Русский язык во 2-м классе: "Упражнения в правописании имен собственных"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • воспитывать у детей потребность совершенствовать свою устную речь и письменную;
  • развивать умение писать под диктовку предложения с именами собственными;
  • продолжить упражнение в правописании имен собственных;
  • повторить изученные орфограммы;
  • развивать творческое мышление, логику, фантазию.

Оборудование:

  • ученика: тетрадь, учебник (Русский язык. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В. Пронина, издательство «Баласс», 2008 год), карандаш, ручка;
  • учителя: доска, мел, карточки: имя, фамилия, отчество, город, река, страна, клички животных, имена собственные, ( Р, р )ифмоград, (С, с)ладкоежкино, (З,з)апутанка, (Л,л)огикград, (Д,д)обавляйкино, картинки: Буратино, Чиполлино, Вини -Пух, Красная шапочка, ворота.

Ход мероприятия

Орг. Момент

Актуализация знаний. Тема

Посмотрите, к нам пришел веселый человечек. Его зовут Выдумляндик. У него на ниточке паровозик, но не простой, а из букв. Найдите, какие слова спрятались в этом паровозике.

-у-к-и-м-я -ь-к-р-г-о-р-о-д-ь-ы-я-р-е-к-а-ъ-ь-й-ф-к-л-и-ч-к-а (город, река, кличка)

- Что объединяет эти слова?

- А еще, какие слова пишутся с заглавной буквы?

- Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Сформулируйте тему урока.

- Выдумляндик предлагает провести этот урок, путешествуя по его стране. Согласны?

В путь! (имитируется шаг)

Минутка чистописания

Вот дорога, по которой мы идем. Из элементов каких букв она состоит? (щущу)

Ой, беда! Дорога оборвалась и теперь вам самим необходимо ее продолжить (до конца строки), используя элементы любых букв. Пофантазируйте! (Один ученик работает у доски)

Мы можем продолжать путь.

Упражнения в написании слов с заглавной буквы

Выдумляндик впервые в наших краях. Он прочитал эти слова, но ничего не понял.

(К, к)узьмин, (И, и)горь, (Н, н)иколаевич, (М, м)арина, (П, п)етрович, (К, к)оновалов.

- Ребята, вы поняли что написано? На какие группы можно разделить эти слова? (фамилия, имена, отчества) Запишите слова в тетрадь, распределяя их в три столбика.

- Какое правило необходимо знать, чтобы правильно написать эти слова? Подчеркните орфограмму.

Идем дальше.

(Р, р)ифмоград

- Мы подошли к городу. Как называется этот город? Нам надо записать название города. Как пишутся названия городов? Запишите.

-Чтобы открыть ворота этого города необходимо выполнить задания: а) закончи четверостишие:

Ну и елка, что за диво
И нарядна и красива
Ведь от низа до макушки
Понавешаны ………….(игрушки)

Подберите рифму к слову «игрушки». Запишите в тетрадь.

Ворота открыты и снова в путь.

(С, с)ладкоежкино

- На нашем пути населенный пункт. И опять название непонятно записано. Запишите название правильно. Какое правило мы должны вспомнить?

Мне сказали, что в этом населенном пункте есть такие улицы как: Шоколадная, Изюмная, Яблочная, Береговая, Чупачупсовая.

- Ребята, вам не кажется, что в названиях улиц что-то напутано? Какая улица лишняя? Почему?

- Запишите, по каким улицам можно гулять в Сладкоежкино. Какое правило мы должны вспомнить?

-С заданием мы справились, можно идти дальше.

Река

- Перед нами река. Кто знает, как она называется? Выдумляндик говорит, что мы в Выдумляндии, и мы можем сами придумать название реки. Кто придумал, запишите.

-Как пишутся названия рек?

- У реки можно и отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

И снова в путь.

