Урок географии в 9-м классе по теме "Химическая промышленность"

Разделы: География


Цели урока:

  • Образовательная: изучить особенности химической промышленности, показать ее значение в экономике России, раскрыть особенности размещения химической промышленности.
  • Развивающая: развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать мысли;
  • Воспитательная: воспитать у учащихся умение работать в коллективе, ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

Опорные знания и умения: природные ресурсы, калийная соль, шины, пластмасс, каучук, апатиты, серная кислота.

Новые знания: химическая промышленность, состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий, их изменение под влиянием НТР.

Новые умения: Уметь составлять характеристику основных баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Методы обучения: репродуктивный.

Форма проведения: комбинированный тип урока.

Средства обучения: Карта "Химическая промышленность", коллекция "Химическое сырье".

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами изучили тему "Цветная металлургия". Давайте вспомним:

-На какие группы подразделяют цветные металлы?

-Назовите основные металлургические базы тяжелых цветных металлов?

-Где в Росси плавится основная часть алюминия?

-Назовите основные районы добычи золота в России?

III. Изучение нового материала.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с химико-лесным комплексом , а точнее с химической промышленностью. В работе над этой темой вам поможет учебник и модуль (инструкция).

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

-Тяжелые (медь, цинк, свинец, олово, никель); легкие (алюминий, магний, титан); благородные (золото, платина, серебро и др.); редкоземельные (цирконий, селен, германий)

- Уральская- заводы в Карабаше, Медногорске, Ревде, Пышме и др.

-В Восточной Сибири.

-Магаданская область, Красноярский край, Якутия, Иркутская область.

Записывают число и тему урока в тетрадь.

Класс делится на группы по 4 человека, каждая группа получает модуль.

Модуль.

Шаг № 1.

-Дополните фразу:

" Химико-лесной комплекс слагается_________отраслями - ____________и____________промышленностью."

"Ведущая среди них-_____________ промышленность."

"Химизация - это широкое применение _________________ и _________ во всех хозяйственных отраслях."

Шаг № 2.

- Выявите три особенности химической промышленности.

Шаг № 3.

-Работая с текстом учебника (стр. 145-148 рис.47, табл.33, карта атласа "Химическая промышленность"), заполните таблицу "Химическая промышленность".

Отрасль Продукция Факторы размещения Центры
1. Горно-химическая.      
2. Основная химия.      
3. Химия органического синтеза.      

Шаг № 4.

- Выпишите основные базы химической промышленности России.

- Работая с картой, рис.48, стр.149 и текстом учебника определите:

Какое сырье имеет данная база?

Какие отрасли здесь представлены?

Какие проблемы имеет база?

(Каждый ученик работает с одной химической базой, а затем в группе обсуждаются результаты).

Шаг № 5.

-Проверьте, как вы поняли материал урока. Для этого выполните тестовое задание:

1. Главными районами по производству минеральных удобрений в России является:

А) Урал;

Б) Урал и Восточная Сибирь;

В) Урал, Восточная Сибирь и Центральная Россия;

2. Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:

А) калийных удобрений;

Б) серной кислоты;

В) пластмасс;

3. Из продукции химической промышленности наибольшее отставание России от развитых стран отмечается в производстве:

А) серной кислоты;

Б) полимеров;

В) минеральных удобрений;

4. Более энерго- и водоемким является производство:

А)пластмасс, химических волокон;

Б) серной кислоты и удобрений;

5. Главными районами производства полимерных материалов в России является:

А) Европейский Север и Центральная Россия;

Б) Центральная Россия и Поволжье;

В) Поволжье и Европейский Север;

IV. Домашнее задание.

Параграфы 28-29.