В своей психолого-педагогической деятельности я часто сталкиваюсь с различными проблемами, связанными с особенностями развития учебных навыков и поведения у подростков. Это и проблемы академической неуспеваемости, когда беседы с родителями, учащимися и учителями-предметниками не приводят к желаемым результатам. Это - непредсказуемое, импульсивное поведение, когда подросток реагирует аффективно и бурно на довольно безобидную ситуацию. Это - безучастность в важной для него ситуации.
У меня сложилось мнение, что подросток, решая самые важные для себя вопросы, действует наугад. Он задается вопросом "как быть?" - и не предпринимает никаких шагов для разрешения ситуации, "как поступить?" - и поступает опрометчиво, "куда идти?" - и остается на месте, не разрешая для себя проблему выбора. И что самое важное в данный возрастной период - разрешить эти противоречия может лишь он сам, а мы, взрослые, можем лишь помочь осознать проблемы, дать направление поиску разрешения ситуации. Подростку необходимо научиться управлять своей активностью, направлять ее на решение жизненно важных задач, а это означает, что необходимо помочь ему овладеть навыками саморегуляции деятельности и поведения.
Становление осознанной личностной саморегуляции наиболее актуально для подросткового возраста. Это связано с жизненными задачами, которые впервые встают в этот период.
Во-первых, впервые осуществляется проектирование своего будущего.
Во-вторых, это период рождения личностной рефлексии, обращение на внутренние основания своих действий и поступков, подросток старается понять себя, осознать свои переживания.
В-третьих, происходит становление осознания соотношения реального и возможного. Подросток наполнен идеальными представлениями о себе и об окружающих, растет независимость в суждениях и поступках, с другой стороны он пробует собственные возможности. Именно в этот период создается образ собственного действия и ход его осуществления.
В то же время существуют особенности возрастного периода, затрудняющие формирование осознанных форм саморегуляции. К ним относятся:
- размытость границ реального и возможного, цели не всегда обоснованы реальными возможностями; недостаточная самостоятельность и неготовность к реализации своих жизненных планов;
- неадекватность представлений о достоинствах и недостатках;
- неразвитость личностной ответственности за свой выбор и решения.
Поэтому остро встала проблема помощи подросткам в формировании эффективной осознанной личностной саморегуляции. Для решения этой проблемы была создана и реализована программа развития личностной саморегуляции подростков "Учимся управлять собой" (Приложение 1).
Развитие саморегуляции особенно важно в подростковом возрасте, когда становление индивидуального стиля личностной саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на ее основе развивается умение управлять собой сообразно поставленной цели, развивается умение направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни или учебными задачами.
Цель программы - создать условия для развития личностной саморегуляции у учащихся средней ступени обучения.
Задачи программы:
- развитие осознанного планирования и программирования;
- развитие осознанности процессов моделирования и оценки результатов;
- развитие личностных качеств: самостоятельности и гибкости.
Сроки реализации программы: сентябрь - декабрь 2009 - 2010 учебного года.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
- актуализация интереса учащихся к учению;
- повышение качества обучения учащихся;
- повышение степени осознанности процессов: планирования, моделирования, программирования и оценки результатов;
- повышение уровня развития личностных качеств: самостоятельность, гибкость в мышлении, поведении.
Участники программы - классный руководитель (педагог-психолог), учащиеся 8 "Б" класса.
План - карта действий по реализации программы
№ | Содержание работы (название мероприятия) | Форма работы | Ответственный | Время проведения |
1 | Набор участников в группу | анкетирование, собеседование | классный руководитель (педагог-психолог) | вторая неделя сентября |
2 | Организация и проведение внеклассных занятий с подростками | групповые занятия | классный руководитель (педагог-психолог) | сентябрь - декабрь |
3 | Мониторинг изменений саморегуляции подростков | анкетирование, составление самоотчетов | классный руководитель (педагог-психолог) | последняя неделя декабря |
4 | Анализ результатов реализации программы. | аналитическая деятельность | классный руководитель (педагог-психолог) | последняя неделя декабря |
Показатели результативности программы развития личностной саморегуляции:
Положительная динамика качества обучения учащихся 8 "Б" класса: результаты I учебной четверти - 22 %, II учебной четверти - 41%.
Положительная динамика развития общего уровня саморегуляции учащихся 8 "Б" класса.
Положительная динамика уровня развития компонентов саморегуляции учащихся 8 "Б" класса (планирования, программирования, моделирования и оценивание результатов).
Положительная динамика уровня развития личностных качеств (гибкость, самостоятельность) учащихся 8 "Б" класса.
Выводы:
Реализованная программа развития личностной саморегуляции "Учимся управлять собой" с учащимися 8 "Б" класса способствовала:
- актуализации интереса учащихся к учению, повышению качества обучения на 18%,
- изменению отношения к образовательному процессу;
- положительной динамике в развитии:
а) общего уровня саморегуляции учащихся;
б) процессов саморегуляции (планирования, моделирования, программирования, оценивания результатов)
в) личностных качеств: гибкость, самостоятельность.
