Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности

Разделы: Математика


В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в сложной ситуации, быстро и безошибочно принимать решения. Сформировать эти качества помогает математика, так как на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.

Об огромной человеческой роли этой науки говорят слова писателя В. Каверина: "Математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению". Понимая важность математики для развития детей, прилагаю большие усилия для того, чтобы заинтересовать школьников своим предметом.

Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы, выделила в нем два источника познавательных интересов:

  • содержание учебного материала;
  • организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении.

Внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изолированно, а находится во взаимосвязи с другими источниками интереса.

В группу стимулов, содержащих в первом источнике, входят:

  • новизна содержания учебного материала;
  • практическая значимость содержания знаний;
  • историзм;

Рассмотрим каждый из стимулов.

1. Новизна содержания учебного материала - важный стимул, побуждающий познавательный интерес. На уроках ознакомления с новым материалом школьники узнают новые понятия, выявляют новые свойства закономерности, находят новые способы действий. Изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание смогло поразить, удивить, озадачить. В результате проведенного мною опроса учащихся 5-9 классов специально-коррекционного обучения 8 вида выяснилось, что наиболее интересными для них с точки зрения содержания являются темы: "Доли. Обыкновенные дроби", "Среднее арифметическое", "Римская нумерация", "Транспортир", "Проценты", "Признаки делимости на 3, 9(хотя программой это не предусмотрено), "Ориентирование на плоскости", "Геометрические плоские фигуры и тела". По мнению детей, на этих уроках они открыли для себя совершенно новые области знаний, поэтому, я считаю, что стимул новизны здесь имел особенно большой эффект.

2. Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека находятся в тесном единстве и переплетаются. Для моих школьников этот стимул наиболее значим, так как он способствует устранению несоответствия, образовавшегося между их познавательной и практической деятельностью, и подводит их к осознанию необходимости теоретических знаний. Зная такую особенность детей, известный математик Н.Я.Виленкин рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. В своей работе я придерживаюсь этой рекомендации.

Например, изучение темы "Нахождение неизвестного компонента действия сложения и вычитания" (5 кл.) начинаю с демонстрации рисунка к задаче: "На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2кг, а на правой чаше - гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбузу?

Рассмотрение темы "Нахождение числа по его дроби" (8 кл.) начинаю с задачи "Расчистили от снега 2/5 катка, что составляет 800 кв.м. Найдите площадь всего катка".

Урок "Параллельные прямые" (7 кл.) начала с демонстрации действия слесарного прибора рейсмуса, который предназначен для разметки прямой, параллельной краю деревянного бруска.

Чтобы у учащихся не возникало представление о "сухости" математики, оторванности от её жизни, показываю взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром.

Так при изучении темы "Действия с десятичными дробями"(8 кл) использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги. Особого объяснения требуют единицы услуги. Например, за отопление плата берётся с 1 кв.м, а за воду в куб.м с 1 человека, то есть по количеству жильцов.

При изучении темы "Проценты"(9 кл.) открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.

Формирование геометрических знаний у учащихся специально-коррекционных классов имеет большое практическое значение, так как они сдают экзамен по трудовому обучению. Взаимосвязь уроков математики и трудового обучения - неотъемлемая часть программного обучения.

Тема урока геометрии "Нахождение периметра многоугольника"(6 кл.); тема урока по швейному делу "Расчет длины тесьмы для обработки прямоугольных деталей"; общая цель уроков: Закрепить понятие "периметр" и научить рассчитывать длину отделки.

Геометрия - "Линия в круге. Сегмент. Сектор"; швейное дело - "Построение чертежей деталей отделки нарядного женского платья"; общая цель: Научить строить чертеж волана и жабо.

3. Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение и на уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета.

Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика - наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатым в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, подготавливая доклады и сообщения.

Через рассказы о "нематематической" деятельности великих ученых привлекаю внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Своим ученикам я рассказываю о разностороннем развитии творцов математики. Известный математик С.В.Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. После прочтения и разбора сказки "Приключение Алисы в стране чудес", знакомлю с автором Льюис Кэрроллом, сообщаю детям, что это псевдоним математика и логика Чарльза Л. Доджсона. Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этой книги и захотела прочитать всё, написанное Кэрроллом. Можно представить её разочарование, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике.

Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров, терминов вызывающих у учащихся особый интерес.

"Конус" - это латинская форма греческого олова "конос", означающего сосновую шишку.

"Сфера" - латинская форма греческого слова "сфайра" - мяч.

"Линия" происходит от латинского слова "линеа", образовавшегося от слова "Linum" - лён, льняная нить, шнур, верёвка.

"Цилиндр" - латинская форма греческого слова "кюлиндрус", означающий "валик", "каток".

При желании таких примеров можно отыскать много. Такого рода информация печатается в различных математических изданиях, в частности в журнале "Математика в школе", газете "Первое сентября", а также в книгах по истории математики.

