Внеклассные мероприятия по математике "Турнир смекалистых. 7-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 7


Активизация внеклассной деятельности призвана не только пробуждать и поддерживать интерес к предмету, но и желание заниматься дополнительно, как под руководством учителя, так и самостоятельно, приобретая новые знания по математике. Большие возможности для этого открыты во время проведения предметных декад, которые способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика. В турнире приняли участие все учащиеся седьмых классов (а это более 100 человек), и состоял он из пяти туров: «Из истории математики», «Знаменитые учёные», «Кому принадлежат высказывания о математике?», «Что? Где? Когда?», «Ох, уж эта математика!».  Учащимся всех седьмых классов были даны задания каждого тура. В свободное время ученики выполняли задачи турнира, и ответы сдавали в письменной форме членам комиссии, состоящей из старшеклассников. Допускалась любая помощь со стороны. Турнир принял большой размах, вовлечены в него были не только учащиеся, но и их родители, старшие братья и сёстры. Все десять дней он держал в напряжении  участников. В последний день декады подвели итоги этого мероприятия, и наградили победителей. Всё это благотворно сказалось на развитии кругозора учащихся, на их навыках чтения литературы по математике, на их грамотности.

I   Из истории математики

  1. Цифры, которыми мы пользуемся, называют «арабскими цифрами». А как правильнее их называть?
  2. Какие книги М.В.Ломоносов называл «вратами своей учёности»?
  3. Кого считают изобретателем десятичных дробей?
  4. Что такое «абак»?
  5. Как называется первый учебник по геометрии? Кто его автор?
  6. Кому принадлежат слова « в геометрии нет особых путей для царей»?
  7. Назовите великого геометра и механик древней Греции, нашедшего для ?  приближенное значение 28/7.
  8. Кто ввёл в математику термин «функция»?
  9. Кто ввёл термины: «абсцисса», «ордината», «координаты»?
  10. Какой древнегреческий математик внёс огромный вклад в область решения уравнений?

 II   Знаменитые учёные

  1. Девизом каждого, кто нашёл что-то новое является слово «Эврика». Так воскликнул  учёный, открыв новый закон. Как звали этого учёного?
  2. Кто из учёных участвовал в атлетических состязаниях на Олимпийских играх, был 2 раза увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою?
  3. Много интересного рассказывают про этого учёного. Вот, например, один случай: учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина, посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать что делается на небе, а что у него под ногами не видит». Кто он?
  4. Кто из учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады,а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!»
  5. Кому принадлежат слова: «числа правят миром»?
  6. Кто из этих учёных сформулировал теоремы о равенстве вертикальных углов и углов при основании равнобедренного треугольника?

III   Кому принадлежат высказывания о математике?

    1. «Математика – царица наук, а арифметика – царица математики».
    2. «Рано или поздно всякая математическая идея находит применение в том или ином деле».
    3. «Математика– это язык, на котором говорят все точные науки».
    4. «Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от неё задачи, но она никогда не придумает ни одной».
    5. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
    6. «Разве ты не заметил, что способный к математике изощрён во всех науках в природе?»
    7. «Математика есть лучшее, и даже единственное введение в изучение природы».
    8. «Полёт – это математика».
    9. «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
    10. «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии».

IV  Что? Где? Когда?

  1. Индейцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас?
  2. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь?
  3. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского означает «спица колеса». Что это?
  4. Что это за предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость»? Термин ввели пифагорейцы, а используется  этот предмет в играх маленькими детьми.
  5. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это?
  6. Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей?
  7. Назовите древний геометрический инструмент, который, по утверждению римского поэта Овидия, был изобретен в Древней Греции?
  8. В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорейцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. О каком понятии идёт речь?
  9. Мы, в отличие от египтян, римлян и славян, пользуемся позиционной системой счисления, в которой всего десять цифр. В ней существуют какие-то «ступеньки». Что это за «ступеньки»? Перечислите их.
  10. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами – катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. Что это за изобретение, которое и поныне используется в быту?

