Получение этилена и опыты с ним

Разделы: Химия


ЦЕЛИ:

  • обучающая: обобщить знания о строение и свойствах этилена;
  • развивающая: закрепление умений и навыков обращения с лабораторным оборудованием;
  • воспитывающая: привитие интереса к предмету химия, привитие культур проведение опытов.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: на демонстрационном столе и столах учащихся прибор для получения газов, в пробирке смесь концентрированной серной кислоты и спирта с добавлением прокаленного речного песка, пробирки, лабораторный штатив, 2 мл раствора йода в воде, подкисленный раствор перманганата калия, спиртовка, спички; на доске таблица "Техника безопасности при работе с кислотами", модель этилена.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Актуализация знаний (фронтальный опрос).

Какое строение имеет молекула этилена?

Как можно получить этилен в лаборатории?

Какие свойства характерны для этилена?

Новая тема.

Почти две тысячи лет до нашей эры при дворе китайского императора жил старик-садовник. Цветы и плоды из императорских садов славились по всему Китаю. Росло в саду грушевое дерево, которое плодоносило раз в десять лет, и лишь тогда созревали груши когда было теплое лето.

Однажды весной Багдыхан вызвал своего садовника и сказал: "Этой осенью хочу получить зрелые плоды с грушевого дерева. В награду получишь столько золота, сколько будут весить груши. Но если не выполнишь приказ - прикажу казнить".

Лето выдалось холодное, не было ни какой надежды, что груши могут созреть. Но садовник снял недозрелые груши, разложил их в своей комнате и стал окуривать их ладаном. Груши через некоторое время стали янтарно-желтыми. Садовник не понес груши к императору, а раздал детям и исчез. Секрет дозревания груш исчез вместе с ним.

Прошло много столетий прежде чем проверили состав дыма ладана. Оказалось, что в его дыме имеется бесцветный легкий газ - этилен. В настоящее время он используется для дозревания плодов.

Техника безопасности в кабинете химии при работе с кислотами.

Проведение практической работы.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

На столах стоит штатив с пробиркой, в которой смесь (К) H SO и этиловый спирт.

Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

Зажгите спиртовку.

Осторожно нагревайте пробирку. (Что наблюдаете?).

Опустите газоотводную трубку в пробирку с водным раствором йода. (Что наблюдаете?).

Опустите газоотводную трубку в пробирку с раствором перманганата калия.

Поверните конец газоотводной трубки вверх. Зажгите выделяющийся газ. (Что образуется?).

Напишите все уравнения.

Что делали? Что наблюдали?
Выводы:  

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Повторить свойства этиленовых углеводородов. Найти интересное о каучуке.

ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.

  1. При работе с кислотами соблюдайте осторожность.
  2. При попадании на кожу рук смыть большим количеством воды и 3% раствором питьевой воды.
  3. Нагревайте осторожно смесь в пробирке-реакторе.
  4. Замените пробирку с йодной водой на пробирку с раствором перманганата калия, не прекращая нагревание.
  5. Так как пары брома ядовиты, в качестве реактива использую растворенный в воде 10% раствор йода.