Урок "Водоемы Приморского края". 4-й класс (окружающий мир)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


По программе 2 часа в неделю (всего – 68 часов) – 40-й урок, раздел «Сбережём природу своего края» – 10-й урок.

Цели урока:

  • Образовательные: знакомство с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов и их охраной; формирование представления учащихся о водоёмах Приморского края.
  • Развивающие: развитие умений и навыков работы с картами, развитие познавательного интереса учащихся, умения анализировать, наблюдать, рассуждать, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, к водоёмам, формирование и развитие научного мировоззрения.

Оборудование: Глобус, карта Приморского края, схема реки, мультимедийный проектор, ноутбук.

Вид урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Тема сегодняшнего урока: Водоёмы нашего края. Узнаем, какие бывают водоёмы, какое значение они имеют, почему их надо беречь.

II. Проверка домашнего задания

1. Словарный диктант. Записать название по определению

– Поверхность земли с крутыми, осыпающимися склонами, на которых почти нет растительности. (Овраги)
– Углубления в земле с поросшими растениями склонами. (Балка)
– Горы, созданные человеком. (Терриконы)
– Углубления в горе. (Пещеры)
– Название гор в Приморском крае. (Сихоте-Алинь)

2. Взаимопроверка. Оценки учащиеся выставляют друг другу.

III. Работа над новым материалом

– Отгадайте загадку. Что шумит день и ночь без ветра? (Вода)
– Посмотрите на глобус. Каким цветом обозначена на глобусе вода? (Синего цвета) Две третьих земной поверхности покрыто водой. А вся ли вода  одинакова на вкус? (Солёная и пресная)
– А какая вода в водоёмах нашего края? Действительно, в нашем крае есть водоёмы с солёной водой, но есть и с пресной.
– В каких водоёмах  вода солёная? (В морях и океанах)
– Какие водоёмы  вы знаете? (Моря, океаны, реки, озёра, ручьи, водохранилища, пруды, каналы)
– Все водоёмы  можно разделить на две группы по происхождению. Как вы думаете, какие водоёмы называют естественными, а какие  искусственными? (Высказывания учащихся)

Составление схемы: (схема составляется коллективно на доске, можно заранее изготовить карточки)

Проверить себя по учебнику стр. 154.

– Посмотрите на карту Приморского края. Какие водоёмы расположены на территории нашего края? (Озеро Ханка, реки Уссури, Бикин, Раздольное, Арсеньевка и др.). Просмотр с комментированием учителем или заранее подготовленным учащимся презентации «Водоёмы Приморского края». (Озеро Ханка – самое крупное озеро Приморского края,  Дальнего Востока. Располагается в центре Приханкайской низменности на границе с Китайской Народной Республикой. Площадь 4070 км? (при среднем уровне воды), длина 95 км, преобладают глубины 1-3 м, наибольшая – 10,6 м. На озере организован международный российско-китайский Ханкайский заповедник. В Ханкайском заповеднике и его охранных зонах зарегистрировано около 330 видов птиц, значительная часть которых находится под угрозой исчезновения, 44 вида занесены в Красную книгу России и 12 видов – в Международную Красную книгу. Река Уссури – самая большая водная артерия Приморского края и один из крупных притоков р. Амур. Она берет начало в южной части горной системы Сихотэ-Алинь, стекая двумя ручьями с южных склонов горы Снежной (1682 м). Течет с юга на север, впадая у с.Казакевичево в один из рукавов Амура. Длина реки 897 км,  Река Бикин протекает по территории Приморскому и Хабаровскому краям. Исток – склоны Сихотэ-Алиня. Устье – река Уссури. Длина – 560 км. Река Раздольная в районе посёлка Барановский. Протекает по территории      России и Китаю. Исток – слияние рек Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ. Устье – Амурский залив Японского моря. Длина – 245 км.

Приложение 1. Презентация Microsoft Office PowerPoint  «Водоёмы Приморского края».

 На берегу какого моря находится наш город Владивосток? (Японского)
– В состав какого океана оно входит? (В состав Тихого океана)
Просмотр с комментированием презентации. (Город Владивосток расположен на побережье Японского моря на полуострове Муравьёва-Амурского. Япо?нское – море в составе Тихого океана, отделяется от него Японскими островам и островом Сахалин. Омывает берега России, Кореи, Японии и КНДР. Самый крупный полуостров залива – Муравьева-Амурского – делит акваторию залива Петра Великого на две большие части – Амурский и Уссурийский заливы. На берегу Амурского залива находится Владивосток. Уссурийский залив – внутренний залив у северного берега залива Петра Великого Японского моря.)

Приложение 2.  Презентация Microsoft Office PowerPoint  «Владивосток – город у моря».

– Вспомните, как называется место впадения реки в море или в другую реку. (Устье)
– Какие части имеет река? Назовите и покажите на схеме. (Исток, русло, левый и правый берега, притоки).

IV. Физкультминутка

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Будем дальше продолжать.

V.  Продолжение работы над новым материалом

– Какое значение имеют водоёмы? (Водоёмы – это место обитания растений и животных.. Из водоёмов люди берут воду для питья и хозяйственных нужд. Водоёмы являются транспортными путями, местом отдыха.)
– Как люди должны охранять водоёмы? (Высказывания детей)
Чтение статьи учебника стр. 155-156.
Составление памятки  «Правила поведения у водоёмов».

  • Следи за чистотой на берегу.
  • Мусор унеси с собой  и выбрось в специально отведённые места.
  • Не допускай мытья в водоёмах транспортных средств.
  • При купании  соблюдай осторожность.

VI. Игра (используются сигнальные карточки)

Я называю слова, если они связаны с жизнью водоемов, то показываете зелёную карточку, если нет, то – красную.
–  Рыба, водоросли, сосна, рак, моллюски, сорока, чайка, окунь.   

VII. Итог урока

– О каких водоёмах нашего края вы узнали? Что вы о них узнали? Как надо охранять водоёмы?

VIII. Оценки с комментированием

IX. Домашнее задание: по учебнику стр. 154-158. Составить сообщение о любом водоёме Приморского края.