Цели:
- Закрепить знания детей о родах войск (моряки, лётчики, танкисты, ракетчики, артиллеристы, связисты, пограничники, пехотинцы, десантники).
- Формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы.
- Вызвать у детей чувство симпатии к воину, восхищение его силой и ловкостью.
Материалы:
Портреты героев-интернационалистов, фотографии наших воинов во время учений и на отдыхе. Иллюстративные альбомы: “В жизни всегда есть место подвигу”, “Родная Армия”. Военная одежда: шинель, шапка, шарф, сапоги, костюм, рубашки, ботинки, перчатки, бушлат, тельняшки, фуражки; одежда полярного лётчика: сапоги-унты, шлем и кислородная маска.
CD-диски с записями песен, маршей, стихов.
Словарная работа:
Долг, присяга, устав.
Образование родственных, однокоренных слов от слова Родина.
Ход занятия
Звучит музыка. Дети входят в зал, садятся на стульчики.
Экскурсовод. На прошлом занятии мы познакомились с воинами, полководцами, князьями, царями-воителями, с оружием разных времён. А сегодня я вас познакомлю с экспозицией “Современная армия России”.
Спать легли однажды дети,
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны.
Отгремела война. Наши воины под победные марши возвращались домой. А здесь их ждала полная разруха. Народ стал строить города, возводить заводы, фабрики, школы, больницы, сёла, деревни, растить хлеб. А сеять-то хлеб негде было. Вы скажете, как это негде? А так. Все поля, леса, моря были напичканы минами, бомбами, как арбуз семечками.
Наломано столько железа,
Напорчено столько земли
И столько повалено леса,
Как будто столетья прошли. (Александр Твардовский)
Показ иллюстрации №1.
На этой картине мы видим сапёра, который обезвреживает очень большую бомбу. Эту бомбу сбросили фашисты во время Великой Отечественной войны. Как видите, бомба не взорвалась, пролежала полвека в земле. На этом месте решили построить новый дом. Рыли котлован, и вдруг что-то заскрежетало. Экскаваторщик прекратил работу, вызвали сапёров. Откапывали эту бомбу втроём: Владимир Степанов, Пётр Иванов и Михаил Никитин. Вот и боковой взрыватель. И вдруг неожиданно проржавевшая крышка взрывателя хрустнула и скатилась на свежий грунт. В любое мгновение мог произойти взрыв. А рядом служебные здания, жилые дома, детские сады, больница. Тогда офицер, отослав подчинённых в укрытие, стал извлечь взрыватель. Требовались предельная осторожность и точность. Достаточно одного неверного движения и неминуемая беда. Владимир Степанов миллиметр за миллиметром вывернул взрыватель. Опасность была предотвращена.
Эхо войны напоминает о себе и в наше время. Недавно на территории больницы №15, которая находится недалеко от метро “Выхино”, нашли авиабомбу. Её обезвредили сапёры. Спасибо им.
В Кузьминском лесопарке отдыхающие горожане увидели в овраге что-то металлическое, напоминающее снаряд или бомбу. Позвонили в милицию, и тут же приехали сапёры, которые обезвредили этот снаряд, пролежавший в овраге 60 с лишним лет.
На страже мира, счастья и покоя стоит солдат Российской армии. Прежде чем стать настоящим солдатом, защитником, он принимает присягу на верность служения Родине.
Экскурсовод показывает иллюстрацию №2.
Солдат клянётся служить честно, выполнять все приказы и исполнять устав Вооружённых сил. А что это значит?
Показ картин №3, 4, 5, 6.
Солдат должен быть сильным, закалённым, здоровым, крепким, выносливым. А для этого он должен заниматься физической подготовкой, закаляться, соблюдать гигиенические нормы и, конечно, овладеть воинским мастерством. И достигается всё это благодаря занятиям, тренировкам, упорному труду.
Ребята, а кто такие защитники Отечества?
Дети. Защитники Отечества – это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов. Это армия.
Экскурсовод. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.
Посмотрите на эти картинки.
Экскурсовод подводит детей к иллюстрациям, изображающим различные рода войск.
Кого вы здесь видите?
Дети. Танкистов, моряков, артиллеристов, пехотинцев, лётчиков, ракетчиков, парашютистов, связистов, пограничников.
Экскурсовод. Вы правильно всех назвали – это различные рода войск. А зачем нужно так много родов войск?
Дети. Если в армии есть различные рода войск, такая армия сильная. Она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
Экскурсовод. Но сейчас нет войны, на нас никто не нападает. Зачем же нужна армия в мирное время?
Дети. Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов, защитить нас.
Экскурсовод. Что же делают солдаты в армии в мирное время?
Экскурсовод подводит детей к картинам №3, 4, 5 и к фотографиям.
Давайте посмотрим на эти картинки. Что вы здесь видите?
Дети. Солдаты тренируются в спортивном зале: одни поднимают штангу, другие подтягиваются на турнике.
Экскурсовод. А что делают солдаты на этой картинке?
Дети. Учатся стрелять.
