Статья "Учить, и здоровью не вредить!"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение

Перед начальной общеобразовательной  школой сегодня встала серьёзная и важная проблема: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно либо даже невозможно восполнить впоследствии. Однако учебные требования должны соответствовать психофизиологическим возможностям детей младшего школьного возраста. Регламентация образовательного процесса значительно изменилась после того, как в сентябре 2003 года были введены в действие новые санитарно-гигиенические правила и нормы. Так, например, для учеников 1-х классов допускается только 5-дневная учебная неделя, а продолжительность уроков – не более 35 минут с динамической паузой не менее 40 минут в середине учебного дня.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность ребёнка, она совершенно необходима для его нормального   роста и развития. С другой стороны, умственная работа, связанная с вынужденным сохранением положения тела, оказывается для детей весьма значительной нагрузкой. Взглянем на маленького школьника с этой точки зрения. Мы увидим, что школа снизила его двигательную активность почти наполовину; зато нагрузку, связанную с сохранением статической рабочей позы, она резко увеличила. Разумеется в этом нет ничего фатального, но, если приняв во внимание анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности детей, а так же гигиенические требования к учебному процессу, педагоги могут в значительной степени облегчить ребёнку процесс учебы, помочь ему учиться без всякого ущерба для здоровья – более того, они должны помнить, что укрепление здоровья ребёнка, его нормальный рост и развитие остаются вернейшим залогом успехов в обучении. Задачу охраны и укрепление здоровья можно решить посредством систематической работы, обеспечивающей благоприятный режим развития ребёнка:

- рационального нормирования учебной нагрузки;
- организации психофизиологических пауз и физкультминуток во время уроков;
- проведения динамических перемен (организация подвижных игр развивающего и воспитывающего характера);
- усовершенствования уроков физического воспитания и их интеграции с другими образовательными областями;
- организации полноценного горячего питания школьников;
- организации и проведении спортивно-массовых мероприятий, соревнований на свежем воздухе, походов и экскурсий.

Это позволяет учителю рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность младших школьников на протяжении всего учебного дня. Большим подспорьем в решении проблемы организации отдыха младших школьников и проведения динамических пауз между занятиями могут стать подвижные народные игры.

Основная часть

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей : их быт, труд, национальные устои; представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Кроме того, в играх заключено много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как внутри школы, так и на спортивной площадке. Основным условием успешного внедрения игр в жизнь детей является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а так же методикой  педагогического руководства. В ходе игры учитель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, дает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально- положительное настроение и взаимоотношения играющих. Педагог должен помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.  

Татарские народные игры.

1. Игра «Серый волк»

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или густой траве). Остальные игроки находятся на противоположной стороне. Расстояние между линиями 20-30м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает:

- Вы, друзья, куда спешите?
- В лес дремучий мы идём.
- Что вы делать там хотите?
- Там малины наберём.
- Вам зачем малина, дети?
- Мы варенье приготовим.
- Если волк в лесу вас встретит?
- Серый волк нас не догонит.

После этого дети подходят к тому месту, где спрятался волк, и хором говорят:

- Соберу я ягоды и сварю варенье.
Для любимой бабушки будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать.
А волков, медведей вовсе не видать!

После слов «не видать» серый волк встаёт, а дети быстро убегают за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово. Ловить убегающих можно только до черты дома.

2. Игра «Стоп»

На полено кладут доску так, чтобы один её конец был опущен на землю, а другой приподнят. На опущенный конец доски кладут мяч. Выбирают водящего. Он находится рядом с мячом. Здесь же остальные игроки становятся в одну шеренгу.
Один из игроков нажимает ногой на верхний конец доски, мяч летит вверх, водящий бежит за ним. В это время остальные должны убежать, как можно дальше. Поймав мяч, водящий кричит: «Стоп!». Все останавливаются. Водящий бросает мяч в того, кто находится к нему ближе. Тот в кого попал мяч, становится водящим. Если мяч не попадает в игрока, водящий выполняет свою роль повторно.

3.  Игра «Скок-перескок»

Чертят большой круг (диаметром 15-30м), а внутри него маленькие кружки (диаметром 60-70см) для каждого из участников игры. Выбранный водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок!». Игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий также стремится занять место одного из игроков, прыгая на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

4. Игра «Хлопушки»

На противоположных сторонах площадки отмечаются двумя параллельными линиями два «города». Расстояние между ними 15-20м. Все дети выстраиваются у одного из «городов» в шеренгу, принимая следующую позу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Водящий подходит к стоящим у «города» и неожиданно бьёт кого-нибудь по ладони. Водящий и «запятнанный» бегут к противоположному «городу». Кто быстрее добежит, тот останется в новом «городе», а другой становится водящим.

5. Игра «Догони зайца»

На противоположных концах площадки чертят две линии, одна из них стартовая. Расстояние между ними 20-40м. Параллельно стартовой линии на расстоянии 2 метров чертят другую линию. От стартовой линии по всей длине площадки проводят непрерывную зигзагообразную черту. Учитель разбивает класс на две равные команды и выстраивает играющих за стартовой линией. Игроки первой команды становятся «зайцами», а игроки другой команды - «охотниками». По сигналу учителя игрок первой команды – «заяц» начинает бег по зигзагообразной линии, следуя за всеми её изгибами. Когда «заяц» пересечет линию, параллельную стартовой, игрок второй команды – «охотник» начинает погоню, не сходя с той же зигзагообразной линии. Если он догонит убегающего «зайца» и осалит его лёгким ударом по плечу, то приносит своей команде очко. Если не догонит, очко получает убегающий «заяц». То же повторяют остальные игроки. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Игры и эстафеты, традиционные для татарского народного праздника «Сабантуй».