V. Задачи на проценты

  1. Матроскин продаёт молоко через магазин и хочет получать за него 50 рублей за литр. Магазин удерживает 20% стоимости товара. По какой цене будет продаваться молоко в магазине?
  2. Даны два положительных числа. Одно из них увеличили на 1 %, другое на 4 %. Могла ли их сумма увеличиться на 3%?
  3. Рыночная цена картофеля повысилась на 20%.  Через некоторое  время она снизилась на 20%. Когда картофель стоил дешевле: до повышения или после снижения цены и на сколько процентов?
  4. «То» да  «это», да половина «того» да «этого» – сколько будет процентов от трёх четвертей «того» да «этого»?
  5. В два киоска по одинаковой цене поступил товар. Через неделю в первом киоске все цены были снижены на 10%, а ещё через неделю подняты на 20%. Во втором киоске через две недели цены были увеличены на 10%. В каком киоске через две недели после поступления товара цены ниже?
  6. Семья Павловых купила холодильник в кредит, уплатив первый взнос 1500 рублей, остальные 80% она должна выплатить в следующие 6 месяцев равными частями. Какую сумму семье Павловых нужно выплачивать каждый месяц за  холодильник?

VI. Ох, уж эта математика!

      1.    Натуральные числа – это…

  1. 0, 1, –1, 2, –2,…             2)  1, 2, 3, 4, 5…              3)  1, ?, 1/3, …
  1. Георг Кантор является основоположником теории…
  1. множеств;                     2)  чисел;                         3)   вероятностей.
  1. Два множества равны, если…
  1. у них равное количество элементов;
  2. они содержат одинаковые элементы;
  3.  их элементы могут быть поставлены во взаимнооднозначное соответствие.
  4. Рене Декарт является…
  5. математиком и философом 18 века;
  6.  древнегреческим математиком;
  7. современным французским математиком.
  1. На нуль…
  2. можно делить каждое число;
  3. можно делить только любое положительное число;
  4. нельзя делить.

6.   Наименьшее натуральное число–это…

  1. 0;                                     2)  1;                                    3)  10.

7.   Нуль принадлежит множеству … чисел

  1. целых;                              2)  натуральных;                3)  простых.

8.   Число 1…

  1. простое;                           2)  составное;                     3)  ни простое, ни составное.

9.    Стандартное обозначение множества целых чисел…

  1.  N;                                      2)  Q;                                   3)  Z.

10.  Простые числа …

  1. знали древнегреческие математики;
  2. открыли математики в конце 16 века;
  3. открыли математики в начале 20 века.

Ответы:

I  Из истории математики

1. Индийские
2. «Арифметика» Л.Ф.Магницкого и «Грамматика» М.Г.Смотрицкого
3. Симон Стевин
4. Абак – счётная доска.
5. «Начала» Евклида IV век до н.э.
6. Евклид.
7. Архимед.
8. Рене Декарт.
9. Лейбниц.
10. Диофант.

II  Знаменитые учёные.

  1. Архимед.                                                          4.  Архимед.
  2. Пифагор.                                                          5.  Пифагор.
  3. Фалес.                                                              6.  Фалес. 

III  Кому принадлежат высказывания о математике?

  1. К.Ф. Гаусс.                                                      6.  Платон.
  2. А.Н.Крылов.                                                   7.  Д.И.Писарев.
  3. Н.И.Лобачевский.                                          8.  В.Чкалов. 
  4. А. Эйнштейн.                                                 9.  А.С.Пушкин.
  5. М.В.Ломоносов.                                            10. Н.Е.Жуковский.

IV  Что? Где? Когда?

  1. Нуль.                                                                5.  Гипотенуза. 
  2. О биссектрисе.                                                6.  Нуль.
  3. Радиус.                                                             7.  Циркуль.
  4. Кубик.                                                              8.  Пропорция.

9.   Это разряды, их всего три – единицы, десятки, сотни.
10.  Винт Архимеда, используется в мясорубке.

V  Задачи на проценты.

  1. 62 руб. 50 коп.                                                 4.  200 %.
  2. да (например, 100 и 200).                              5.  в первом.
  3. после снижения на 4 %.                                 6.  1000 рублей.

VI Ох, уж эта математика!

1)  2        2) 1         3)  2       4)  1       5)  3
6)  2        7) 1         8)  3       9)  3      10) 1.

Приложение