Исследовательская деятельность на уроках математики

Разделы: Математика


Цели:

Деятельностные:

  • формировать способность к построению и использованию алгоритма преобразований пропорций; умения решать уравнения с помощью основного свойства пропорций.

Образовательные:

  • научить выполнять простейшие преобразования пропорций;
  • повторить и закрепить: понятие пропорции, ее крайних и средних членов, чтение пропорции, основное свойство пропорции, совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями.
  • учить исследовательской работе, решению проблемных вопросов.

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование. Мы займемся с вами исследовательской работой, которая потребует от вас всех знаний, полученных по пройденной теме. А вот по какой теме вы сейчас определите сами.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Вспомним, ребята, что называется пропорцией? Расшифруем ребусы.

- Как определяют пропорцию толковые словари?

- Что мы знаем о пропорции?

- Как иначе называется основное свойство пропорции? (- Перекрестное правило.)

- Ребята, на экране записаны шесть равенств, которые, по моему мнению, являются пропорциями. Используя перекрестное правило, проверьте, так ли это. Если равенство является пропорцией, то запишите в тетради цифру 1, если не является пропорцией - цифру 0.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

- Проверяем. Какое число у вас получилось? (110110.)

- У кого другое мнение?

Если все учащиеся выполнили задание верно, то:

- Молодцы!

- Как найти неизвестный член пропорции?

Сгруппировать уравнения и решить их.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).

На доске три портрета великих мыслителей древности. Узнайте, на каком из них изображён Пифагор?

У вас на листе тоже три портрета, возле каждого записано уравнение (раздаточный материал). Рядом с портретом Пифагора записано уравнение с наибольшим корнем.

4. Построение проекта выхода их затруднения

Сначала наметим план действий. (Алгоритм исследования)

1) Решить все три уравнения, используя основное свойство пропорции;

2) Выбрать наибольший корень;

3) Соотнесите с портретом.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Когда задание будет выполнено, поднимите вверх кружок, расположенный рядом с портретом.

Сравнение результатов.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Один из двух оставшихся портретов принадлежит Евклиду.

Третий портрет принадлежит Архимеду. Укажите его.

7. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие знания нам помогли в работе?

- Как вы оцениваете работу класса на уроке?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

- Что вам нужно еще сделать дома, на следующем уроке?

8. Домашнее задание.

Придумай пропорцию и выполни все преобразования.

№ 116 (1 уравнение по выбору)

№118.

С № 122

Приложение.