Угадайка

Ребята, нас приглашают в гости местные жители. Они прислали телеграммы. Угадайте, кто они:

- «Лечу на шарике. Вижу ваш класс. Помогите! Падаю! Кто-то шарик подстрелил». (Вини Пух)

- «Приду к вам в гости. Принесу пирожков от мамы, если не встречу серого волка». (Красная Шапочка)

- «Нашел золотой ключик, но открыть ваш класс не могу». (Буратино)

- «Хотел бы к вам присоединиться, да не могу. Боюсь, вы будете плакать от моего витаминного запаха». (Чиполлино)

- Ребята, почему путешествуя на уроке русского языка, мы вспоминаем сказочных героев, у нас же не литературное чтение? (Имена сказочных героев пишутся с заглавной буквы)

- Запишите имена героев, приславших телеграммы. Вспомните других сказочных героев и дополните запись.

И снова в путь!

(Д, д)обавляйкино ( работа с учебником)

- У нас на пути деревня Добавляйкино. Как правильно написать название деревни? Почему?

Чтобы прогуляться по этому населенному пункту, нам необходимо открыть учебник (страница 99).

У леса стоит деревня … . Рядом речка … . Друзья … и … пошли на рыбалку. Они взяли удочки и ведерко. За ними весело бежит собака … .

- Чего не хватает в тексте? (имен собственных) Придумайте название деревни, реки, имена, кличку собаки и запишите в тетради столбиком.

- Что общего в этих словах? Подчеркните орфограмму.

- Подчеркните карандашом в тексте учебника опасные места (одно предложение выполнить коллективно).

- Закройте учебник. Выбудете писать этот текст под диктовку, добавляя имена собственные, которые сами придумали.

(После записи текста осуществляется взаимопроверка в парах. При затруднении можно обратиться к тексту учебника.)

- Кто написал без ошибок?

- Кто сделал одну ошибку? Две? Более двух?

- Не переживайте, в следующий раз вы этих ошибок не допустите.

А нам вновь пора в путь!

(Л, л)огикград

- Ребята, нас Выдумляндик подвел к воротам города с красивым названием Логикград. Запишите правильно и красиво название этого города в тетрадь. Подчеркните орфограмму.

Гуляя по этому городу необходимо логически мыслить. И вот нам задание: в каждом ряду найдите лишнее слово и запишите в тетрадь. Выбор обоснуйте.

Сергей, Анна, Софья, Саша, Светлана.

Москва, Илья, Искитим, Томск, Новосибирск.

Оля, Таня, Андрей, Суворов, Гриша.

Сидоров, Иванов, Кутузов, Степан, Пушкин.

Днепр, Обь, Иртыш, Байкал, Волга.

(З, з)апутанка

Выдумляндик нас пытался немного запутать, и вот мы по волшебству оказались в селе Запутанка. Как вы думаете, почему этот населенный пункт так называется?

- Действительно, в словах запутались буквы и не просто буквы, а целые слоги, спрятав слова. Найдите, какие слова спрятались (работа в парах, два человека работают у доски):

сиярос тонан винамаль

ровпет гавол новичива

кутскир

- Что общего у всех этих слов? Подчеркните орфограмму.

Итог урока

Подходит к концу наше путешествие по стране Выдумляндии. Нам пора прощаться с Выдумляндиком и возвращаться в класс. Сейчас я предлагаю вам немного пофантазировать. На счет 1, 2, 3 – вы должны « превратиться» в какое-нибудь сказочное транспортное средство, на котором мы вернемся в класс. Итак – 1,2, 3… и мы в своем классе!

- Какая орфограмма помогала нам в путешествии по стране Выдумляндии?

- Все ли мы на свете знаем? Выберите ответ на этот вопрос из данных :

* Мы уже все знаем!

* Мы еще не все знаем!

* Мы ничего не знаем!

* Мы уже кое-что знаем!

- А что необходимо для того, чтобы знать больше?

- Мне очень понравилось, как вы работали (оценка).

На память об этом уроке я хочу подарить вам закладки с наказом: « Учись, не ленись!»

Спасибо!

Урок окончен!