с нулевым окончанием
женского рода – будешь 3-м склонением.
Жили в городе еще и эльфы. Это окончания
единственного и множественного числа. Они
прилетали и улетали в зависимости от падежей.
Окончания очень любили пошутить, постоянно
пристраиваясь к кому-нибудь или к чему-нибудь и
видоизменяясь. И это всех очень веселило и
развлекало.
Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.
VI. Подведение итога урока. Выставление оценок
– Что мы прошли с вами на уроке?
– Какие выводы вы сделали?
– Спасибо за урок. До свидания.