Цели:
- Закрепить знания по пройденному материалу,
- Показать, как, в какой мере первоклассники усвоили пройденный материал за 1 класс,
- Прививать любовь к русскому языку
- Прививать бережное отношение к природе
- Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
Ход урока
1. Оргмомент. (Слайд 2)
- Долгожданный дан звонок - начинается урок!
(Приветствие гостей)
2. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, освоить родной язык - трудное дело, но нужное. Надо внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки значения слова, в совершенстве владеть родным языком.
Мы с вами сделали первые шаги в изучении русского языка. И сейчас мы вспомним, чему мы научились, что узнали.
- Приближаются летние долгожданные каникулы, и вы с семьёй поедете отдыхать, кто к морю, кто в деревню к бабушке. Где бы вы не отдыхали - лучший отдых на природе.
- Прочитайте пословицы, написанные на доске и объясните их смысл.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Добрая семья прибавит разума-ума.
3. Правописание гласных после шипящих. (Слайды 3 -13)
Картинный диктант
- Что называется природой?
- Запишите слова в два столбика: природа - не природа, выделяя орфограммы.
- Проверьте правильность написания. (Слайд 14)
ландыши | очки |
мыши | ручка |
щука | машина |
шишки | чайник |
белочка | ножи |
- Какие орфограммы встретились в словах?
- Какие правила мы изучили и научились применять в 1 классе?
- А какие правила нужно соблюдать, идя отдыхать на природу?
4. Фонетический разбор. (Слайд 15)
- К сожалению не все соблюдают эти правила, и от шума в лесу ёжик спрятался от нас.
. Если вы правильно укажете на нужную транскрипцию, то появиться ёжик.
(Дети находят на слайде нужную транскрипцию и вместо неё появляется картинка ёжа)
5. Развитие речи. Составление предложения. (Слайд16)
- Молодцы, помогли ёжику, так давайте составим про него предложение.
шуршит, в, ёжик, траве, колючий
- Проверьте. Правильно ли вы записали предложение.
Шуршит в траве колючий ёжик.
- Какие орфограммы встретились в предложении? (Называют и подчёркивают орфограммы)
- Подчеркните главные члены предложения.
- Какие предметы отвечают на вопрос кто? Какие на вопрос что?
6. Физкультминутка.
Кто - хлопаем, что - топаем.
Дождь, медведь, жираф, солнце, цветок, лось, лесник, море, шалаш, жук.
7. Словарная работа.
- Догадайтесь, о каком лесном жители эта загадка.
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает(крот).
- Вспомните и запишите словарные слова на каждую букву слова "крот". Работать вы будете в паре, помогая друг другу, ведь одна голова хорошо, а две - лучше.
- Не забывайте ставить ударение и подчёркивать безударную гласную в слове.
(Работают на листочках)
- Проверим правильность написания слов при помощи сигнальных карточек. (Дети читают слова и показывают безударную гласную)
8. Однокоренные слова. (Слайд 17)
-Продолжаем постигать тайны русского языка.
лес
лесной
лесник
лиса
лесоруб
- Я считаю, что все эти слова являются однокоренные, а вы как думаете?
- Какое слово лишнее и почему? Какие слова называются родственными?
- Приведите примеры родственных слов к слову "лиса".
- Молодцы, и с этим заданием справились.
9. Ударение. Лексика.
В нашем классе не в лесу
Громко звали мы лису.
Закричали мы "лиса!"
Зазвенели голоса.
Это мы искали все
Ударение в "лисе".
-А кто нашёл ударение в слове "лиса"?
-Ударение играет важную роль в нашей жизни. Послушайте стихотворение об этом.
Чтение учеником стихотворения наизусть.
Кто с правилами дружен,
Тот твёрдо убеждён
Фарфор нам очень нужен,
А фарфор не нужён.
Купить мы можем творог,
И превратить в творог,
Но превращать каталог
Не станем в каталог.
Когда мы на машине
Летим во весь опор,
То нас везёт не шофер,
А нас везёт шофёр.
А если в магазин
Вдруг портфели привезли,
То не ходи в магазин,
Не купишь портфели.
- Посмотрите на экран и скажите, чем похожи и чем отличаются слова.(одинаково написаны, но ударение стоит на разные слоги) (Слайд 18-19)
- Как вы думаете, это одно и тоже слово или разные? Докажите, составьте предложение с каждым из слов.
- Молодцы и с этим заданием справились.
-Но мы не все правила р3сского языка повторили.
10. Парные согласные на конце слов.
- Кто помнит, как проверить парный согласный на конце слова? Давайте покажем гостям, что мы научились писать эти слова правильно, без ошибок.
Гриб, лес, шалаш, клюв, ёрш, дождь, глаз, мёд, сугроб.
Дети записывают только согласный.
- Давайте проверим себя, ставим + и - над буквами. (Слайд 20)
11. Итог (Слайд 21)
- Вы показали хорошие знания и готовы перейти во 2 класс. Я вам желаю хорошо отдохнуть летом с вашей семьёй, набраться новых сил для успешной учёбы во 2 классе. Во втором классе вам предстоят новые открытия. И только самым внимательным откроются самые глубинные тайны языка.