Цели:
Деятельностные:
- формировать способность к построению и использованию алгоритма преобразований пропорций; умения решать уравнения с помощью основного свойства пропорций.
Образовательные:
- научить выполнять простейшие преобразования пропорций;
- повторить и закрепить: понятие пропорции, ее крайних и средних членов, чтение пропорции, основное свойство пропорции, совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями.
- учить исследовательской работе, решению проблемных вопросов.
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование. Мы займемся с вами исследовательской работой, которая потребует от вас всех знаний, полученных по пройденной теме. А вот по какой теме вы сейчас определите сами.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Вспомним, ребята, что называется пропорцией? Расшифруем ребусы.
- Как определяют пропорцию толковые словари?
- Что мы знаем о пропорции?
- Как иначе называется основное свойство пропорции? (- Перекрестное правило.)
- Ребята, на экране записаны шесть равенств, которые, по моему мнению, являются пропорциями. Используя перекрестное правило, проверьте, так ли это. Если равенство является пропорцией, то запишите в тетради цифру 1, если не является пропорцией - цифру 0.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
- Проверяем. Какое число у вас получилось? (110110.)
- У кого другое мнение?
Если все учащиеся выполнили задание верно, то:
- Молодцы!
- Как найти неизвестный член пропорции?
Сгруппировать уравнения и решить их.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).
На доске три портрета великих мыслителей древности. Узнайте, на каком из них изображён Пифагор?
У вас на листе тоже три портрета, возле каждого записано уравнение (раздаточный материал). Рядом с портретом Пифагора записано уравнение с наибольшим корнем.
4. Построение проекта выхода их затруднения
Сначала наметим план действий. (Алгоритм исследования)
1) Решить все три уравнения, используя основное свойство пропорции;
2) Выбрать наибольший корень;
3) Соотнесите с портретом.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Когда задание будет выполнено, поднимите вверх кружок, расположенный рядом с портретом.
Сравнение результатов.
6. Включение в систему знаний и повторение.
Один из двух оставшихся портретов принадлежит Евклиду.
Третий портрет принадлежит Архимеду. Укажите его.
7. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие знания нам помогли в работе?
- Как вы оцениваете работу класса на уроке?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
- Что вам нужно еще сделать дома, на следующем уроке?
8. Домашнее задание.
Придумай пропорцию и выполни все преобразования.
№ 116 (1 уравнение по выбору)
№118.
С № 122