Открытый интегрированный урок "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 2 класс, компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), билеты-буклеты (Приложение 2, Приложение 3), карточки для групповой работы, разрезная азбука для фронтальной работы, солнышки и тучки для рефлексии, разноуровневые карточки домашней работы, выставка книг, костюмы для инсценирования.

ХОД УРОКА

Организационный момент

У. – Ребята, у нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости. Давайте поздороваемся с ними.

Психологическая минутка

У. - Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. А давайте послушаем сами себя, какое настроение у вас сейчас? Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? У вас на столах лежат солнышки и тучки. Посмотрите, какая карточка отражает ваше настроение? Выберите её, покажите. Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком (Приложение 1), а не очень хорошее – тучками. Я думаю, что у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые вам будут добрыми помощниками. Сегодня мы будем работать и в парах и группах. О чём мы должны помнить, общаясь друг с другом? (1 слово высвечивается на слайде, остальные дети добавляют хором).

Д. - Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение каждого, не перебивая.

Доказывать свои версии. В группе ответы даёт каждый. Будь внимательным друг к другу.

Умеешь сам – научи другого.

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

У. - Все мы, взрослые, родом из детства – вспоминаем своё детство, как волшебный сон. Наверное, вам родители говорили: «как бы я хотела сейчас оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты». Счастливы те дети, чьи родители и бабушки с любовью, перед сном рассказывают сказки.  Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где ещё, как не здесь, можно видеть бочку, плывущую по волнам океана, золотую рыбку, исполняющую желания, волшебное зеркальце? Через сказки мы познаем мир. Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте – море, волны плещут. Открывайте глаза. Помогите мне вспомнить строчки из сказки:

- Ветер по морю гуляет…
(Д. – И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…)

У. – Из какой сказки эти строки? Кто назовёт полное название этой сказки? Кто автор этой сказки?

Все мы с детства знакомы со сказками Александра Сергеевича. Еще совсем недавно мы с вами уносились в тридевятое царство вместе с героями Пушкина. В этом году ему исполнилось бы 210 лет.  Вспомните основные моменты жизни Александра Сергеевича (дети рассказывают).

У. - Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.  Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня, Арина Родионовна, рассказывает сказку. Поэт гусиным пером,  торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок. Ребята, а какие  сказки А.С.Пушкина знаете вы?

У. - Молодцы! Сегодня мы с вами заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями, каждый из которых приготовил для вас задания по русскому языку и чтению. Будьте активны и внимательны к словам русского языка и друг к другу. Вместе мы раскроем многие секреты. В это путешествие мы можем отправиться только по морю. Чтобы отправиться в любое путешествие, необходимо получить билет, а чтобы он имел силу, надо выполнить первое задание.

Минутка чистописания

У. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Дежурный ученик комментирует запись, дети отмечают орфограммы в тетрадях, учитель на доске)

У. - На минутке чистописания мы будем писать букву, которая не обозначает звука и указывает на мягкость согласного. Кто догадался, какую?   Правильно, мягкий знак. (Показ)

У. - Мы напишем ь Нежной капелькой, Вот так. Букву капелька смягчит – Слово мягко прозвучит.(ь  ьь  ььь)

У. - Какую закономерность заметили? ( Количество букв в «цепочке» увеличивается)

У.- Прописываем у себя в тетрадях, соблюдая эту закономерность.

У. - А сейчас я взмахну указкой, и все вы превратитесь в строгих, но справедливых учителей. Возьмите простые карандаши и подчеркните 3 самые правильные и красивые буквы.

-Раз, два, три, четыре – Начинается игра. Вы теперь не просто дети, Вы теперь учителя.

У. - Учёные, изучающие русский язык, сказали, что буква ь  талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

У. - Вот как сказал про ь писатель Лион Измайлов:

Ь – хитрый знак, не сказать его никак.
Он не произносится, но в слово часто просится.
Почему у дома угол превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так? Это сделал ь.

У. - Итак, подумайте, о чём же мы сегодня с вами будем говорить на русском языке, путешествуя по сказкам Пушкина? (о мягком знаке). И не просто о мягком знаке, а о мягком знаке, который пишется  в середине и на конце слова. Молодцы, вы справились с первым заданием, получите ваши билеты. С такой командой нам любое «море по колено».

Словарная работа. Работа с фразеологизмами

У. - Ой, ребята, а как же может такое быть, чтобы море – и по колено?

Д. - Всё нипочём, ничего́ не стра́шно.

У. – Молодцы.

Море весело шумит,
Судно весело бежит,
Мимо царства у Салтана,
К острову Крылатых выражений.
Петушок с высокой птицы
Стережет его границы.

У. - Мы с вами подплываем к Острову Крылатых выражений, на котором нас встречает герой какой сказки Пушкина? («Сказки о золотом петушке»)

У. - Петушок предлагает вам вспомнить, для чего нам нужны фразеологизмы?

