Суть парацентрической технологии, разработанной Суртаевой Н.Н., заключается в общении в парах: ученик – ученик, ученик – учитель. Учитель является консультантом и контролёром, а ученики получают знания самостоятельно, выбирая наиболее подходящие для них средства обучения и методические инструкции к ним.
Для реализации данной технологии выбрана тема «Типы химических реакций».
Учащиеся должны знать и уметь
Критерии результативности:
Элемент знаний | Знать | Уметь |
Понятие «реакция соединения» | Определение понятия «реакция соединения», способы осуществления реакций соединения, тип реакции по тепловому эффекту, характерный для реакций соединения | Определить тип реакций соединения; определить продукт химической реакции по формулам исходных веществ; составлять уравнения реакций соединения; называть полученное вещество по его формуле |
Понятие «реакция разложения» | Определение понятия «реакция разложения»; способы осуществления реакций разложения; тип реакций разложения по тепловому эффекту | Определить тип реакций разложения; определить продукты реакции по формуле исходного вещества; составлять уравнения реакций разложения; называть полученные вещества по их формулам |
Понятие «реакция замещения» | Определение понятия «реакция замещения», способы осуществления реакций замещения | Определять тип реакций замещения»; определять продукты реакций по формулам исходных веществ, определять возможность осуществления реакций замещения по ряду активности металлов, составлять уравнения реакций замещения, называть полученные вещества по их формулам |
Понятие «реакция обмена» | Определение понятия «реакция обмена»; способы осуществления реакции обмена; реакция нейтрализации – частный случай реакции обмена | Определять тип реакций обмена; определять продукты реакции по формулам исходных веществ; объяснять сущность реакции нейтрализации; составлять уравнения реакций обмена; называть полученные вещества по их формулам |
Технологическая карта по теме «Типы химических реакций»
В результате изучения темы учащиеся должны :
Знать | Уровни усвоения | Уметь | Уровни усвоения |
1) классификацию химических реакций | I II | 1) определять типы химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции | II III |
2) понятие «реакции соединения, разложения, замещения, обмена | II III | 2) называть вещества по их химическим формулам | II |
3) cпособы получения веществ | II III | 3) определять продукты химических
реакций по формулам исходных веществ 4) объяснять сущность реакции нейтрализации 5) cоставлять уравнения химических реакций разных типов 6) следовать правилам: пользования химической посудой и лабораторным оборудованием; работы с концентрированными кислотами и щелочами и их растворами |
Ш IV III III IV II III |
Общеучебные умения и навыки.
- Самостоятельно определять задачи предстоящей учебной деятельности, планировать её.
- Осваивать решение некоторых видов поисковых задач
- Уметь обобщать и систематизировать материал в пределах учебной темы
- Вести диалог в целях получения, уточнения и систематизации информации
- Грамотно фиксировать результаты наблюдений и делать выводы
Продолжение технологической карты
№ | Тема урока | Дидактические цели | ОУУН | Тип урока | Обратная связь | |
знать | уметь | |||||
1
|
Реакции соединения, разложения | 2 (см. «знать» в табл. выше) | 1,2,3,4,5,6 (см. «уметь»в табл.выше) | 1,4 (см. выше) |
Вводный урок по парацентрической
технологии (ПЦТО) |
Составление маршрутных листов |
2 | Реакции обмена, замещения | 2 | 1,2,3,4.5,6 | 1,3,4 | Вводный урок по ПЦТО | Составление маршрутных листов |
3 | Типы химических реакций |
1,2 | 1,2,3,4,5,6 | 3,4 | Работа по ПЦТО | Самостоятельная работа со средствами обучения |
4 | Практическая работа «Получение медного купороса» | 3 | 1,2,3,4,5,6 | 1,2,3,5 | Практическая работа | Письменный отчёт о проделанной работе |
5 | Практическая работа «Решение экспериментальных задач» | 2,3 | 1,2,3,4,5,6 | 1,2,3,5 | Практическая работа | Письменный отчёт о проделанной работе |
6 | Обобщение, систематизация, коррекция знаний | 1,2 | 3,6 | 4 | Урок – обобщения и коррекции знаний Работа по ПЦТО | Собеседование, контрольный срез и др. по ПЦТО |
Оценочная деятельность. Рейтинговая карта по теме «Типы химических реакций»
№ | Виды деятельности | баллы | количество | сумма | Результат по плану | Полученный результат |
1 | Знание основных понятий темы: реакция соединения; реакция разложения; реакция замещения; реакция обмена | по 1 | 4 | 4 | 4 | |
2 | Определять типы химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции | 2 | 4 | 8 | 8 | |
3 | Называть вещества по их химическим формулам | 1 | 4 | 4 | 4 | |
4 | Объяснять сущность реакции нейтрализации | 3 | 1 | 3 | 3 | |
5 | Составлять уравнения реакций разных типов | 3 | 4 | 12 | 12 | |
6 | Практическая работа | 8 | 2 | 16 | 16 | |
7 | Индивидуальные задания | 1-3 | не менее 2 | 2-6 | 2-6 | |
8 | Контрольный срез | 10 | 1 | 10 | 10 | |
9 | Виды деятельности по повышению рейтинга: составление кроссворда по теме составление опорного конспекта | 10 10 |
||||
Общий вес темы в рейтинге | 83 | |||||
На «5» На « 4» На «3» |
78-83 73-77 68-72 |
Информационный лист. Средства обучения (СО)
СО1 – «Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П.
Суровцева, В.В. Сорокин; §9.1
СО2 – «Химия – 8»; Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева,
В.В. Сорокин; § 9.2
СО3 – «Дидактический материал по химии 8 – 9» А.М.
