Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Наш город Ханты-Мансийск, в котором мы живем, называют жемчужиной Югорского края. Природа Югры - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая красота и прелесть. Однако наши дети из-за суровой зимы ограничены в общении с объектами природы. Помочь накопить личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития - стало создание оздоровительной экологической тропинки на территории детского сада "Серебряные крылышки".
Цель: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
- Формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями природы.
- Формирование навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Развитие художественно-творческих способностей детей через участие в праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической направленности.
- Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы.
- Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Этапы создания и оформления тропинки:
- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей.
- Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде паспорта.
- Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - Экоши.
- Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Цели:
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Знакомство с хозяином тропинки Экошей.
- Знакомство с картой-схемой экологической тропинки.
- Знакомство с выносными знаками, обозначающими каждую точку.
- Закрепление правил поведения в природе.
Стоянка. "Зеленая аптека"
Объекты для наблюдений: ромашка, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, крапива, календула, мята, чистотел, мелисса, лопух.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях и их целебных свойствах; о правилах их сбора, хранения и применения.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев.
- Рассматривание и сбор семян растений.
- Труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка грядки к зиме.
- Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.
- Игры с детьми: "Мы растения", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить" и т.д.
Стоянка. "Деревья"
Объекты для наблюдений: береза, осина, рябина, тополь, верба, кедр, сосна, ель, лиственница.
Цели:
- Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях.
- Формировать представления о значении деревьев в жизни человека.
- Воспитывать интерес к деревьям, желание узнавать, как они себя чувствуют и помогать им.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года.
- Сравнение их между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена и др.
- Забота человека о деревьях.
- Использование луп для наблюдений.
- Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование.
- Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
- Связь с животными.
Игры с детьми: "Мы деревца", "Подари дереву подарок", "С какого дерева листок", "К названному дереву беги", "Следопыты", "Кто с кем дружит" и т.д.
Задания детям: "Нарисуй любимое дерево", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжку-малышку", "Придумай имя" и т.д.
Проведение выставки "Чудо-дерево".
Проведение праздников: "Праздник русской березки", "Ивушка плакучая", "Кедр - коренной сибиряк", "Птичья столовая" и др.
Стоянка. "Грибная полянка"
Объекты для наблюдений: белые грибы, маслята, подберезовики, поганки, мухоморы.
Цели:
- Закреплять и обобщать знания детей о грибах.
- Дать детям представление о правилах сбора грибов.
- Формировать представление об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Наблюдение за грибницей в разное время года.
- Беседы "Над землей и под землей", "Грибной дождь".
- Связь с растительным и животным миром.
- Беседа о полезных свойствах мухоморов для животных.
- Рассматривание и сбор грибов.
- Загадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок о грибах.
Игры с детьми: "В какой сказке я живу", "Кто с кем дружит?", "Слепая гусеница", "У медведя во бору", "Съедобные-несъедобные" и т.д.
Задания детям: "Нарисуй гриб", "Вылепи пень с грибами", "Придумай сказку о грибах"
Выставка работ из природного и бросового материала "Ты грибочек не зевай, а в лукошко полезай", "Грибное царство" и др.
Проведение праздников и развлечений: "Дары осени", "Советы старичка Лесовичка", "Мастерская Бабы Яги" и др.
Стоянка. "Муравьиный город"
Объекты для наблюдений: муравейник, муравьи.
Цели:
- Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет муравейники.
- Объяснять, что строительство муравейника - это большой труд многих тысяч шестиногих созданий.
- Воспитывать доброжелательное отношение к живым существам.
- Разъяснять, почему нельзя разорять муравейники.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Наблюдение за муравейником в разные времена года.
- Связь с растительным и животным миром.
- Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты.
Игры с детьми: "Мы муравьи", "Зима - лето", "Муравьиная ванна", "Фотограф".
Задания детям: "Нарисуй муравейник", "Сочини сказку", "Построй сам муравейник" и др.
Стоянка. "Ориентирование"
Цели:
- Познакомить детей с компасом.