У. - Сейчас я  буду называть  вам фразеологизм, а вы дайте ему объяснение и найдите слово, которое мы должны будем записать с красной строки, с большой буквы, через запятую.

  • стреляный воробей (об опытном, бывалом человеке или о животном.)
  • как корова языком слизала (бесследно исчезнуть)
  • трещит как сорока (говорит быстро и громко)
  • живут как кошка с собакой (постоянно ссорятся)
  • заячья душа (о робком, трусливом человеке)
  • пускать петуха (устраивать пожар, поджигать что-либо)
  • старая лисица (хитрый, лукавый человек). Запишем - лисичка
  • пуганая ворона (излишне осторожный человек, который всего боится вследствие того, что его часто и сильно пугали)

(Дети записывают слова: воробей, корова, сорока, собака, заяц, петух, лисица, ворона).

Взаимопроверка

У. - Поменяйтесь тетрадями, сравните с верным написанием этих слов. Исправления делайте карандашом. Встаньте те, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы! Поставьте на полях карандашом «5». Кто совершил 1 ошибку? Поставьте на полях карандашом «4». Я очень надеюсь, что в следующий раз ошибок не будет вовсе.

У. - Посмотрите еще раз на эти слова из словаря. Какие части речи мы записали? (сущ-е)

У. - Что еще можно сказать об этих словах? (одушевленные, нарицательные)

У. - Какая орфограмма встретилась в слове «лисичка»? (-чк-)

У. - Что вы знаете об этом сочетании? (-чк- пишется без ь)

У. - Почему мы не пишем ь? (ч – всегда мягкий звук)

У. - Что можно еще сказать о слове «лисичка»? (оно многозначное, имеет 2 значения – гриб и уменьшительно-ласкательное от слова лиса)

У. - Сегодня мы с вами познакомимся еще с 1 словом из словарика. А какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной… (медведь)

У. - Прочитайте это слово негромко, по слогам, четко проговаривая каждый слог.

Этимологический анализ

У. - Медведь – это крупное хищное животное с большим, грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами. Почему же его так назвали: мед-ведь? Давайте посмотрим, что об  этом написал Николай Сладков. (Чтение) (Инсценирование)

У. - С какой интонацией мы будем читать слова медведя? А сороки?

У. - Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.

Запоминание с опорой на главный тип памяти

У. - Молча посмотрите на это слово. Прочитайте про себя по слогам. Закройте глаза и представьте это слово написанным. Откройте глаза и проверьте себя.(Слово закрывается).

Запись под диктовку

У. - Записываем это слово под диктовку. (Образец открывается)

Орфографический самоконтроль

У. - Проверьте по образцу с проговариванием по слогам. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Нахождение непроверяемой безударной гласной

У. - Какую же безударную гласную в этом слове необходимо запомнить? (-е-)

У. - Те, кто был внимательным, обязательно рассмотрели в этом слове орфограмму, о которой мы говорили в начале урока (ь – на конце слова). Подчеркните его. Какую роль он здесь выполняет?

Выделение корня

У. - Какие слова называются однокоренными? Подберите однокоренные слова к слову медведь.

У. - А что такое корень? Вспомните, что нужно сделать, чтобы найти в слове корень? Выделите корень в слове медведь.

У. - О медведе довольно много фразеологизмов. Мы сегодня разберем только 2 из них.

 У. - Как вы думаете, что значит выражение - Медведь на ухо наступил?  А выражение - Смотреть (или глядеть) медведем? 

У. - На следующем уроке мы обязательно вернёмся к этому слову, а вы, если точно назовёте, какую букву нам надо запомнить в слове «медведь», услышите настоящее рычание медведя.

У. -  На домашнем задании составьте и запишите предложение с этим словом.

Физминутка

Медвежата (МЕДВЕЖАТА В ЧАЩЕ ЖИЛИ…)

- Садитесь на свои места, положите головы на парты и подумайте о самом хорошем.

Ознакомление с новым материалом

У. - Молодцы. Можно плыть дальше.На острове, куда мы попали есть чудо. О каком чуде идет речь?

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.

- Кто живёт в этом доме? (Белочка). Кто продолжит? (дети продолжают)

Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд,
Слуги белку стерегут.

- Белочка предлагает вам отгадать загадки, а отгадки записать через запятую с красной строки.