1. «Бег с ведёрками»

Участвуют в основном девочки. Они берут коромысла с маленькими ведерками, наполненными водой и выстраиваются в одну шеренгу. По сигналу начинают бег на заранее установленное расстояние (50м). Выигрывает та, которая раньше всех достигнет финиша и донесет больше воды, чем остальные.

2. «Бег петухов»

Игроки захватывают левой рукой левую ногу за область голеностопного сустава, становятся в один ряд и по сигналу начинают бег до отмеченного места. Выигрывает тот, кто добежит первым.

3. «Петухи»

На земле чертится круг. Дети прижимают к туловищу слегка согнутые руки и встают в круг. Прыгая на одной ноге (другая сгибается), стараются плечом вытолкнуть соперника за круг (или заставить встать на обе ноги)

Планирование работы по сохранению и укреплению здоровья во 2 классе

В классе обучается 23 ученика.  14 учеников имеют группу здоровья D II, трое – D I, и трое – D III. Занимаются на уроках физической культуры в основной группе – 18 детей, в подготовительной группе – 3, в специальной – 2.  Часто встречающиеся заболевания: функциональная кардиопатия, сколиоз, нарушение осанки, гипосомия, гиперсомия, миопия. Исходя из этих данных   работа ведется в соответствии с планом, который предложен ниже.

План работы по сохранению и укреплению здоровья:


Мероприятие, тема.

Дата проведения

Ответственные.

1.

2.

3.

4.
5.

6.

7.

 

8.

9.

10

11
12

13

14

 

15
16

 

17

 

18

19

20

21

22

23

 

24

25

26

27

 

28

29

30

 

31

 

32

33

34
35
36
37

38

 

39

Тематический классный час:   - мой режим дня;
 Спортивные мероприятия:
- подвижные игры на улице.
Экскурсии:
-   в спортивную школу;
Маркировка мебели.
Подбор учебного места с учетом роста ребёнка.
Составление графика проветривания кабинета.
Тематический классный час:
- о вреде курения, алкоголя и наркотиков;  
Спортивные мероприятия:
- эстафета.
Проветривание кабинета по графику.
Составление карты здоровья класса(по итогам мед.осмотра)
Разучивание физкультминуток
Смена учебного места всех учащихся;
Тематический классный час:
- здоровое питание;
Спортивные мероприятия:   
-  подвижные игры во время перемен и динамич.  паузы;
- эстафета.
Тематический классный час:
- лекарственные растения Татарстана.
Спортивные мероприятия:
- участие в общешкольном проекте «Семейный спортзал»;
Тематический классный час:
- здоровый образ жизни;
Спортивные мероприятия:
- эстафета.
Экскурсия в спортивный комплекс «Олимп»
Смена учебного места всех учащихся.
Тематический классный час:
- о профилактике гриппа.
Спортивные мероприятия:
- военно-спортивная игра ко дню защитника Отечества;
Экскурсия в ледовый дворец «Олимп»
Тематический классный час:
- о пользе витаминов;
Спортивные мероприятия:
- эстафета.
Творческая работа:
-конкурс сочинений, рисунков о здоровом образе жизни. Смена учебного места всех учащихся.
Тематический классный час:
- спорт в жизни человека;
Спортивные мероприятия:
- участие в общешкольном мероприятии ко Дню здоровья.
Творческая работа: рефераты «Как сберечь зрение»,  «Как мы бережём здоровье»
Тематический классный час:
-природа и здоровье человека.
Спортивные мероприятия:
- эстафета;
- подвижные игры на воздухе.
Экскурсия на природу.
Упражнения для глаз Физкультминутки на релаксацию
Проветривание кабинета, влаж уборка по графику(размещён в уголке).
Отметки в карте здоровья класса

Сентябрь

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

Декабрь

 

 

Январь

 

 

Февраль

 

 

 

 

Март

 

 

 

Апрель

 

 

 

Май

 

 

 

 

На каждом уроке в течение года

Ежедневно в течение года

По необходимости

Кл. рук.

Кл. рук.

Кл. рук.

Кл. рук.
Кл. рук.

Кл. рук.

Род.комитет

 

Кл. рук.

Кл. рук.

Кл. рук.

Спорт.сектор
Кл. рук.

Кл. рук.

 

Кл. рук.

спорт. сектор

 

 

Организатор

Кл. рук.

Спорт.сектор

Кл. рук.

Кл. рук.

 

С участием род. комитета
Кл. рук.

 

Медсестра

 

Кл. рук.

 

Кл. рук.

Кл. рук.

 

Организатор

 

Кл. рук.

 

 

Спорт.сектор

Кл. рук.
Род. ком.
Кл. рук.
Спорт.сектор

Кл. рук.

 

Кл. рук.

Библиография:

  1. С.С.Пичугин. Подвижные игры как форма организации и  проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. // Начальная школа плюс до и после. №1  2006г.
  2. Программа спортивно-оздоровительных занятий для общеобразовательных учреждений. Казань.1999г.