Участие в программе помогло учащимся 8 "Б" класса:
- в самоопределении, определении собственных жизненных планов: прояснить перспективы и задуматься о них;
- осознать, каким и кем быть в будущем, ответить для себя на вопросы: "Какой я?", "Как правильно осуществить свой выбор?", "Выбрать интересное или выгодное, профессию по душе или ради материального благополучия?";
- разрешить постоянные сомнения и опасения, позитивно относиться к будущему, увязать с ним свое настоящее;
- решить, что необходимо взять в завтрашний день; определить, что на сегодня самое важное, какому предмету, какой цели сейчас отдать свои силы, с чего начать?
Программа может составить один из разделов психолого-педагогического воспитания старшеклассников. Она может выступать в качестве одной из форм внеклассной работы с учениками старших классов.
Занятия по программе проводиться в форме внеклассных занятий. Комплекс рассчитан на 10 занятий по 1,5 часа. В зависимости от особенностей организации занятий, они могут проводиться и 40 минут, но в этом случае сокращается количество упражнений. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю.
Занятия необходимо проводить в отдельном помещении, чтобы участники были защищены от постороннего вмешательства.
Ведущему необходимо ориентироваться на правила ведения групповой работы, этические правила, так как деятельность в коллективе оказывает воздействие на формирование личности подростка, на процесс общения между участниками. Особенно это важно, если группа была сформирована на базе одного класса.
В структуру каждого занятия включены основные этапы групповой работы. Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации, созданию непринужденной атмосферы, сплоченности и настрою группы на занятия.
2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя упражнения и задания, направленные на главную цель занятия.
3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия отводится время на обмен мнениями, впечатлениями между участниками. Это помогает каждому понять себя, а ведущему проследить динамику группы.
Ниже представлен сценарий одного занятия по программе развития личностной саморегуляции учащихся.
Занятие первое
Цель занятия: создание благоприятных условий и принятие правил работы в группе; работа с собственными жизненными перспективами; отработка умений выдвигать планы своего будущего; разработка способов удержания целей.
Вводная часть. Обсуждение и принятие правила работы в группе. Выработка ритуалов начала и окончания занятий.
Упражнение 1. Проводится в кругу.
Каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Надо следить, чтобы определения не повторялись.
Упражнение 2. Примерный ритуал начала занятия, с которого в дальнейшем и будет начинаться каждое занятие. Проводится в кругу.
Каждый участник встает и проходит внутри круга, пожимает руку каждому участнику и одновременно произносит приветственные слова. Например: "Здравствуй, Оля", "Я рада тебя приветствовать, Саша" и т. д. (если участники не запомнили имена других, то тот участник, к кому обращаются, должен подсказать; можно сделать специальные таблички с именами).
Упражнение 3. Проводится в кругу.
Каждый из участников представляется следующим образом: "Меня зовут ... , я люблю себя за то, что ..."
Упражнение 4. Проводится в кругу.
Ответьте на вопрос "Что вы будете делать после окончания школы?" (пойду работать; перейду в другую школу; учиться дальше в школе; поступать в колледж; поступать на подготовительные курсы; еще не определился и т. д.)
Упражнение 5. Проводится в кругу.
Представьте себе, что все вы большой калькулятор. Первый называет число, следующий, сидящий рядом - знак арифметического действия ("плюс" или "минус"), следующий - снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать "равно", и тогда следующий участник говорит результат вычисления.
Упражнение 6. Примерный ритуал завершения занятия.
Участники образуют два круга - внешний и внутренний - так, чтобы образовать пару и говорят друг другу пожелания. Например: "Елена, я желаю тебе хорошего настроения", "Алексей, пусть сегодня сбудется одно из твоих желаний" и т. д. Затем внутренний круг передвигается влево, а внешний - вправо, таким образом, у каждого появляется новая пара, которая говорит пожелания друг другу.
Рефлексия занятия. Каждому участнику предлагается обменяться чувствами и впечатлениями.
Литература.
- Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 1995. - № 1.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М., 2001.
- Моросанова В.И. О регуляторном подходе к систематике профессий в целях профориентации и профконсультации // Материалы VII съезда общества психологов СССР. - М., 1989. Вып.: Психологические проблемы профподготовки учащихся. - С. 132-133.
- Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.
- Моросанова В.И. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции и их связь с успешностью обучения // Психологический журнал. - 1995. - № 4.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М., 1998.
- Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. - 2002. - № 6.
- Моросанова В.И. Диагностика индивидуальных особенностей саморегуляции. - М., 2003.
- Моросанова В.И., Коноз Е.М. Диагностика и психологическая характеристика саморегуляции при экстраверсии и нейротизме: Учеб.-метод, пособие для преподавателей психологии и студентов, школьных психологов и учителей. - Набережные Челны, 2001.
- Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. - 1994. - № 5.
- Слободчиков В.И., Исаев ЕЛ. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. - М., 1995.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - Пер. с англ. - М., 1999.
- Фопелъ К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. - Пер. с нем. - М 1999.