Радецкий, В.П.Горшкова стр.8
СО4 – «Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева,
В.В. Сорокин; §9.3
СО5 – «Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева,
В.В. Сорокин; §9.4
СО6 – «Дидактический материал по химии 8 – 9» А.М.
Радецкий, В.П.Горшкова стр.9
СО7 – «Дидактический материал по химии 8 – 9» А.М.
Радецкий, В.П.Горшкова стр.9,10
СО8 – инструкция по проведению лабораторного
опыта № 13, 14
СО9 – инструкция по проведению лабораторного
опыта № 15,
16
СО10 – «Задачи и упражнения по химии 8 – 9»; Л.С.
Гузей, Р.П. Суровцева
Методические инструкции к СО (МИ)
МИ к СО1.
«Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева, В.В.
Сорокин
1. Изучи материал §9.1
2. Проанализируй содержание и составь схему
данных реакций с помощью букв, знаков или
рисунков.
3. Выучи и расскажи учителю (или звеньевому)
определение понятия « реакция соединения»
4. Получи оценку в оценочном листе и переходи к
следующему СО
МИ к СО2
«Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева, В.В.
Сорокин
1. Изучи материал §9.2
2. Проанализируй содержание и составь схему
данных реакций с помощью букв, знаков или
рисунков.
3. Выучи и расскажи учителю (или звеньевому)
определение понятия « реакция разложения»
4. Получи оценку в оценочном листе и переходи к
следующему СО.
МИ к СО3
«Дидактический материал по химии 8 -9»; А. М.
Радецкий, В. П. Горшкова
1. Выполни задания на стр.8 вариант I
2. В случае затруднения повтори §9.1;
§9.2
3. Получи оценку в оценочный лист и переходи к
следующему СО.
МИ к СО4
Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева, В.В.
Сорокин
- Изучи материал § 9.3
- Проанализируй содержание и составь схему данных реакций с помощью букв, знаков или рисунков.
- Выучи и расскажи учителю (или звеньевому) определение понятия «реакция замещения»
- Получи оценку в оценочном листе и переходи к следующему СО.
МИ к СО5
«Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева, В.В. Сорокин
- Изучи материал §9.4
- Проанализируй содержание и составь схему данных реакций с помощью букв, знаков или рисунков.
- Выучи и расскажи учителю (или звеньевому) определение понятия «реакция обмена»
- Получи оценку в оценочном листе и переходи к следующему СО.
МИ к СО6
«Дидактический материал по химии 8 -9»; А. М.
Радецкий, В. П. Горшкова
1. Выполни задания на стр.9 вариант II
2. В случае затруднения повтори §9.2;§9.3
3. Получи оценку в оценочный лист и переходи к
следующему СО.
МИ к СО7
«Дидактический материал по химии 8 -9»; А. М. Радецкий, В. П. Горшкова
1. Выполни задания на стр.9,10 вариант III
2. В случае затруднения повтори §9.2;§9.3
3. Получи оценку в оценочный лист и переходи к
следующему СО.
МИ к СО8
Инструкция по проведению лабораторных опытов № 13, 14 или «Химия – 8»; С Л.С. Гузей, Р.П.Суровцева, В.В. Сорокин стр. 284-285
1. Выполни лабораторные опыты № 13, 14 в паре.
2. Выполни задания, данные к этим опытам, ответь на
вопросы, запиши ответы в тетрадь.
3. Получи оценку в оценочный лист и переходи к
следующему СО.
МИ к СО9
Инструкция по проведению лабораторных опытов №
15, 17или «Химия – 8»; С Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева,
В.В. Сорокин стр.285, 288
1. Выполни лабораторные опыты № 15, 16 в
паре.
2. Выполни задания, данные к этим опытам, ответь на
вопросы, запиши ответы в тетрадь.
3. Получи оценку в оценочный лист и переходи к
следующему СО.
МИ кСО10
«Задачник 8-9»; Л.С. Гузей, В.П.Суровцева
1. Изучи материал §8.5
2. Выполни № 3 (а, г); № 5(б) устно.
3. Изучи материал §9.4
4. Выполни № 3, 4 (б) письменно в тетрадь.
5. Получи оценку в оценочный лист.
Образец маршрутного листа и листа учёта деятельности учащихся
Маршрутный лист (примерный).
Мой выбор | СО1 | СО3 | СО4 | СО8 | СО10 |
отчёт | |||||
баллы |
Лист учёта деятельности учащихся
Ф.И. | Виды диалогового общения | ||||||
СО1 | СО2 | СО3 | СО… | У1 | У2 | У3 | |
Алгоритм работы по парацентрической технологии обучения.
1. Изучи информационный лист учащегося.
2. Выбери 5 – 6 средств обучения (СО), с которыми ты
будешь работать. Составь для себя маршрутный
лист.
3. Найди местоположение в кабинете выбранных
тобой СО.
4. Займи место у того СО, который ты наметил
первым.
5. Познакомься с методической инструкцией (МИ)
для данного СО.
6. Начинай работу, делая соответствующие
записи в тетради (записи, зарисовки, таблицы) .
7. После выполнения заданий по данной МИ
повтори проработанный материал и переходи к
следующему СО.
8. Если ты решил после работы с каждым СО выходить
на собеседование к учителю (звеньевому), то делай
это.
9. После контроля в листе учёта в соответствующем
месте поставь «+» и начинай работу с новым СО.
Работа выполнена совместно с учителями химии Баглык Л.К. и Криницыной И.В.