Цель: развивать у детей умение воспроизводить в рисунке ранее воспринятые сюжеты природы зимой, а именно «деревья в снегу», «снег», «северное сияние».
Задачи:
- знакомство с историей появления Деда Мороза как сказочного персонажа;
- создание условий для формирования интереса к рисованию и повышения мотивации изобразительной деятельности;
- развитие зрительных представлений и творческого воображения и фантазии.
Форма проведения: час творчества для учащихся 3-5 кл.
Подготовительный этап: оформление раздаточного материала, цикл занятий по темам: «Деревья в снегу», «Северное сияние», «Какого цвета снег?».
Оформление: плакат «Дед Мороз», снежинки, название темы, репродукции картин «Природа зимой».
Оборудование: глобус, «волшебная палочка», конверт с разрезными картинками, мяч, цветные карандаши, альбомы для рисования, запись классической музыки, ноутбук.
Словарная работа: Лапландия, глобус.
Ход занятия
1. Организационный момент. (2 мин.):
Добрый день, друзья!
Я рада приветствовать вас в нашем уютном классе. Но сегодня это необычный класс. Он наполнен волшебством и чудесными превращениями. Чтобы волшебство не потеряло свою силу, мы с вами должны соблюдать три правила:
- Сделай сам – помоги другу.
- Будь внимательным, не отвлекайся.
- Твори, выдумывай и фантазируй.
Я приглашаю вас совершить путешествие в сказочную страну. В какую? Вы узнаете позже.
2. Вводная часть. (5 мин.)
Для начала отгадайте мою загадку.
У этого дедушки много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристаёт,
За пальцы хватает, за уши дерёт,
Кусается, щиплет, доводит до слёз…
У внуков краснеют и щёки, и нос…
Но вечер счастливый приходит в году,
Сердитого дедушку в гости я жду.
Подарки приносит, и добрый на вид
И все веселятся, никто не ворчит.
Ребята, вы конечно узнали о ком шла речь в стихотворении? (Дед Мороз)
Давайте поиграем в игру «Снежный ком» и вспомним, как выглядит дед Мороз? Его внешний вид.
( Дети передают друг другу мячик и называют внешний отличительный признак деда Мороза).
Ответы детей: добрые глаза; большая белая борода и усы; румяное лицо, красный нос и щёки; носит длинную шубу красного цвета; носит варежки, валенки и меховую шапку; у него есть волшебный посох; есть мешок с подарками, игрушками, конфетами; у него есть внучка Снегурочка.
Расскажите, какой он по характеру? Что умеет делать?
Ответы детей: он добрый и весёлый; любит детей; любит с ними играть; всем детям в Новогоднюю ночь дарит подарки и исполняет самые заветные желания; умеет петь и плясать.
Молодцы!
Дед Мороз был порождён фантазией жителей крайнего Севера более 2-х тысяч лет назад. Сначала это был сильный и злой старик, хозяин снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. И русский народ придумывал и рассказывал немало сказок и легенд о Морозе. Его называли по разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те далёкие времена он редко кому дарил подарки, наоборот, люди дарили подарки ему, чтобы он стал добрее.
Когда в России стали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, а это произошло в 1700 году по приказу Петра I, дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Его характер изменился, он подобрел, повеселел, и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь. А также у него появилась внучка – Снегурочка.
3. Основная часть.
а) теоретическая часть (5 мин)
Прекрасно! Кто такой дед Мороз вы вспомнили. Тогда у меня к вам 2-й вопрос. Где живет дед Мороз?
Этот вопрос является темой нашего творческого занятия, к концу которого мы должны:
- дать ответ на вопрос: где, в каком краю, живет дед Мороз;
- придумать и нарисовать этот волшебный край, страну.
Ребята! Как вы думаете, где может жить дед Мороз? Почему?
Ответы детей: на севере; там, где холодно; где много снега и льда; в своем домике в лесу.
Вы правы! Избушка деда Мороза находится в краю, где много снега и холодно, а вокруг необыкновенный, сказочно красивый лес.
Может кто-то из вас знает, как называется этот край, сказочная страна, в которой живет дед Мороз?
Я предлагаю открыть волшебные конверты и из осколков сложить картинку (см. приложение 1)
Выполнив задание, вы прочитаете название сказочной страны – родины деда Мороза. (Лапландия)
О Лапландии – стране холода и льда рассказал нам великий сказочник Г. Х. Андерсен в своей знаменитой сказке.
Кто мне подскажет название этой сказки? ( «Снежная королева» )
Когда и почему дед Мороз поселился в Лапландии, не знает никто, но живет он несомненно там!
А вы верите в существование настоящего деда Мороза?
Есть ли на самом деле на Земле эта таинственная и холодная страна Лапландия и где она находится? Оказывается, что Лапландия существует не только в сказке, но и на нашей планете Земля.
Прошу потихоньку подойти ко мне.
(Учитель на глобусе показывает детям местоположение Лапландии.)
Лапландией называют северные районы Швеции, Норвегии, Финляндии и России (Кольский полуостров). Находится она за полярным кругом, поэтому здесь зимой долгая полярная ночь – что делает эти места еще более таинственными и загадочными.
Ребята! А вы хотели бы побывать в Лапландии и полюбоваться красотой природы Севера и быть может встретиться с настоящим дедом Морозом? Тогда усаживайтесь поудобнее на своих местах и закрывайте глаза.
С помощью своей волшебной палочки я помогу вам совершить удивительное путешествие на Далекий Север, в сказочную Лапландию. Подключайте свое воображение и фантазию!
4. Релаксация. «Сказочная Лапландия» (5 мин) (см. приложение 2)
Продолжение основного этапа
б) творческая деятельность (20-25 мин)
А теперь я предлагаю вам взять в руки карандаши и на альбомном листе попробовать изобразить сказочную страну Лапландию, образ которой возник в вашем воображении. У кого-то это будет зимний лес весь в снегу, кто-то из вас увидел избушку деда Мороза на опушке этого леса. А может вас поразила необычная красота полярного сияния. Каждому из вас предоставляется возможность пофантазировать и создать свою сказочную Лапландию.
Помните, правило №3 гласит: «Твори, выдумывай и фантазируй!»
в) выставка рисунков (см приложение 3) ( 5мин.)
Педагог приклеивает на каждый рисунок картинку с изображением Деда Мороза.
5. Итог (3мин.)
а) Заключительное слово учителя
Мне кажется, что вы получили большое удовольствие от проделанной работы. Эта работа показала мне, какие вы выдумщики и фантазёры.
б) Рефлексия.
- Что понравилось?
- Какое настроение?
- Чему научились?
- Что нового узнали на занятии?