(1 ученик у доски, остальные в тетрадях)

Спит  или  купается,
Всё  не  разувается:
День  и  ночь  на ножках
Красные   сапожки.
(гусь)

Два коня   у  меня,
Два  коня.
По  воде  они  возят  меня,
А вода тверда,
Словно  каменная!
(коньки)

Висит  за   окошком
Кулёк  ледяной,
Он   полон  капели
И  пахнет весной.
(сосулька)

Что   же   это  за  девица?
Не  швея, не  мастерица,
Ничего  сама  не  шьёт,
А  в  иголках  круглый год.
( ель)

Сбоку  марка  и картинка,
В   круглых  штампах
Грудь  и  спинка.
Маленькое   очень,
Быстрое, как  птица,
Если  ты  захочешь -
За море  умчится.
(письмо)

Ей   бродить  ничуть  не лень
Рядом  с вами   целый  день.
Стоит   солнышку  зайти,
Как  её  вам   не  найти.
(тень)

У. - Прочтите глазками еще раз слова-отгадки. На какие группы можно разделить эти слова? (ь – на конце слова и ь в середине слова)

У. - Какую роль выполняет ь во всех этих словах? (показатель мягкости)

У. - Я вам назову слова, а вы, если услышите мягкий знак на конце – сделаете 1 хлопок, а если мягкий знак в середине – 2 хлопка.

День, зверь, окуньки, лень, деньки, дом, пеньки, окунь, зверьки, банка, банька, угол, уголь, уголки, угольки, васильки, степь.

- Молодцы!

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

У. - Ребята, смотрите, перед нами еще одно чудо из сказки А.С.Пушкина:

 (читает ученик)

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

У. - Черномор приготовил вам задание:

К следующим словам добавьте Ь и объясните значение слов.

(Фронтальная работа.  По 1 человеку выходят к доске, работа с разрезными карточками)

мел – мель (мелководное место в реке, водоеме)

стал (вставать)- сталь (твердый серебряный металл)

галка (птица с сине – черным оперением) – галька (мелкий, гладкий камень, округлой формы)

У. - Что изменилось с появлением Ь? (Изменилось значение слов) Не зря Ь – талантливая буква!  Какой вывод можем сделать? (Одна буква может изменить смысл слова.)

Подготовленный ученик:

Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без него не написать
30, 20, 10, 5.
Вместо 6 получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится,
Вот что может получится,
Если будете забывать
Мягкий знак в словах писать.

Работа с учебником

У. - Ребята, прислушайтесь:

Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют…

У. - Из какой сказки эти строки? (Сказка о рыбаке и рыбке) Рыбка из сказки «О рыбаке и рыбке» нами недовольна. Что же мы забыли? Мы забыли про наш бортовой журнал (учебник). Давайте его откроем и найдем следующие ориентиры: стр. 86, упр.148. Прочитайте задание. Что надо сделать в упражнении? Выполняем эту работу по вариантам: девочки – 1 и 2 предложение, мальчики – 3 и 4. (Проверка выборочно)

У. - На домашнем задании выполните работу соседнего варианта.

Физминутка для глаз

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить. (Зрительная физминутка)

Звуко-буквенный анализ слова с опорой на памятку

У.- Ветер весело шумит,
Судно весело бежит.
А Балда над морем опять шумит,
Да чертям верёвкой грозит.

У. - Из какой сказки это герой? («Сказка о попе и работнике его Балде»)

Говорит Балда:
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам вам сейчас задачу.

У. - Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком. А почему говорят «Соль дела, соль урока»? Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.
Дети выходят и выполняют по 1 строке на доске, остальные работают в тетрадях.
Со′ль
с[ с ] – согл., тверд., парн., глух.
о[ о ] – гл., уд.
л[ л ] – согл., мягк., непарн., зв.
ь[ - ]
4 б., 3 зв., 1 сл.

У. -  Почему букв здесь больше, чем звуков?
Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков?

Закрепление изученного материала. Работа в группах

У. - Пора нам возвращаться домой. А для этого вам представляется работа в группах. Каждая команда получит карточку, на которой дан кроссворд. Задача команды – отгадав кроссворд, получить ключевое слово.

Дети решают кроссворд, в котором ключевое слово – Пушкин.

А сама-то величава,
Выступает, будто … (пава)
Ой Вы, гости – господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете … (чудо)
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят … (мешок)
А сидит в нём князь Гвидон,
Он прислал тебе … (поклон)
Коли красная девица,
Будь нам милая … (сестрица)
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и … (сон)

У. - Вот и сказке конец, а кто слушал … (молодец).

А вместе со сказкой закончился наш урок. К нам на урок приходили герои сказок А.С.Пушкина и приносили задания. Что общего было во всех заданиях? (слова с ь)

У. - Чему мы научились, выполняя их? Что вам понравилось на уроке, что запомнилось? Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно? Найдите у себя на парте солнышки и тучки. Поднимите ту карточку, которая теперь соответствует вашему настроению. Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе, вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали еще 1 секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком. Сегодня  я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути. Спасибо всем. Урок закончен.

Домашнее задание

Литература

1. http://www.pedsovet.su/load/238-1-0-1135

2. https://urok.1sept.ru/articles/514706/

3. https://urok.1sept.ru/articles/414262/

4. Конспект урока русского языка учителя начальных классов Андрусенко Светланы Анатольевны

5. http://detkam.biz/shkolnie-predmeti/nachalnie-klassi/pravopisanie-myagkogo-znaka-v-seredine-i-na-kontse-slova.html

6. http://lessons.irk.ru/theatre1.html