Цели урока:
- Дать представление о жизни города и села.
- Познакомить с понятием экономика.
- Выделить отдельные отрасли экономики, показать их взаимосвязь.
- Развивать внимание, мышление.
- Воспитывать бережное отношение к продуктам производства.
Оборудование: рисунки, фотографии города и села, памятников, музеев, сельхоз производства, строительства, транспорта, предприятий торговли.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Жизнь города и села».
– Как вы думаете, что мы будем изучать на уроках?
– Прочитайте содержание раздела. Это вам поможет ответить на поставленный вопрос.
(Будем говорить о людях, о предметах, об экономике и т.д.)
– Мы будем говорить о человеке. Человек – частица природы, но в отличие от животных он способен мыслить, говорить, изготавливать предметы быта, возводить строения. На уроках мы познакомимся с некоторыми творениями человечества.
3. Жизнь города и села.
– Посмотрите на доску, перед вами различные картинки, нам надо отобрать только те, на которых изображен город, и отметить отличительные признаки города. А потом выберем картинки, на которых изображено село, и отметим отличительные признаки села. <Приложение 1> (Во время обсуждения выставляют карточки с отличиями города и села).
Многоэтажные дома | Деревянные частные дома |
Дороги, покрытые асфальтом | Проселочная дорога |
Множество заводов и фабрик | Люди занимаются выращиванием растений, разведением домашних животных |
Развит общественный транспорт | |
Много памятников, музеев, кинотеатров, театров | Чистый воздух, экологически чистые продукты питания |
Мало зелени, загазованный воздух | Села окружены лесом, в котором много грибов, ягод, трав |
– Какой мы можем сделать вывод? (город – это крупный населенный пункт, а село – небольшой населенный пункт, и поэтому образ жизни в городе и селе отличается)
Работа по учебнику:
Давайте в учебнике рассмотрим условия жизни городского населения и сельского жителя.
– Найдите сходства и различия городского дома и сельского. (Отмечаются комфортабельные условия жизни горожан, магазин на первом этаже, балкон, центральное отопление, отдельные помещения кухни, спальни и т.д. В сельском доме подвал, чердак для сушки и хранения продуктов).
4. Игра «Подумай сам»
– Назовите по три плюса и минуса в квартирах города и сельских домах. (Дети называют свои варианты).
5. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся – (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Покружиться)
6. Знакомство с экономикой – лекция учителя.
Каждый день мы слышим слово «экономика». Знаете ли вы, что оно обозначает? С экономикой сталкивается любой человек. Экономика – это отношения между людьми, которые у них складываются, когда они создают товар, продают его или покупают. Товаром может стать все, что продается или покупается. Это могут быть разные вещи, услуги (парикмахерская, почта). А также произведения искусства: стихотворение, картина. Продаются также научные разработки, проекты новых автомобилей и другие различные идеи. Рабочая сила человека тоже продается. За нее выплачивается заработная плата. Вы едите на автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, читаете книгу – экономика всегда рядом с вами.
Перевод слова «экономика» означает «искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что нас окружает, с домашних дел, забот начинается наша экономическая жизнь. Чем она дает о себе знать? Прежде всего – ценой. Каждая вещь в вашем доме имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги – это кровь экономики. Они текут от покупателя к продавцу и рынок живет. Все довольны.
Рассказ учителя о том, как появились деньги.
Но так бывает не всегда. Со словом экономика мы слышим слова: рыночная экономика, экономический кризис и т.д. об этом вы будете говорить в старших классах. А сегодня мы выясним на какие части делится экономика.
Работа по учебнику:
– Рассмотрите фотографии. Какие части экономики представлены на фотографиях?
– Наша экономика начинается с того, что мы сталкиваемся с различными предметами: одежда, мебель, книги, продукты питания.
– Какие части экономики нам это создают? (Фабрики, заводы – это промышленность; хлеб, молоко, овощи, мясо – производит сельское хозяйство.)
– Но промышленность и сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты.
– Какая часть экономики нам в этом помогла? (Торговля – это магазины, ларьки, рынки, торговые точки и т.д.)
– Есть еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, не было бы заводов и фабрик, промышленности.
– Какая это часть? (Строительство.)
– И, конечно же, еще одна часть экономики – это транспорт.
– А какой бывает транспорт, для чего используется? ( (Для перевозки грузов и людей.)
А как вы думаете, связаны ли части экономики друг с другом? (Связаны).
– Как объяснить связь строительства и транспорта? (Без транспорта не доставить материалы для строительства новых зданий.)
– Объясните связь сельского хозяйства и транспорта. (Не обработать землю, не отправить продукты на переработку.)
– Какой мы можем сделать вывод? (Все части экономики – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и торговля – тесно взаимосвязаны.)
7. Итог урока.
– С каким новым словом мы сегодня познакомились? (Экономика.)
– Что оно обозначает? (Хозяйство.)
– На какие части мы ее разделили? (Промышленность, сельское хозяйство, торговля.)
8. Домашнее задание:
в учебнике стр.102-103