Цели:
образовательные:
- формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения (через установление причинно- следственных связей);
- ознакомление с видами ветров (через самостоятельную работу в группе, составление логико-опорной схемы);
развивающие:
- развитие критического мышления, коммуникативных умений и речи в логике поставленных вопросов (составление кластера, синквейна, восстановление перепутанных логических цепочек);
воспитательные:
- формирование навыков самостоятельного получения знаний выработки своего мнения (через работу с текстом параграфа, сотрудничества в группе);
- формирование умения проведения рефлексии учебной деятельности (через систематизацию, самооценку).
Структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационная часть.
2 Стадия вызова
3. Стадия осмысления.
Опыт с воздушными шариками
Групповая работа.
Презентация работы группы.
4. Стадия рефлексии.
5. Домашнее задание. |
Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. - Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. - Конечно же, ветра. Ветер - это и будет тема урока (записывает тему урока на доске). С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.
Фиксирует запись на доске. Сегодня на уроке мы будем говорить о ветре. А что вы вкладываете в понятие «ветер»? Свое определение запишите в тетрадь. - А теперь сопоставьте с тем, которое дают авторы учебника. - Всегда ли мы можем увидеть ветер? - Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?
- Какая причина может вызвать это
- Из какого шара, более или менее надутого, воздух будет выходить с большей силой? - Какой вывод можно из этого сделать?
Проводит эвристическую беседу: Ребята, над земной поверхностью тоже наблюдается движение воздуха, т.е. ветер. Почему?
- А почему?
- А почему воздух различный по температуре? - Почему поверхность нагревается по-разному?
- А почему различная высота Солнца?
- Мы выяснили причины возникновения ветра, а теперь необходимо систематизировать эти причины при помощи кластера.
- А сейчас, ребята, я вам предлагаю немного пофантазировать, но в то же время познакомиться с новыми для вас понятиями. Для этого вы поработаете в группах, а результатом вашей работы будет презентация листа опорной схемы. Каждой группе предлагается инструктивная карта (Приложение2) с порядком выполнения действий, лист со схемой, на которой необходимо отразить сведения, добытые самостоятельно. В результате должна получиться логико-опорная схема
Подводит итог работы групп. 1. В таблице заполняется третья колонка 2. Восстановление перепутанной логической цепочки.(Приложение 3) 3.Заполнить лист самооценки.(Приложение 4) 1) § 39, задание 2; |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Делают предположения. - Ветра.
Записывают тему в тетради.
Заполняют первую колонку таблицы. Предлагают.
Заполняют каждый самостоятельно.
Определяют цели урока Записывают свое определение. Сопоставляют. Ответ учащихся: Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух. Предполагают, что движение возникло из-за разности
- Из более надутого. Предполагаемый вывод учащихся: Объясняют причину Предполагаемые ответы:
- По-разному нагревается поверхность. - Из-за различного угла падения солнечных лучей, из-за различной высоты Солнца. - Из-за шарообразности Земли.
Восстанавливают правила составления кластера. Составляют кластер.
Получают инструктивные карточки, работают в группах. Осуществляют презентацию своей логико-опорной схемы
Заполняют колонку таблицы. Оценивают свою работу
Записывают домашнее задание, задают вопросы |