Ещё больший интерес у учащихся вызывают следующие задания. Например, при изучении темы "Окружность и круг"(6кл.) сообщаю детям, что по- латински "радиус" - "спица колеса", и предлагаю им нарисовать радиус окружности. В 7 классе предлагаю учащимся нарисовать параллельные прямые после расшифровки, что по-гречески "параллелос" - это идущие рядом.

Расскажу ещё об одном примере введения нового геометрического понятия. Перед тем как познакомить учащихся с новым видом четырехугольника - ромбом (8кл.) показываю альбомный лист, в центре которого расположен небольшой ромб красного цвета, и спрашиваю, что, по их мнению, здесь изображено. Среди всех вариантов ответов выделяю два: это ромб (в классе всегда находится тот, кто знает эту фигуру) и это игральная: туз бубновой масти. После чего с удовольствие рассказываю, что их ассоциации были не случайными. Оказывается, "ромб" - латинская норма греческого слова "ромбос", означающего бубен.

Включение в урок математики элементов истории способствует укреплению познавательных интересов, углублению понимания материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.

Перехожу ко второму источнику познавательного интереса - организация познавательного интереса учащихся. Рассмотрю следующие стимулы, порожденные этим источником:

  • проблемное обучение;
  • практические работы исследовательского характера;
  • специальные приемы учителя: наглядность, занимательность и др.

Вот примеры совсем небольших проблем-вопросов: "Почему треугольник назван "треугольником"? Можно ли ему дать другое название? "Как можно объяснить название "развернутый угол?" (8кл). "Какие по размерам и форме крылья у бабочки?" (Симметрия. 7-8 кл.).

Разновидностью проблемного обучения является метод "мозговой атаки", смысл которого хорошо выражен пословицей: "Одна голова хорошо, а две лучше". Идеи у детей приходят на ум разные, иногда с виду довольно странные, но если их не отвергнуть, а представить в удобно обозримой форме, эффективно с ними поработать, то их можно превратить в план решения трудной проблемы. Моя роль заключается в том, чтобы дать небольшие подсказки. Однако идея поиска должна исходить от учеников. Это не всегда получается, так как логически и последовательно не все дети с нарушением интеллекта могут мыслить, но на уроках геометрии при построении чертежей я его применяю (Презентация)

На познавательный интерес наиболее успешно влияют самостоятельные работы поискового и исследовательского характера. Так при изучении темы "Развертка куба и параллелепипеда"(9кл.) проецирую на экран прямоугольник, разделенный на 4 равные части. Вопрос: Если согнуть его по проведенным линиям, какая фигура получится? На этот вопрос они отвечают практической работой? Чего не хватает чтобы получилась фигура? Сложите её. Домашнее задание: Сделать развертку куба так, чтобы можно было склеить фигуру. Дети с удовольствием выполняют данную работу.

Изучение темы "Длина окружности и площадь круга" (8кл.) без практической работы учениками 8 вида не воспринимается, они не понимают формулы, по которым нужно вычислять. Берем предмет круглой формы и нить, с помощью которой находим длину круга. Затем идут необходимые вычисления.

Тема "Столбчатые и круговые диаграммы" (8кл.) изучается в программе Exсel на ноутбуках (они имеются в кабинете на каждого старшеклассника) это очень интересно!

Тема урока "Измерение углов. Транспортир" (6кл.) Задание: начертите три произвольных треугольника, С помощью транспортира найдите градусные меры углов треугольника. Сделайте вывод о сумме углов каждого треугольника.

Практические работы активизируют работу всех учащихся класса, Почему дети любят этот вид деятельности? Психологи видят объяснение этому во внутренней потребности ребенка удовлетворить своё естественное стремление к самостоятельной деятельности, творческому поиску.

Занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание. В 5-7 С(к) классах очень важно не только дать детям твердые знания начал математики, но и не отпугнуть учеников строгостью "царицы наук", увлечь их этим предметом. Поэтому имею в запасе арсенал различных приемов: математические зарядки, эстафеты, формы кодирования ответов, головоломки, игры. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Например, тема урока "Цена. Стоимость.(5кл.) - дидактическая игра "Магазин", где дети и товароведы, и продавцы, и, конечно, покупатели.

Составление математических кроссвордов - это задание с удовольствие выполняю учащиеся всех классов. Здесь они усваивают математическую терминологию, учатся формулировать вопросы, находить на них ответы. Тему кроссвордов предлагаю свободную, но иногда усложняю задание, ограничив используемые слова конкретной темой, Например: "Геометрические тела и плоские фигуры".

Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что "математика - наука для глаз, а не для ушей", использую рисунки к задачам, упражнения на готовых чертежах, демонстрирую модели, в том числе и сделанные самими учащимися. Роль наглядности в обучении определяется так же тем, что она помогает придать процессу обучения большую убедительность.

При создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию у школьников ведет за собой качественный рост результатов обучения:

  • качество знаний по математике в классах коррекции от 50% до 70%.
  • качество знаний по выполнению практической части экзамена по трудовому обучению из года в год 95% - 100%.