Экскурсовод. Зачем это нужно?
Дети. Чтобы быть меткими во время боя.
Экскурсовод. А вот на этой картине вы видите полосу препятствий. Что здесь делают солдаты?
Дети. Бегут по бревну, перелезают через высокую стену с окнами, стреляют, перепрыгивают через глубокую яму.
Экскурсовод. А зачем они тренируются на полосе препятствий?
Дети. Чтобы быть выносливыми во время боя и легко преодолевать различные препятствия.
Экскурсовод. Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы стать офицером, надо окончить специальное военное училище или академию. Какими должны быть солдаты и офицеры, чтобы суметь победить врага?
Дети. Смелыми, сильными, быстрыми, ловкими, меткими.
Экскурсовод. В нашей стране народ и армия едины. Защитники Родины пользуются уважением и любовью всех россиян. Мы называем её нашей родной армией. Наша – это какая?
Дети. Российская, непобедимая, защитница страны.
Экскурсовод. Почему армия называется Российской?
Дети. Потому что это армия нашей страны, России.
Экскурсовод. А почему говорят “армия родная”?
Дети.
Мой брат служит в армии танкистом. Брат мне родной. Значит, и армия родная.
А мой папа – лётчик. Он мне родной.
Мой папочка был парашютистом – десантником. Он очень смелый. Всё-всё умеет делать. И всему этому его научили в армии.
Армия всем родная. В армии служили не только папы, но и наши дедушки, и прадедушки, и прабабушки.
Экскурсовод. Потому и непобедима наша армия, что каждому из нас она родная.
Экскурсовод приглашает детей к экспонатам-картинам из серии “Современные корабли Военно-морского флота России”.
Наша Родина очень большая. Её границы омывают моря и океаны. Поэтому у нас создан большой Военно-морской флот. Военные моряки: матросы, мичманы, офицеры и адмиралы, превосходно знают своё оружие и технику. За подвиги в мирное время многим военным морякам присвоено высокое звание Героя России, многие тысячи награждены орденами и медалями. Корабли с грозным оружием бдительно стоят на страже морских рубежей нашей Отчизны.
Экскурсовод приглашает детей к следующим экспонатам.
Перед вами выставка картин из серии “В жизни всегда есть место подвигу”. Посмотрите внимательно на эти лица. Что мы можем сказать о них?
Дети. Все воины молодые, красивые, как наши папы.
Экскурсовод. Да, ребята, все они молодые, красивые, и все они совершили подвиги в мирное время.
Дети. Как это в мирное время? Подвиги совершают только на войне.
Экскурсовод. Мирное время, чистое небо, но враг не дремлет: то границу перейдёт, то вражеский самолёт нарушит наше небо (воздушное пространство).
Есть люди, которые готовы прийти на помощь тем, кто попал в беду, готовы совершать мужественные и благородные поступки. В повседневной жизни такие люди берут пример с героев-фронтовиков. Таковы и многие российские воины – носители боевой славы ветеранов войны.
Экскурсовод показывает картину №10.
Гвардии старший сержант Александр Жиров за отличную службу получил отпуск и прибыл в родной город. На привокзальной площади он заметил рослого мужчину, который осматривался по сторонам, пряча что-то под полой. Александр Жиров вспомнил, что видел фотографию этого верзилы в вагоне поезда. Под ней было написано: “Разыскивается опасный рецидивист”. В ожесточенной схватке Александр сумел задержать преступника. За мужество и отвагу, проявленные при задержании опасного преступника, Александр Жиров награждён медалью “За отвагу”. В мирное время он совершил боевой подвиг, который сродни фронтовому.
Экскурсовод показывает иллюстрацию №12.
На этой картине моряк сражается с огнём на животноводческой ферме. Он спасает гибнущих в огне животных. Бушующее пламя не остановило отважного моряка. За мужество и самоотверженность, проявленные при тушении пожара и спасении животных, Юрий Чуйкин награждён орденом “Красной Звезды”.
Дети обратили внимание на иллюстрацию №15.
Дети. Смотрите! Машина вся в огне, она летит (падает) вниз. Расскажите нам об этом случае.
Экскурсовод. Хорошо. Слушайте. Я вам уже говорила, что в армии воины много трудятся, занимаются спортом, чтобы быть сильными, здоровыми, выносливыми. Изучают военное дело. Потом проводятся военные учения.
На этой картине вы видите, как после длительного марша военные автомобилисты остановились на привал. Колонна разместилась в долине, в зарослях кустарника. Усталые солдаты сладко спали. И вдруг ослепительно белое пламя разом охватило несколько кустов и начало стремительно подбираться к машинам с взрывоопасным грузом. Поднятые водители бросились на борьбу с огнём.
Рядовой Александр Соболев увидел, что огонь перекинулся на его автомобиль. Александр понял, что через несколько минут произойдёт взрыв. Не раздумывая, он кинулся к дверце кабины, и автомобиль, объятый пламенем, тронулся с места.
Через минуту боец Соболев был уже далеко от колонны. Он сбил пламя и предотвратил взрыв. Опасность миновала.
