Цели урока:
изучить особенности
химической промышленности, показать ее значение
в экономике России, раскрыть особенности
размещения химической промышленности.
Опорные знания и умения: природные ресурсы, калийная соль, шины, пластмасс, каучук, апатиты, серная кислота.
Новые знания: химическая промышленность, состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий, их изменение под влиянием НТР.
Новые умения: Уметь составлять характеристику основных баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Методы обучения: репродуктивный.
Форма проведения: комбинированный тип урока.
Средства обучения: Карта "Химическая промышленность", коллекция "Химическое сырье".
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. На прошлом уроке мы с вами изучили тему "Цветная металлургия". Давайте вспомним: -На какие группы подразделяют цветные металлы? -Назовите основные металлургические базы тяжелых цветных металлов? -Где в Росси плавится основная часть алюминия? -Назовите основные районы добычи золота в России? III. Изучение нового материала. -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с химико-лесным комплексом , а точнее с химической промышленностью. В работе над этой темой вам поможет учебник и модуль (инструкция). |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. -Тяжелые (медь, цинк, свинец, олово, никель); легкие (алюминий, магний, титан); благородные (золото, платина, серебро и др.); редкоземельные (цирконий, селен, германий) - Уральская- заводы в Карабаше, Медногорске, Ревде, Пышме и др. -В Восточной Сибири. -Магаданская область, Красноярский край, Якутия, Иркутская область. Записывают число и тему урока в тетрадь. Класс делится на группы по 4 человека, каждая группа получает модуль. |
Модуль.
Шаг № 1.
-Дополните фразу:
" Химико-лесной комплекс слагается_________отраслями - ____________и____________промышленностью."
"Ведущая среди них-_____________ промышленность."
"Химизация - это широкое применение _________________ и _________ во всех хозяйственных отраслях."
Шаг № 2.
- Выявите три особенности химической промышленности.
Шаг № 3.
-Работая с текстом учебника (стр. 145-148 рис.47, табл.33, карта атласа "Химическая промышленность"), заполните таблицу "Химическая промышленность".
Отрасль | Продукция | Факторы размещения | Центры |
1. Горно-химическая. | |||
2. Основная химия. | |||
3. Химия органического синтеза. |
Шаг № 4.
- Выпишите основные базы химической промышленности России.
- Работая с картой, рис.48, стр.149 и текстом учебника определите:
Какое сырье имеет данная база?
Какие отрасли здесь представлены?
Какие проблемы имеет база?
(Каждый ученик работает с одной химической базой, а затем в группе обсуждаются результаты).
Шаг № 5.
-Проверьте, как вы поняли материал урока. Для этого выполните тестовое задание:
1. Главными районами по производству минеральных удобрений в России является:
А) Урал;
Б) Урал и Восточная Сибирь;
В) Урал, Восточная Сибирь и Центральная Россия;
2. Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:
А) калийных удобрений;
Б) серной кислоты;
В) пластмасс;
3. Из продукции химической промышленности наибольшее отставание России от развитых стран отмечается в производстве:
А) серной кислоты;
Б) полимеров;
В) минеральных удобрений;
4. Более энерго- и водоемким является производство:
А)пластмасс, химических волокон;
Б) серной кислоты и удобрений;
5. Главными районами производства полимерных материалов в России является:
А) Европейский Север и Центральная Россия;
Б) Центральная Россия и Поволжье;
В) Поволжье и Европейский Север;
IV. Домашнее задание.
Параграфы 28-29.