Цели: продолжить работу по формированию представления учащихся о переходных химических элементах, развить умения составлять уравнения химических реакций через использование приемов критического мышления и информационных технологий, МПС
"Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию". (Мишель де Монтень)
Оборудование: коллекция "Al и его сплавы". Al (фольга, проволока, гранулы, порошок), диск "Виртуальная химическая лаборатория. 9 класс", учебник (О.С. Габриелян "Химия.9 класс"., - М.; Дрофа, 2002 г.)
I стадия "Вызов".
1 прием "Ключевые слова" (после темы урока, учащиеся называют слова по теме урока, учитель записывает на доске, из которых составляют предложения) и формулируют предложения с опорой на предыдущие знания из разных предметов.
металл | гидроксид |
амфотерность | оксид |
катион | соль |
блеск | легкий |
эл. проводен | алюминотермия |
МПС: география, физика, история, литература, русский язык, биология.
Учащиеся формулируют сами задачи урока, которые будут решать по этой теме.
2. Характеристика Al по его положению в ПСХЭ
3. Физические свойства Al (п. 2 и 3 - используют опорный конспект)
II стадия "Осмысление".
4. Химические свойства Al
Прием "Двухчастный дневник" (тетрадь)
(1 ч. - конспект излагаемого материала
2 ч. - возникающие вопросы и неясные моменты)
- связь текста с личным опытом, удовлетворение природной любознательности. (Принцип: "Если хочешь запомнить - забудешь, если хочешь понять - запомнишь")
Оборудование: диск "Виртуальная химическая лаборатория. 9 класс"
Тема: "Al и его соединения"
ТБ при работе с Al (лаб. работа)
Взаимодействие Al с O2
Взаимодействие Al с NaOH и HCl
Взаимодействие Al с H2O (запись уравнений в молекулярном и ионном виде). Какое свойство доказано: амфотерное
Дополнительно: Алюминотермия:
3Fe3O4+8Al>4Al2O3+9Fe (учебник, стр. 59)
Получение Al: стр.59 (уч-к) и опорный конспект
III стадия "Рефлексия".
Прием "Эссе" (подытожить свои знания: 2 вопроса:
1. Что узнали по теме?
2. Что хотели еще узнать?)
Учитель читает химическую сказку про Al (9 класс, I часть, стр. 46), а учащиеся записывают химические уравнения реакций, о который идет речь. (сразу можно проверить)
IV. Д/з: 13, стр 57-60, стр. 60 упр. 7, повторить 2.
Литература:
- О.С. Габриелян "Химия.9 класс", - М.; "Дрофа", 2002 г.
- В.Г. Денисова "Химия. 9 класс. Поурочные планы", - Волгоград; "Учитель", 2003 г.
- С.В. Бочарова "Химия. 9 класс. Поурочные планы, часть 1"; - Волгоград; "Учитель", 2003 г.
- О.С. Габриелян, И.Г Остроумов "Настольная книга учителя. Химия 9 класс", - М.; "Дрофа",2002 г.
- Диск "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия". Уроки химии 8-9 кл.
- Диск "Химия (8-11 кл.) "Виртуальная лаборатория". (Учебное электронное издание)
- Г.Л. Маршанова "500 задач по химии. 8-11 кл.", - М.; "Издат-школа", 2000 г.
- Э.Н. Рэмсден "Начало современной химии", - Л; "Химия", 1989 г.