За этот подвиг Александр Соболев награждён медалью “За отвагу на пожаре”.
Дети переходят к картине №11.
Экскурсовод. Ребята, посмотрите, какое доброе лицо у этого парня. Такие, как он, умело, с душой делают всё: сеют хлеб, строят города, водят поезда, стоят за станком, побеждают в учебном бою. А в минуту опасности они, не колеблясь, идут на подвиг.
В ту памятную ночь рядовой Сергей Нехаев стоял на посту у важного военного объекта. Напряжённо всматриваясь в темноту, Сергей вдруг заметил неизвестного. “Стой, кто идёт?” – прозвучал в ночи властный окрик Нехаева. Нарушитель, пытаясь скрыться, бросился в густые заросли дубняка. Но Сергей перекрыл ему дорогу и приказал поднять руки. Задержанный оказался опасным преступником. Много мог бы натворить он бед, но этого не допустил бдительный часовой.
Показ иллюстрации №7.
Экскурсовод. А на этой картине мы видим, как смелые солдаты в зелёных фуражках задержали нарушителя нашей границы.
Эти люди – пограничники. Они всегда начеку, всегда готовы к решительному бою. Боец Алексей Харьков и его четвероногий помощник Пират преследовали нарушителя в полной темноте. Начиналась обычная в этих местах песчаная буря. Она могла в любой момент скрыть и так слабые следы врага-нарушителя. Пират взял след и пошёл по нему, то и дело меняя направление. Нарушитель пытался сбить с толку своих преследователей. Прошло немного времени, и Пират его настиг. Нарушитель был задержан.
Воля и мужество, отличная физическая закалка и мастерство помогают воинам-пограничникам выйти победителями из смертельных схваток с врагом.
Ребята, сегодня я вам рассказала о молодых людях, которые, на первый взгляд, ничем не отличаются от своих товарищей по оружию. Трудолюбивые, скромные и исполнительные, они старательно овладевают воинским мастерством, водят боевые машины, готовят ракеты к пуску, идут в учебные атаки, бдительно несут караульную службу.
Показ иллюстраций №11, 8.
Но эти же люди в минуту опасности на глазах преображаются, становятся настоящими героями, богатырями, как в народных сказках и былинных легендах. Чтобы до конца выполнить свой воинский и гражданский долг, они, не колеблясь, готовы грудью прикрыть своего товарища, командира, вынести из горящего дома ребёнка, задержать вооружённого преступника.
Экскурсовод предлагает детям сесть.
Наши воины проявляют мужество и героизм в борьбе с террористами. Вы, наверное, слышали о терактах, которые произошли в Беслане, в подземном переходе на Пушкинской, в нашем округе на улице Мельникова. Заложников спасали воины спецотрядов “Альфа” и “Витязь”.
А сколько бед нам приносят наводнения, лесные пожары, землетрясения, ураганы. И везде, где трудно – там наши воины. Только люди мужественные, стойкие способны укротить ярость огня, бушующую стихию наводнения. Наши воины всегда готовы прийти на помощь населению, выручить людей из беды. Они унаследовали традиции своих предков, дедов и отцов.
Дети.
Мы отцов не забыли традиции,
В нас живёт их отвага и честь.
Мы готовы к защите Отечества,
Руку дружбы народам подать
И, спасая судьбу человечества,
Жизни юные счастью отдать.
Экскурсовод. А сейчас давайте вспомним пословицы о Родине.
Дети.
- Жить – Родине служить.
- Родина – мать, а за мать не жалей и жизнь отдать.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Нет ничего краше, чем Родина наша.
- Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Экскурсовод. Подберите родственные слова к слову Родина.
Дети. Родина – род, родители, родной, родился, родня, родимая, родословная, родовитый, родительское собрание, родственные связи (узы), родичи, породнились, прародители.
Экскурсовод. Молодцы, ребята!
А теперь подойдите поближе к экспонатам.
Экскурсовод показывает военную шинель, сапоги, шапку-ушанку, бушлат, бескозырку, тельняшку.
Дети читают стихи: “Сапоги”, “Шинель”.
Экскурсовод показывает ордена и медали.
Дети.
Это – ордена и медали моего папы.
А это – одежда моего папы. Он – лётчик.
Дети рассматривают одежду полярного лётчика: дублёнку, шлем, перчатки, унты, кислородную маску, и задают вопросы. Экскурсовод отвечает.
Экскурсовод. Давайте вспомним пословицы о воинах и их долге.
Дети.
- Первое в жизни – честно служить Отчизне.
- Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
- Кто сердцем присягнёт, того враг не согнёт.
- По уставу жить – легче служить.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Умелый боец везде молодец.
- От военной науки крепнут разум и руки.
Экскурсовод. Ради мирной жизни на родной земле достойно несут свою нелёгкую службу наши воины. Ребята, я надеюсь, что вы, став взрослыми, будете служить Отчизне верой и правдой, как ваши дедушки и папы.
Звучит музыка. Дети покидают музей.
Иллюстрации вы можете спросить у автора статьи.