Цели:
- расширение представлений учащихся об основных особенностях игровой деятельности человека;
- знакомство учащихся со структурой игровой деятельности человека;
- развивать умение использовать игровые методы в профессиональной деятельности человека;
- прививать качества аккуратности и собранности;
Методы: словесный; наглядный;
Межпредметные связи: математика - построение таблицы; литература - выразительный рассказ, русский язык - правописание слов.
Оборудование и материалы: - Схемы "Структура игровой деятельности человека", "Функции игры", "Типовая характеристика игр", "Процесс игровой деятельности".
Ход урока
1. Организационная часть - 5 мин.
Контроль посещаемости;
Проверка готовности к занятию;
Повторение пройденного материала - 7 мин.
(Повторение пройденного материала в виде кроссворда)
1. Познавательная деятельность: (Смотри "Рисунок 1).
По горизонтали: 4. Отражение и воспроизведение в сознании человека объективной действительности. 5. Форма чувственного познания, 6. Метод теоретического познания. По вертикали: 1. Соответствие знания познаваемому объекту. 2. Форма рационального познания. 3. Метод эмпирического познания. |
2. Трудовая деятельность.
(Смотри "Рисунок 2)
Кроссворд "Технология трудовой
деятельности" По горизонтали: 2. Побуждение к деятельности. 3. Орудие производства. 5. Процесс, совершающийся между человеком и природой. 6. Предмет труда. По вертикали: 1. Продукт труда, произведенный для обмена или продажи. 4. Орудие производства. |
3. Объяснение нового материала:
В жизни большинства взрослых людей профессия играет значительную роль. Профессия позволяет не только существовать в экономических условиях государства, но также дает возможность важных социальных контактов и часто является существенным источником личностного саморазвития. Большое значение в профессиональной деятельности имеет выбор профессии, а, следовательно, и успешный жизненный выбор.
Один из видов деятельности, с помощью которой в условно-воображаемой образно-эмоциональной форме воспроизводится и усваивается реальная действительность.
В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и отношений с миром, соблюдение которых обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Двуплановость - характерная особенность игры. Играющий, с одной стороны, реально действует, решая конкретные, часто нестандартные задачи. С другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее конкретными обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект игры.
В играх принимают участие люди всех возрастов. У детей дошкольного возраста игра - ведущий тип деятельности. Для детей младшего школьного возраста игра - способ овладения учебными навыками. В подростковом и раннем юношеском возрасте игра - средство самопознания и самоопределения.
Игра способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в жизни, когда вырастет. В игре проявляются и формируются интересы и склонности детей, развиваются чувства, фантазия, смекалка, трудолюбие, коллективизм и другие качества личности.
Взрослым игра помогает отдыхать, психологически и профессионально развиваться. В игре происходит формирование произвольного поведения человека, его социализация. Кроме того, игра помогает общению, сохранению душевного равновесия, доставляет людям радость, удовольствие от напряжения умственных, физических сил и достигаемых успехов.
В каждой игре есть такие элементы, как роль, сюжет и содержание.
Роль - единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, то есть необходимые действия в определенных обстоятельствах. Исполнение роли предполагает знание участником условий (правил) и сюжета игры.
Сюжет игры - это последовательность развития событий, действий и поступков играющих.
Содержание игры - изложение смысла того, что воспроизводится ее участниками по условиям (сюжету) игры.
Основные типы игр представлены в таблице 3.
Таблица 3 Типовая характеристика игр
Типы игр | Цели, виды, особенности, средства игр |
1. Подвижные | Развитие движений, физическое воспитание. Игры с мячом, скакалкой, обручем и др. |
2. Дидактические | Формирование умственной деятельности. Виды: предметные игры с дидактическими игрушками и материалами: словесные (загадки, игры-предложения, игрушки-слова и др.), настольно-печатные (ребусы, кроссворды, разрезные картинки и др.) |
3. Сюжетно-ролевые | Воспитание положительных моральных качеств по образу ролей ("Репка", "Айболит", "Семья", "Город мастеров", "Больница", "Школа", "Детский мир" и др.) |
4. Профориентационные | Подготовка к профессиональному самоопределению. Виды: игры в профессии, игры-соревнования, профессиографические конкурсы, кроссворды и др. |
5. Компьютерные | Разновидность дидактических игр. Развитие скорости реакции, внимательности, сообразительности, смекалки. |
6. Деловые | Воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики. Виды: учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. |
Все игры можно подразделить на две группы:
- организованные (под руководством педагога, воспитателя, родителей и т.д.);
- неорганизованные (стихийные игры на основе предшествующего опыта и своей фантазии).
Большая роль в игре отводится игрушкам. Игрушка - это предмет, специально созданный для игр. Игрушка не копия, а условный, художественный образ реального предмета, материальная основа игры.
Виды игрушек:
- моторные - для развития движений (мячи, обручи, скакалки, каталки, городки, теннис и др.);
- сюжетные или образные - для воспитания черт характера (куклы, посуда, мебель, одежда, постельное белье и др.);
- технические - для развития интереса к технике (транспортные средства, военная техника, средства связи, оружие и др.);
- дидактические - для умственного развития (геометрические фигуры, шашки, шахматы, мозаика, головоломки и др.);
- строительные - для развития творческого воображения и пространственного представления (кубики, кирпичики, сборные домики, мосты, башенки, наборы "Архитектор", "Городок" и др.);
- игрушки-забавы - для развития любознательности, чувства юмора (неваляшки, волчки, народные игрушки, сказочные герои и др.);
- музыкальные - для развития музыкального слуха и чувства ритма (музыкальные инструменты);
- театральные - для развития художественного воображения (клоуны, куклы, персонажи сказок и др.).
Педагогическое руководство игрой заключается в следующем:
- подборе игр, исходя из их педагогической значимости, а также интересов и возможностей играющих;
- проектировании цели и хода развития игры;
- побуждении к участию в игре;
- обучении приемам игры в соответствии с опытом играющих;
- создании новых игровых ситуаций с целью развития игры;
- стимулировании активности играющих, включении в игру новых ролей;
- наблюдении за играющими, оценке их интересов, способностей и уровней развития;
- подведении итогов игры.
Условия эффективности игры:
- доступность игры. Нельзя включать в игру людей, если у них отсутствует минимум знаний и жизненного опыта для понимания возникающих в ходе игры проблем;
- добровольность включения в игру; распределение ролей с учетом желаний и индивидуальных особенностей личности;
- обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения и проведения игры;
- поощрение игровой самодеятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры возможности выразить себя, проявить свои интересы и способности;
- глубокое знание руководителем игры сферы, избранной для имитации; умение аргументировано строить доказательства, используя жизненные факты; стремление опосредованно руководить игрой, не применяя авторитарных приемов и не разрушая игру неумелой корректировкой;
- соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-технического прогресса.
4. Практическая работа. Театр-зкспромт. "Красная ягодка" (смотри Рисунок 3) - 10 мин.
4.1. Вводный инструктаж - представление действующих лиц: Красная ягодка, Могучий дуб, ветер, Комарики (2 чел.), Шмель, Медведь, Заяц;
4.2. Текущий инструктаж -
4.3. Заключительный инструктаж - 5 мин. Анализ характерных ошибок, подведение итогов.
5. Домашнее задание - 5 мин.
Подготовить примеры основных типов игры.
Литература:
- Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-2-е изд., дораб. - М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996.
- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений.-М.: Просвещение, 1995
- Пряжников Н.С. Профориетрация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М .: ВАКО, 2005.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие.Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.:ВАКО, 2005.
- Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод. пособие. - М.: Глобус, 2006.