Урок географии по теме "Ветер"

Разделы: География


Цели:

образовательные:

- формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения (через установление причинно- следственных связей);
- ознакомление с видами ветров (через самостоятельную работу в группе, составление логико-опорной схемы);

развивающие:

- развитие критического мышления, коммуникативных умений и речи в  логике поставленных вопросов (составление кластера, синквейна, восстановление  перепутанных логических цепочек);

воспитательные:

- формирование навыков самостоятельного получения знаний  выработки своего мнения (через работу с текстом параграфа, сотрудничества в группе);
- формирование умения проведения рефлексии учебной деятельности  (через систематизацию,  самооценку).

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационная часть.

 

2 Стадия вызова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Стадия осмысления.

 

 

 

 

 

 

Опыт с воздушными шариками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

 

 

Презентация работы группы.

 

 

4. Стадия рефлексии.

 

 

 

5. Домашнее задание.

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

- Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы.
(Классу демонстрируется карта с прогнозом погоды на предстоящие дни, на котором изображены температура и атмосферное давление.)
- Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?
- Какого явления не достает?

- Конечно же, ветра. Ветер - это и будет тема урока (записывает тему урока на доске).  С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.
Заполнение таблицы №1
(Приложение1)
- Впишите в первую колонку все, что вы знаете о ветре, используя только ключевые слова.
Зафиксируем ваши предложенные ключевые слова по теме.
Записывает предложенные слова в первую колонку таблицы.
- Заполните вторую колонку таблицы.

 

 

Фиксирует запись на доске.
- Вписанные вопросы и будут планом урока.
- На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о ветре. А что вы вкладываете в понятие «ветер»? Свое определение запишите в тетрадь.

- А теперь сопоставьте  с тем, которое дают авторы учебника.
- Итак, ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении.

- Всегда ли мы можем увидеть ветер?

- Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?

 

 

- Какая причина может вызвать это
движение воздуха?

 

- Из какого шара, более или менее надутого, воздух будет выходить с большей силой?

- Какой вывод можно из этого сделать?

 

 

Проводит эвристическую беседу: Ребята, над земной поверхностью тоже наблюдается движение воздуха, т.е. ветер. Почему?

 

- А почему?

 

 

 

- А почему воздух различный по температуре?

- Почему поверхность нагревается по-разному?

 

- А почему различная высота Солнца?

 

- Мы выяснили причины возникновения ветра, а теперь необходимо систематизировать  эти причины при помощи кластера.
- Какие правила составления кластера существуют?

   

 

- А сейчас, ребята, я вам предлагаю немного пофантазировать, но  в то же время познакомиться с новыми для вас понятиями. Для этого вы поработаете в группах, а результатом вашей работы будет презентация листа опорной схемы.

Каждой группе предлагается инструктивная карта (Приложение2) с порядком выполнения действий, лист со схемой, на которой необходимо  отразить сведения, добытые самостоятельно. В результате должна получиться логико-опорная схема

 

 

 

Подводит итог работы групп.

1. В таблице заполняется третья колонка

2. Восстановление перепутанной логической цепочки.(Приложение 3)

3.Заполнить лист самооценки.(Приложение 4)

 1)  § 39, задание 2;
2)* Составить синквейн «ВЕТЕР»
Комментирует домашнее задание.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

 

 

 

Делают предположения.

- Ветра.

 

Записывают тему в тетради.

 

 

 

Заполняют первую колонку таблицы.

Предлагают.

 

Заполняют каждый самостоятельно.
Несколько учащихся называют, что они вписали.

 

 

Определяют цели урока

Записывают свое определение.

Сопоставляют.

Ответ учащихся:
«Нет, не всегда».

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух.

Предполагают, что движение возникло  из-за разности
давления.

 

- Из более надутого.

Предполагаемый вывод учащихся:
«Шар, который
больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью».

Объясняют причину
большей разницей в  атмосферном
давлении.

Предполагаемые ответы:
- По-разному нагревается воздух: где-то более холодный, где-то более теплый, по-разному давит на поверхность.

 

- По-разному нагревается поверхность.

- Из-за различного угла падения солнечных лучей, из-за различной высоты Солнца.

- Из-за шарообразности Земли.

 

Восстанавливают правила составления кластера.

Составляют кластер.

 

 

 

 

 

 

Получают инструктивные карточки, работают в группах.

Осуществляют презентацию своей  логико-опорной схемы

 

Заполняют колонку таблицы.
Восстанавливают логическую цепочку.

Оценивают свою работу

 

 

Записывают домашнее задание, задают вопросы