- Формировать представление об ориентировании на карте и местности.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Знакомство с компасом.
- Вступительная беседа: "Как пользоваться компасом", "Стороны света".
- Познакомить детей с природными ориентирами: солнце, звезды, мох на деревьях.
- Исследование территории детского сада, определение сторон света по компасу и по природным ориентирам.
Задания:
- Определить по компасу расположение различных объектов.
- Предложить другие способы ориентирования.
Практикум:
- Практическое занятие с компасом.
- Обозначение ориентировки на местности.
- Составление карты.
Стоянка. "Чудо-огород"
Объекты для наблюдений: капуста, картофель, томат, редис, свекла, морковь, репа, огурцы, горох, петрушка, укроп, лук, чеснок, перец, кабачок, подсолнух.
Цели:
- Систематизировать и дополнить знания детей о культурных растениях, растительных сообществах.
- Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.
- Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Посадка семян на рассаду.
- Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев.
- Рассматривание и сбор семян растений.
- Труд на грядке: посадка рассады растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка грядки к зиме. Сбор урожая.
- Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.
Игры с детьми: "Мы растения", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить".
Стоянка. "Удивительное рядом"
Цели:
- Развивать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, накапливать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (объектов природы, символов, условных заместителей, моделей).
- Расширять поисково-познавательную деятельность путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия в непосредственном контакте с естественными факторами природы.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Организация экспериментальной и поисковой деятельности.
- Беседы - обобщающие, эвристические, сопровождающие.
- Обсуждение и проигрывание ситуаций.
- Уроки доброты.
- Логические задачи экологического содержания.
- Экологические конкурсы и тренинги.
- Обучающие ситуации с игровой мотивацией.
- Чтение экологических сказок.
- Изготовление природоохранных знаков и щитов.
- Рисование на природе.
Стоянка. "Уголок нетронутой природы"
Объекты для наблюдений:
- Участок хвойного леса.
- Деревья: кедр, сосна, ель, рябина, осина.
- Травянистые растения: мать-и-мачеха, крапива, земляника, злаки, подорожник.
- Кустарники: шиповник и брусника.
- Мхи на корнях деревьев и почве, под деревьями - грибы.
- Полянка - открытое освещенное место, окруженное деревьями.
- На полянке - полуразложившийся пень с насекомыми, кротовины. Муравейник.
- На тропинке - плотно утрамбованная почва.
- Дупло дятла. Гнездо белки. Кормушка для подкормки белок на кедре. Белки, птицы.
Цели:
Знакомство с экосистемой "Лес",
взаимосвязями растений с окружающей средой
(солнце - свет, вода, тепло, почва, животные и
птицы).
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Рассматривание и наблюдение за жизнью леса в разные времена года.
- Прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. Проведение эколого-оздоровительных походов.
- Беседы с детьми о лесе, как о сообществе растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
- Сравнение разных видов деревьев между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена и др.
- Забота человека о лесе.
- Разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о лесе и его обитателях.
- Использование луп для наблюдений.
- Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование.
- Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
- Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.
- Связь с миром животных, птиц, насекомых.
Игры с детьми: "Экологическая цепочка", "Мгновенная фотография", "С какого дерева листок", "Неприродная тропа", "Следопыты", "Кто с кем дружит", "Микропоход", "Звуки природы", "Жилище на коленях", "Окна Земли" и т.д.
Задания детям: "Нарисуй лес", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжку-малышку", "Придумай имя" и т.д.
Проведение выставки "Чудо лес", "Дары леса".
Проведение праздников и развлечений: "Сказки старого леса", "Встреча птиц", "В гостях у старичка Лесовичка", "Война грибов".
Проведение природоохранных акций "Чистый лес", "Уютный дом".
Мы хотим, чтобы каждый ребенок, пройдя по нашей тропинке, понял великую необыкновенность природы, которая незаметна в городской суете. Почувствовал в груди огонек желания защитить свою родную природу от неразумного обращения с ней.