1. Актуальность, цель, задачи.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные. Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться “частным делом”. Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав (в 2007 г. – 10 родителей лишены родительских прав, в 2008 г.- 19 родителей). На учете в милиции (ПДН) состоит 150 несовершеннолетних (данные по городу Коряжме Архангельской обл.).
У детей из неблагополучных семей было обнаружено: детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия. Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья - ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная - только отношение к ребенку. Основная цель деятельности ДОУ в работе с неблагополучными семьями – предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Важной задачей является:
1. Разъяснение правовых и медицинских вопросов.
2. Накопление информации о клиенте, его проблемах, способах и методах работы с ним остальными субъектами социальной помощи.
3. Фиксация самого процесса оказания помощи, направленная на повышение его эффективности.
4. Передача зафиксированной информации о состоянии проблем клиента.
5. Систематизация информации о формах и видах помощи, обеспечивающей доступ к ней каждому нуждающемуся.
2. Типология неблагополучных семей.
С учетом достаточно большого количества причин, обуславливающих функциональную несостоятельность семьи, существует весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. В качестве системообразующего критерия при составлении типологии функционально несостоятельных семей используют характер десоциализирующего влияния, оказываемого такими семьями на своих детей. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтом десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.
3. Формы работы.
В своей деятельности по взаимодействию с родителями используем как традиционные, так и нетрадиционные формы.
1. Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, мастер-классы, семинары – практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.)
2. Индивидуальные (консультации, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятия, посещения на дому)
3. Наглядно-информационные: условно их можно разделить на 2 подгруппы:
Информационно-ознакомительные (эпизодические посещения родителями детского сада, открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности, дни открытых дверей, выставки детских работ, фотовыставки…);
Информационно-просветительские (информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты). В настоящее время дошкольное учреждение ориентировано на поиск новых эффективных форм организации общения с родителями воспитанников.
4. Результаты деятельности ДОУ по выявлению и работе с неблагополучными семьями.
На начало учебного года в ДОУ, среди родителей ежегодно проводится анкетирование. По итогам анкетирования составляется социальный паспорт ДОУ. По данным социального паспорта МДОУ можно проследить динамику критерий, характеризующих родителей по различным направлениям:
Возрастной состав родителей. С каждым годом увеличивается количество родителей молодого возраста. Если в 2007 г. родителей в возрасте от 20 — до 25 лет составило только 16%, в 2008 г. – 30% то на 2009 г. 52%, в возрасте 35-30 лет 2007 г. - 33%, 2008 г. -34%, 2009 г. 51%; уменьшается число родителей в возрасте от 40-45 лет, если в 2007 г. - 13% 2008 г. -8% то в 2009 г. – только лишь 2%
Уровень образования родителей. Повышается образовательный уровень родителей: если в 2007, 2008 г число родителей с высшим образованием составило -31%, то в 2009 г – 51% родителей имеют высшее образование; среднее специальное образование в 2007 г имели 41% , в 2008 г – 44 % ,то в 2009 г 75% родителей.
Материальный достаток. Снижается количество семей с высоким материальным достатком: в 2007-2008 году число семей составило 49%; то в 2009 году высокий материальный достаток отметили 40% родителей.
Семья по составу. Увеличивается число формально полных семей, уменьшается число детей из полных семей: если в 2007г.- полных семей было 64%, в 2008 г. – 61% , то в 2009 г. – 57%. Чаще всего неблагополучие встречается именно в неполных, семьях (семьях группы риска). В 2008 году из 21 % неполных семей 3% состояли на учёте по причине неблагополучия. Семья “социального риска” - это семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни полноценного развития её членов. Проблемы и сложные взаимоотношения между детьми и родителями, когда ущемляются права и интересы ребёнка есть и в полных семьях. Основной организационной формой работы по выявлению неблагополучия в семье является её посещение. В 2007 году на учёте в ДОУ состояли 2 семьи, за год в эти семьи было осуществлено 12 посещений. В 2008 году на учёте в ДОУ состояли 3 семьи – 18 посещений. В 2009 году на учёте в ДОУ 1 семья – посещений 20. В работе с семьёй имеются такие проблемы, которые целесообразней ставить на обсуждение коллектива. К таким проблемам относятся: роль семьи в воспитании ребёнка, авторитет родителей, законодательство об обязанностях родителей, о подготовке детей к школе и т. д. Именно с этой целью в 2008 году в ДОУ был создан Совет профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Участниками, являются: педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник. Возглавляет совет – председатель. Цель совета профилактики - создание сотрудничества семьи и ДОУ, формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения и развития детей.
Задачи:
1) Мотивация родителей на совместную, продуктивную деятельность;
2) Повышение компетентности в области воспитания детей, повышение педагогической культуры родителей;
3) Совершенствование семейного воспитания.
Совет профилактики принимает решение как о постановке семьи на учёт (на основании характеристики, социального паспорта, акта посещения), так и о снятии семьи с учёта. Если совет принимает решение о постановке, то на семью социальный педагог заводит наблюдательное дело.
В 2008 году на учёте состояли 3 семьи (1 снята в связи с улучшением обстановки, в отношении 1 передано дело в МУ “СОШ”) в 2009 году на учёте состоит 1 семья (в отношении которой приняты меры о постановке на городской учёт).
5. Заключение.
На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-педагогической работы с такими семьями позволили выделить наиболее типичный путь изучения семей – патронаж. Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии. Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью.