ЦЕЛИ:
- обучающая: обобщить знания о строение и свойствах этилена;
- развивающая: закрепление умений и навыков обращения с лабораторным оборудованием;
- воспитывающая: привитие интереса к предмету химия, привитие культур проведение опытов.
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: на демонстрационном столе и столах учащихся прибор для получения газов, в пробирке смесь концентрированной серной кислоты и спирта с добавлением прокаленного речного песка, пробирки, лабораторный штатив, 2 мл раствора йода в воде, подкисленный раствор перманганата калия, спиртовка, спички; на доске таблица "Техника безопасности при работе с кислотами", модель этилена.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация знаний (фронтальный опрос).
Какое строение имеет молекула этилена?
Как можно получить этилен в лаборатории?
Какие свойства характерны для этилена?
Новая тема.
Почти две тысячи лет до нашей эры при дворе китайского императора жил старик-садовник. Цветы и плоды из императорских садов славились по всему Китаю. Росло в саду грушевое дерево, которое плодоносило раз в десять лет, и лишь тогда созревали груши когда было теплое лето.
Однажды весной Багдыхан вызвал своего садовника и сказал: "Этой осенью хочу получить зрелые плоды с грушевого дерева. В награду получишь столько золота, сколько будут весить груши. Но если не выполнишь приказ - прикажу казнить".
Лето выдалось холодное, не было ни какой надежды, что груши могут созреть. Но садовник снял недозрелые груши, разложил их в своей комнате и стал окуривать их ладаном. Груши через некоторое время стали янтарно-желтыми. Садовник не понес груши к императору, а раздал детям и исчез. Секрет дозревания груш исчез вместе с ним.
Прошло много столетий прежде чем проверили состав дыма ладана. Оказалось, что в его дыме имеется бесцветный легкий газ - этилен. В настоящее время он используется для дозревания плодов.
Техника безопасности в кабинете химии при работе с кислотами.
Проведение практической работы.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
На столах стоит штатив с пробиркой, в которой смесь (К) H SO и этиловый спирт.
Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
Зажгите спиртовку.
Осторожно нагревайте пробирку. (Что наблюдаете?).
Опустите газоотводную трубку в пробирку с водным раствором йода. (Что наблюдаете?).
Опустите газоотводную трубку в пробирку с раствором перманганата калия.
Поверните конец газоотводной трубки вверх. Зажгите выделяющийся газ. (Что образуется?).
Напишите все уравнения.
Что делали? | Что наблюдали? |
Выводы: |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Повторить свойства этиленовых углеводородов. Найти интересное о каучуке.
ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.
- При работе с кислотами соблюдайте осторожность.
- При попадании на кожу рук смыть большим количеством воды и 3% раствором питьевой воды.
- Нагревайте осторожно смесь в пробирке-реакторе.
- Замените пробирку с йодной водой на пробирку с раствором перманганата калия, не прекращая нагревание.
- Так как пары брома ядовиты, в качестве реактива использую растворенный в воде 10% раствор йода.