Второй год обучения. Возраст детей 8-9 лет.
Продолжительность занятия: 2 академических часа по 45 минут с 10 минутным перерывом.
Тема: Соединительный и тамбурный швы.
Цели:
- Научить обучающихся выполнять тамбурный и соединительный швы, пользоваться схемами в ходе работы.
- Развивать творческие способности обучающихся. Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать эстетический вкус. Воспитывать чувство взаимопомощи, сотрудничества.
Тип занятия: занятие – сказка
Методы обучения:
Словесный – сказка, мини-беседа о ТБ, рассказ-объяснение, консультация педагога, рассказ обучающихся о «Лягушке»;
Наглядный – образец «Лягушки», схемы выполнения и соединительного швов, мини-выставка готовых работ;
Практический – самостоятельная работа по соединению деталей «Лягушки» и вышивки, творческое задание;
Игровой – в игре дети незаметно для себя узнают новый вид шва, практически закрепляют и оценивают результат;
Развивающее обучение – создание проблемной ситуации, расширение кругозора обучающихся, развитие умения применить имеющиеся знания в новой ситуации, умение сравнивать, выделять контрастные признаки, различия и некоторые сходства.
Оборудование: пряжа разных цветов, готовые детали «Лягушки», крючки 2,5 – 3 мм, ножницы, иголки с большим ушком, крючки 2,5-3 мм, мелки, готовый образец «Лягушки» схемы изготовления деталей (Приложение 1), карточки с примерным планом рассказа о «Лягушке», «болото» изготовленное из декоративно потолочной плитки, схемы выполнения и соединительного швов (Приложение 2).
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, вы любите сказки? Каких сказочных героев вы знаете? Сегодня я предлагаю вам на время стать маленькими добрыми феями, у которых золотые руки и золотое сердце. Сегодня вам феям предстоит работать с ножницами и иглами и крючками, чтобы вы не поранились давайте повторим правила безопасного пользования этими инструментами.
(Требования безопасности при работе с ножницами. Требования безопасности при работе с иглами, булавками. Приложение 3).
- Сейчас я приглашаю вас в сказку!
- В далекой стране на болоте жили лягушки. Они очень любили свое болото и были счастливы. Пришла зима, необычно лютая для тех мест и лягушки поняли, что им эту зиму не пережить. Тогда они попросили добрую волшебницу перенести их в теплые края и получили согласие. Прознала об этом злая колдунья и решила погубить лягушек. Она сломала устройство для перемещения, и лягушек разбросало по частям. Добрая волшебница очень огорчилась. Ей было жаль маленьких безобидных существ. И тогда она решила обратиться к вам, добрым маленьким феям, чтобы вы исправили результат злодеяния этой колдуньи и сшили лягушек. Добрая волшебница очень надеется на вас и верит, что вы все сделаете правильно.
- Подумайте, как можно выполнить задание доброй феи?
- Детали можно сшить (ответ обучающихся).
- А чтобы вы могли это сделать, вам необходимо научиться выполнять соединительный и тамбурный швы.
2. Практическая работа.
- Подумайте, как правильно и в нужном месте пришить лапки и глазки к туловищу «Лягушки»?
Примерные ответы обучающихся:
- Наметим мелом на туловище лягушки места пришивания глазок и лапок к туловищу.
Объяснение педагога выполнения соединительного шва:
- Пришиваем детали соединительным швом (через край), приложив их лицевыми сторонами друг к другу.
3. Динамическая пауза. Гимнастика для глаз
Упражнение 1.
- Очень медленно вращать глазами. Вдыхая, смотреть вправо и затем вверх.
- Вдыхая, смотреть влево и вниз.
- Устремить взор вдаль.
Повторить упражнение в другую сторону (влево – вверх – вправо – вниз). Выполнять по 4-5 раз в каждую сторону.
Упражнение 2.
- Посмотреть на кончик носа (несколько секунд)
- Перенести взгляд вдаль (несколько секунд).
Повторить упражнение 4-5 раз.
Упражнение 3.
- Закрыть глаза на несколько секунд.
- Открыть глаза на несколько секунд.
Повторить 4-5 раз.
Упражнение 4.
- Не поворачивая голову, перевести взгляд вверх – прямо – вниз.
- Перевести взгляд прямо – вправо. Аналогично проделать упражнение по диагонали в правую и левую стороны.
Повторить 4 – 5 раз. Продолжение практической работы.
4. Активная перемена.
- Отмечаем мелом рот лягушки и вышиваем его тамбурным швом.
В ходе практической работы обучающиеся выполняют соединительный и тамбурный швы, при этом пользуются схемами выполнения этих швов. Педагог осуществляет индивидуальный показ, помощь, производит промежуточную оценку деятельности.
5. Пальчиковая гимнастика.
- Сильно встряхните пальцы рук, как будто что-то скидываете.
- Похлопайте друг другу.
- Сжимайте руки в кулаки и разжимайте.
- Помассируйте каждый палец, начиная от основания к концам пальцев гладкими движениями.
- Помассируйте кончики пальцев круговыми движениями по часовой стрелке, там находятся нервные окончания, отвечающие за работу головного мозга.
6. Творческое задание.
- Вы замечательно потрудились, и не только спасли от гибели лягушек, но и приобрели себе новых друзей.
- Подумайте и составьте рассказ о своей новой подружке лягушке.
Примерный план рассказа.
- Имя лягушки.
- Ее род занятий.
- Черты характера лягушки.
- Друзья или родственники лягушки.
- Другое.
Каким элементом, связанным из ниток, можно подчеркнуть индивидуальность «Лягушки»?
Вязание элемента для «Лягушки» (корона, галстук-бабочка, бантик, косички…).
7. Итог занятия.
Мини выставка. ( Приложение 4)
Все сказки заканчиваются счастливо. И все наши лягушки вернулись на болото здоровые и невредимые. Вы прекрасно справились со своей задачей. Добрая волшебница очень довольна результатами вашей работы.
Рефлексия.
- А вы довольны своей работой?
- Что вам больше всего понравилось в вашей работе?
- Какой шов вам показался более интересным?
- Где вы сможете применить умения, полученные сегодня на занятии?
В благодарность за вашу работу на занятии добрая фея дарит вам маленькие сладкие призы.