Цель урока: закрепить знание ранее изученного материала, сформировать понятие о глазе как об оптическом приборе.
ХОД УРОКА
(Приложение. Слайд 2)
Учащиеся заранее разбиваются на 4 группы по 6-7 человек.
Учитель биологии: (Приложение. Слайд 3) Сколько у человека чувств? Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство равновесия – «внешние» чувства. Есть ещё и такие, что «слушают» организм изнутри. Мозг каждый миг получает разнообразную информацию о состоянии костей в суставах, напряжении мышц, о химическом наполнении желудка и т.д.
Учитель физики: (Приложение. Слайд 4) Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». 90% всей информации люди получают через глаза. Долгое время считалось, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получится перевёрнутым и уменьшенным.
Учитель биологии: (Приложение. Слайд 5) Процесс восприятия света связан, прежде всего, с поглощением хотя бы некоторой части его энергии. Поэтому необходимым элементом глаза является пигмент: совершенно прозрачный глаз видеть не может. Самые элементарные органы зрения встречаются у самых низкоорганизованных животных и представляют собой простые пигментные пятнышки на поверхности тела, часто совершенно прозрачного.
Учитель физики: Органы зрения
разнообразны. Они могут быть парными,
множественными и одиночными, подвижными и
неподвижными, маленькими и большими. Однако
принципы работы самого глаза поразительно
единообразны: всегда есть фокусирующий аппарат и
аппарат светоизоляции. Совместно они
обеспечивают направленность зрения, глаз
становится ориентирующим органом. В любом глазу
имеется устройство, подстраивающее
чувствительность глаза к разным уровням
освещенности.
Сейчас каждая группа получит задание и будет над
ним работать. Причем задания как из области
физики, так и из области биологии.
Задания по биологии: (Приложение. Слайд 6)
I. Из перечня (I-XII) выберите соответствующие свойства каждой части глаза из перечня (1-10).
1. Хрусталик. 2. Сетчатка. 3. Рецептор. 4. Зрачок. 5. Стекловидное тело. 6. Зрительный нерв. 7. Белочная оболочка и роговица. 8. Радужная оболочка. 9. Сосудистая оболочка. 10. Зрительная зона коры мозга. |
I. Три части зрительного анализатора
(последовательно). II. Воспринимает зрительные раздражения. III. Проводит возбуждение в мозг. IV. Осуществляет различение зрительных раздражений. V. Преломляет световые лучи. VI. Меняет свою форму (кривизну). VII. Состоит из светочувствительных клеток колбочек и палочек. VIII. Защитные оболочки глаза. IX. Место образования изображения предмета. X. Изменён у дальнозорких и близоруких. XI. Отверстие в радужной оболочке. XII. Черный и питающий слой глазного яблока. |
(Приложение. Слайд 7)
II. Самый массовый недостаток зрения человека – неясная видимость близких или удалённых предметов. Как возникают эти дефекты зрения и как их исправить?
III. При проверке зрения врачи капают в глаза атропин, что вызывает расширение зрачка. Зрачки расширяются так же в темноте, при испуге, от боли. Как вы полагаете, какие явления приводят к расширению зрачка в этих разных случаях?
IV. Какие заболевания глаза инфекционные?
- Травма глаза.
- Близорукость.
- Трахома.
- Дальнозоркость.
- Слезотечение.
- Конъюктивит.
Задачи по физике: (Приложение. Слайд 8)
- В каком случае хрусталик глаза делается более выпуклым: если мы смотрим на близкие или далёкие предметы?
- Какие линзы (собирающие или рассеивающие) в очках для близорукого глаза?
- Вам дали очки. Как, не касаясь рукой линз очков, определить, для близоруких или для дальнозорких глаз они предназначены?
- Какой оптический прибор по своему устройству наиболее похож на глаз человека?
Расчетные задачи: (Приложение. Слайд 9)
- Имеются две линзы: собирающая с фокусным расстоянием F1 = 40 см и рассеивающая с оптической силой D2 = –7,5 дптр. Чему равна оптическая сила этой системы линз?
- Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F1 = –20 см, а другая – оптическую силу D2 = 2 дптр?
- Какова оптическая система двух линз, если фокусное расстояние одной линзы F1 = 4 см, а оптическая сила другой – D2 = –3 дптр?
- Оптическая сила одной из линз D1 = 1,25 дптр, фокусное расстояние другой – F2 = – 200 мм. Какова оптическая сила системы этих линз?
Подведение итогов урока (Приложение. Слайд 10)