По программе 2 часа в неделю (всего – 68 часов) – 40-й урок, раздел «Сбережём природу своего края» – 10-й урок.
Цели урока:
- Образовательные: знакомство с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов и их охраной; формирование представления учащихся о водоёмах Приморского края.
- Развивающие: развитие умений и навыков работы с картами, развитие познавательного интереса учащихся, умения анализировать, наблюдать, рассуждать, делать выводы.
- Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, к водоёмам, формирование и развитие научного мировоззрения.
Оборудование: Глобус, карта Приморского края, схема реки, мультимедийный проектор, ноутбук.
Вид урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Тема сегодняшнего урока: Водоёмы нашего края. Узнаем, какие бывают водоёмы, какое значение они имеют, почему их надо беречь.
II. Проверка домашнего задания
1. Словарный диктант. Записать название по определению
– Поверхность земли с крутыми, осыпающимися
склонами, на которых почти нет растительности. (Овраги)
– Углубления в земле с поросшими растениями
склонами. (Балка)
– Горы, созданные человеком. (Терриконы)
– Углубления в горе. (Пещеры)
– Название гор в Приморском крае. (Сихоте-Алинь)
2. Взаимопроверка. Оценки учащиеся выставляют друг другу.
III. Работа над новым материалом
– Отгадайте загадку. Что шумит день и ночь без
ветра? (Вода)
– Посмотрите на глобус. Каким цветом обозначена
на глобусе вода? (Синего цвета) Две третьих
земной поверхности покрыто водой. А вся ли
вода одинакова на вкус? (Солёная и пресная)
– А какая вода в водоёмах нашего края?
Действительно, в нашем крае есть водоёмы с
солёной водой, но есть и с пресной.
– В каких водоёмах вода солёная? (В морях и
океанах)
– Какие водоёмы вы знаете? (Моря, океаны,
реки, озёра, ручьи, водохранилища, пруды, каналы)
– Все водоёмы можно разделить на две группы
по происхождению. Как вы думаете, какие водоёмы
называют естественными, а какие
искусственными? (Высказывания учащихся)
Составление схемы: (схема составляется коллективно на доске, можно заранее изготовить карточки)
Проверить себя по учебнику стр. 154.
– Посмотрите на карту Приморского края. Какие водоёмы расположены на территории нашего края? (Озеро Ханка, реки Уссури, Бикин, Раздольное, Арсеньевка и др.). Просмотр с комментированием учителем или заранее подготовленным учащимся презентации «Водоёмы Приморского края». (Озеро Ханка – самое крупное озеро Приморского края, Дальнего Востока. Располагается в центре Приханкайской низменности на границе с Китайской Народной Республикой. Площадь 4070 км? (при среднем уровне воды), длина 95 км, преобладают глубины 1-3 м, наибольшая – 10,6 м. На озере организован международный российско-китайский Ханкайский заповедник. В Ханкайском заповеднике и его охранных зонах зарегистрировано около 330 видов птиц, значительная часть которых находится под угрозой исчезновения, 44 вида занесены в Красную книгу России и 12 видов – в Международную Красную книгу. Река Уссури – самая большая водная артерия Приморского края и один из крупных притоков р. Амур. Она берет начало в южной части горной системы Сихотэ-Алинь, стекая двумя ручьями с южных склонов горы Снежной (1682 м). Течет с юга на север, впадая у с.Казакевичево в один из рукавов Амура. Длина реки 897 км, Река Бикин протекает по территории Приморскому и Хабаровскому краям. Исток – склоны Сихотэ-Алиня. Устье – река Уссури. Длина – 560 км. Река Раздольная в районе посёлка Барановский. Протекает по территории России и Китаю. Исток – слияние рек Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ. Устье – Амурский залив Японского моря. Длина – 245 км.
Приложение 1. Презентация Microsoft Office PowerPoint «Водоёмы Приморского края».
На берегу какого моря находится наш город
Владивосток? (Японского)
– В состав какого океана оно входит? (В состав
Тихого океана)
Просмотр с комментированием презентации. (Город
Владивосток расположен на побережье Японского
моря на полуострове Муравьёва-Амурского.
Япо?нское – море в составе Тихого океана,
отделяется от него Японскими островам и островом
Сахалин. Омывает берега России, Кореи, Японии и
КНДР. Самый крупный полуостров залива –
Муравьева-Амурского – делит акваторию залива
Петра Великого на две большие части – Амурский и
Уссурийский заливы. На берегу Амурского залива
находится Владивосток. Уссурийский залив –
внутренний залив у северного берега залива Петра
Великого Японского моря.)
Приложение 2. Презентация Microsoft Office PowerPoint «Владивосток – город у моря».
– Вспомните, как называется место впадения
реки в море или в другую реку. (Устье)
– Какие части имеет река? Назовите и покажите на
схеме. (Исток, русло, левый и правый берега,
притоки).
IV. Физкультминутка
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Будем дальше продолжать.
V. Продолжение работы над новым материалом
– Какое значение имеют водоёмы? (Водоёмы –
это место обитания растений и животных.. Из
водоёмов люди берут воду для питья и
хозяйственных нужд. Водоёмы являются
транспортными путями, местом отдыха.)
– Как люди должны охранять водоёмы? (Высказывания
детей)
Чтение статьи учебника стр. 155-156.
Составление памятки «Правила поведения у
водоёмов».
- Следи за чистотой на берегу.
- Мусор унеси с собой и выбрось в специально отведённые места.
- Не допускай мытья в водоёмах транспортных средств.
- При купании соблюдай осторожность.
VI. Игра (используются сигнальные карточки)
Я называю слова, если они связаны с жизнью
водоемов, то показываете зелёную карточку, если
нет, то – красную.
– Рыба, водоросли, сосна, рак, моллюски,
сорока, чайка, окунь.
VII. Итог урока
– О каких водоёмах нашего края вы узнали? Что вы о них узнали? Как надо охранять водоёмы?
VIII. Оценки с комментированием
IX. Домашнее задание: по учебнику стр. 154-158. Составить сообщение о любом водоёме Приморского края.